7. Общенаучная методология теории государства и права.
Методологией теории государства и права называется совокупность приемов и способов, с помощью которых она изучает окружающую действительность. Различают общие (универсальные, общенаучные, философские) методы, присущие всем наукам, отраслям знаний и учебным дисциплинам, так как в их основе лежат наиболее общие законы познания развития природы, общества и мышления, и частные методы — их применяет какая-либо одна наука, либо совокупность наук и специальные методы. Совокупность методов и приемов научного исследования и есть методология общей теории государства и права. К общенаучным методам можно отнести идеалистический (метафизика) и материалистический (диалектика) методы познания: - в рамках метафизики, государство и право рассматриваются как самодовлеющие явления, которые существуют независимо от воли человека, явления постоянные и неизменные; их происхождение и существование связывается либо с объективным разумом, либо с сознанием человека, его переживаниями и осознанными усилиями, при этом в представлениях о развитии и существовании государства и права преобладают не внешние (объективные) факторы, а некие внутренние духовные начала; - диалектика (греч. — искусство вести беседу) является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; об общих законах бытия и познания. При таком, безусловно, доминирующем в отечественном научно-исследовательском подходе государственно-правовые явления окружающей жизни изучаются в своем развитии, динамике, в теснейшем взаимодействии с иными факторами общественного бытия — экономикой, политикой, культурой и др. Основными законами диалектики, которые полностью проявляют себя в государственно-правовой сфере, являются: единство и борьба противоположностей (вся история развития государства и права буквально пронизана этой борьбой); переход от количественных изменений к качественным и закон “отрицания-отрицания”. Теория государства и права оперирует также категориями диалектики — наиболее общими познавательными структурами, которые показывают противоречивость, изменчивость и связь всего сущего (форма и содержание, сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и т.д.). К частнонаучным методам исследования государственно-правовых явлений относятся: - формально-юридический (догматический) метод применяется для изучения права как такового, как единственного в своем роде феномена, поэтому оно исследуется в отрыве от всех иных явлений, обособленно. Право ни с чем другим не сравнивается и не сопоставляется (ни с экономикой, ни с политикой, ни с моралью, ни с этикой), государственно-правовые элементы (их структуры, взаимосвязи, сущность) изучаются сами по себе для выработки “чистой” конструкции; - терминологический метод исследования — это оперирование базовыми и периферийными понятиями тех или иных государственно-правовых проблем, исследование государственно-правовых явлений через анализ закрепленных в науке понятий и дефиниций; - сравнительно-правовой метод заключается в сопоставлении определенных государственно-правовых институтов, правовых явлений и процессов тех или иных стран и правовых систем, в целях выявления сходства или различия между ними для наиболее оптимального варианта их выражения. Можно сравнивать правовые системы, отрасли права, сходные (одноименные) правовые институты и нормы. Главное требование — сравниваемые явления должны быть сопоставимы. Высокая востребованность сравнительно-правового метода вызвала к жизни самостоятельную науку сравнительного правоведения (компаративистику); - конкретно-социологический метод — это учет социальных факторов при изучении государства и права; выявление мнения общественности по поводу тех или иных аспектов государства и права; исследование государственно-правовой жизни на основе фактических данных путем анализа статистических данных, опросов населения, правовых экспериментов, интервьюирования, анкетирования, телефонных опросов, наблюдения. Именно исследование правовой практики с помощью конкретно-социологических приемов в значительной мере позволяет судить об эффективности вновь вводимых и существующих государственно-правовых институтов. В последнее время на этой почве возникло самостоятельное направление юридической науки — социология права; - метод правового моделирования служит для создания чистой (теоретической) идеи необходимой юридической нормы (для чего и как она будет выглядеть, каким образом взаимодействовать с другими нормами); это представление модели, идеала; - историко-сравнительный метод теории государства и права заключается в исследовании закономерностей возникновения и развития, а также сравнения государственных и правовых институтов в различные периоды исторического развития (синхронное, асинхронное, диахронное сравнение). - логические методы используют средства и способы логического изучения и объяснения права. Основаны на законах формальной логики и исходят из того, что право — это формальноопределенная, стройная система, а всякая норма права — это законченное суждение. Законами логики, без которых юридические научные исследования не могут обойтись, являются: закон тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе); закон противоречия/непротиворечивости (два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными — одно из них необходимо ложно); закон исключения третьего (из двух противоречащих друг другу суждений одно обязательно истинно); закон достаточного основания (всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание). Видами логического метода являются анализ, синтез, индукция и дедукция: - анализ — это разделение целого на составные элементы (выявление структуры государственного аппарата, деление системы права на отрасли, установление взаимосвязей и особенностей; анализ юридических документов (контент-анализ); - синтез — это обобщение полученных данных и создание цельной картины; - индукция — это исследование от частного к общему; формирование картины отдельных свойств государства и права.Например, на основании определенной нормы права можно уяснить структуру и построение всего законодательства как совокупности юридических норм; путем выявления признаков конкретного государственного органа можно понять, что механизм государства — это совокупность государственных органов, выполняющих определенные государственные функции и т.д.; - дедукция — это суждение от общего к частному (например, от конкретной отрасли права к специфике ее правовой нормы). К специальным методам можно отнести социально-психологический, математический, кибернетический, статистический и др. Например, кибернетический метод теории государства и права используется для автоматизированной обработки, хранения и поиска правовой информации.
- 1. Теория государства и права в системе юридических наук.
- 2. Классификация юридических наук.
- 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками.
- 4. Теория государства и права и политология: общее и особенное.
- 5. Философия права и социология права.
- 6. Предмет теории государства и права.
- 7. Общенаучная методология теории государства и права.
- 8. Специальные (частнонаучные) методы в изучении теории государства и права.
- 9. Теория государства и права как учебная дисциплина.
- 10.Система науки теории государства и права.
- 11. Предпосылки возникновения государства.
- 12. Патриархальная теория происхождения государства.
- 13. Теологическая теория происхождения государства.
- 14. Договорная теория происхождения государства.
- 15. Т. Гоббс о происхождении государства.
- 16. Дж. Локк о понятии и генезисе государства.
- 17. Ж.-ж. Руссо «Об общественном договоре».
- 18. Теория насилия и органическая теория происхождения государства.
- 19. Марксистско-ленинская теория происхождения государства.
- 20. Понятие и сущность государства.
- 21. Признаки государства.
- 22. Функции современного государства.
- 23. Формационный подход к типологии государств.
- 24. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 25. Исторические типы государств.
- 26. «Политика» и полития Аристотеля.
- 27. «Идеальное государство» Платона.
- 28. Цицерон о государстве и праве.
- 29. Понятие, сущность и типология власти.
- 31. Истоки теории разделения властей.
- 32. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.
- 33. Понятие и элементы формы государства.
- 34. Формы государственного правления.
- 35. Монархия как форма правления.
- 36. Республиканская форма правления.
- 37. Нетрадиционные формы правления.
- 38. Формы государственного устройства.
- 39. Основные характеристики унитарного государства.
- 40. Федеративное государство: понятие и признаки.
- 41. Типы федераций в современном мире.
- 42. Конфедерация как форма государственного устройства.
- 43. Типология политических режимов.
- 44. Тоталитаризм: история и современность.
- 45. Авторитарный политический режим.
- 46. Демократия: политико-правовая характеристика.
- 47. Классификация государств по степени централизации власти.
- 48. Теоретические основы правового государства.
- 49. Признаки современного правового государства.
- 50. Понятие и элементы политической системы общества.
- 51. Государство в политической системе общества.
- 52. Понятие и виды суверенитета.
- 53. . Идея суверенитета в истории политико-правовой мысли.
- 54. Суверенитет в федеративном государстве.
- 55. Возникновение и развитие идеи гражданского общества в политико-правовой мысли.
- 56. Гражданское общество и государство.
- 57. Институты гражданского общества в современной России.
- 58. Теория разделения властей в западной политико-правовой мысли.
- 59. Русские правоведы о разделении властей.
- 60. Политическая власть: понятие и признаки.
- 61. Понятие и элементы механизма государства.
- 62. Принципы организации и функционирования механизма государства.
- 63. Классификация органов государственной власти.
- 64. Система органов законодательной власти в рф.
- 65. Система органов исполнительной власти в рф.
- 66. Президентская власть в системе государственной власти.
- 67. Система органов судебной власти в рф.
- 68. Понятие и задачи конституционного правосудия.
- 69. Система органов государственной власти субъектов рф.