logo
TGP

24. Цивилизационный подход к типологии государств.

Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей.

Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Замечено, что духовно-культурные факторы способны:

• полностью блокировать влияние того или иного способа производства;

• частично парализовать его действие;

• прервать поступательное формационное движение;

• усиливать социально-экономическое развитие.

Таким образом, согласно цивилизационному подходу экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.

Сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк Арнольд Джон Тойнби в качестве типа цивилизации называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. Применяются и другие основания типологизации. Так, используется географический критерий, по которому выделяют южные, северные и средние цивилизации. По основанию отношения церкви, государства и права выделяют следующие типы: теократический, клерикальный, атеистический, светский. Признак самостоятельности позволяет разделять цивилизации на первичные и производные. Имеются и другие основания и, как следствие, тип государства и права. Рассмотрим характерные особенности отдельных типов.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Выделяют следующие виды цивилизации:

• локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);

• особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

• всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется на основе принципа глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Выделяют также первичные и вторичные цивилизации, государства которых отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Для государств первичных цивилизаций характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным относят, в частности, древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую цивилизации.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. К таким цивилизациям относят западноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Возможна классификация государств по их отношению к религии. Выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. В свою очередь, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство. Государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни какой-либо иной помощи.

В светских государствах религиозные организации не выполняют по государственному поручению юридических функций. Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если она не нарушает действующее законодательство, однако оно вправе регулировать наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство религиозных организаций перед законом.

Промежуточный вариант между светским и теократическим государствами – клерикальное. Особенность данного государства в том, что оно не объединено с церковью, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

• признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

• получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

• наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть и даже регулировать брачно-семейные отношения;

• право церкви иметь свое представительство в государственных органах;

• осуществление церковью контроля в области воспитания, введение религиозной цензуры в печатной продукции, кино, телевидении и т. п.

Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в Палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Следует также отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Атеистические государства вытесняют религию как мировоззрение, а церковь – как социальный институт из общественной жизни. Религиозные организации либо запрещаются, либо ставятся в такие условия, в которых они не могут нормально функционировать. Церковнослужители подвергаются гонениям, у церкви изымается ее имущество, включая храмы и культовые предметы.

Религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий. Священнослужители и верующие могут быть репрессированы, запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение. Свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.