37. Нетрадиционные формы правления.
Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
- 1. Теория государства и права в системе юридических наук.
- 2. Классификация юридических наук.
- 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками.
- 4. Теория государства и права и политология: общее и особенное.
- 5. Философия права и социология права.
- 6. Предмет теории государства и права.
- 7. Общенаучная методология теории государства и права.
- 8. Специальные (частнонаучные) методы в изучении теории государства и права.
- 9. Теория государства и права как учебная дисциплина.
- 10.Система науки теории государства и права.
- 11. Предпосылки возникновения государства.
- 12. Патриархальная теория происхождения государства.
- 13. Теологическая теория происхождения государства.
- 14. Договорная теория происхождения государства.
- 15. Т. Гоббс о происхождении государства.
- 16. Дж. Локк о понятии и генезисе государства.
- 17. Ж.-ж. Руссо «Об общественном договоре».
- 18. Теория насилия и органическая теория происхождения государства.
- 19. Марксистско-ленинская теория происхождения государства.
- 20. Понятие и сущность государства.
- 21. Признаки государства.
- 22. Функции современного государства.
- 23. Формационный подход к типологии государств.
- 24. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 25. Исторические типы государств.
- 26. «Политика» и полития Аристотеля.
- 27. «Идеальное государство» Платона.
- 28. Цицерон о государстве и праве.
- 29. Понятие, сущность и типология власти.
- 31. Истоки теории разделения властей.
- 32. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.
- 33. Понятие и элементы формы государства.
- 34. Формы государственного правления.
- 35. Монархия как форма правления.
- 36. Республиканская форма правления.
- 37. Нетрадиционные формы правления.
- 38. Формы государственного устройства.
- 39. Основные характеристики унитарного государства.
- 40. Федеративное государство: понятие и признаки.
- 41. Типы федераций в современном мире.
- 42. Конфедерация как форма государственного устройства.
- 43. Типология политических режимов.
- 44. Тоталитаризм: история и современность.
- 45. Авторитарный политический режим.
- 46. Демократия: политико-правовая характеристика.
- 47. Классификация государств по степени централизации власти.
- 48. Теоретические основы правового государства.
- 49. Признаки современного правового государства.
- 50. Понятие и элементы политической системы общества.
- 51. Государство в политической системе общества.
- 52. Понятие и виды суверенитета.
- 53. . Идея суверенитета в истории политико-правовой мысли.
- 54. Суверенитет в федеративном государстве.
- 55. Возникновение и развитие идеи гражданского общества в политико-правовой мысли.
- 56. Гражданское общество и государство.
- 57. Институты гражданского общества в современной России.
- 58. Теория разделения властей в западной политико-правовой мысли.
- 59. Русские правоведы о разделении властей.
- 60. Политическая власть: понятие и признаки.
- 61. Понятие и элементы механизма государства.
- 62. Принципы организации и функционирования механизма государства.
- 63. Классификация органов государственной власти.
- 64. Система органов законодательной власти в рф.
- 65. Система органов исполнительной власти в рф.
- 66. Президентская власть в системе государственной власти.
- 67. Система органов судебной власти в рф.
- 68. Понятие и задачи конституционного правосудия.
- 69. Система органов государственной власти субъектов рф.