65. Система органов исполнительной власти в рф.
Система органов исполнительной власти - совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.
Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:
федерализма, который отражается:
а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);
б) на юридическом положении органов исполнительной власти:
определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;
законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;
сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация - сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация - закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.
Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:
Правительство РФ;
федеральные министерства (отраслевое управление);
государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).
- 1. Теория государства и права в системе юридических наук.
- 2. Классификация юридических наук.
- 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками.
- 4. Теория государства и права и политология: общее и особенное.
- 5. Философия права и социология права.
- 6. Предмет теории государства и права.
- 7. Общенаучная методология теории государства и права.
- 8. Специальные (частнонаучные) методы в изучении теории государства и права.
- 9. Теория государства и права как учебная дисциплина.
- 10.Система науки теории государства и права.
- 11. Предпосылки возникновения государства.
- 12. Патриархальная теория происхождения государства.
- 13. Теологическая теория происхождения государства.
- 14. Договорная теория происхождения государства.
- 15. Т. Гоббс о происхождении государства.
- 16. Дж. Локк о понятии и генезисе государства.
- 17. Ж.-ж. Руссо «Об общественном договоре».
- 18. Теория насилия и органическая теория происхождения государства.
- 19. Марксистско-ленинская теория происхождения государства.
- 20. Понятие и сущность государства.
- 21. Признаки государства.
- 22. Функции современного государства.
- 23. Формационный подход к типологии государств.
- 24. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 25. Исторические типы государств.
- 26. «Политика» и полития Аристотеля.
- 27. «Идеальное государство» Платона.
- 28. Цицерон о государстве и праве.
- 29. Понятие, сущность и типология власти.
- 31. Истоки теории разделения властей.
- 32. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.
- 33. Понятие и элементы формы государства.
- 34. Формы государственного правления.
- 35. Монархия как форма правления.
- 36. Республиканская форма правления.
- 37. Нетрадиционные формы правления.
- 38. Формы государственного устройства.
- 39. Основные характеристики унитарного государства.
- 40. Федеративное государство: понятие и признаки.
- 41. Типы федераций в современном мире.
- 42. Конфедерация как форма государственного устройства.
- 43. Типология политических режимов.
- 44. Тоталитаризм: история и современность.
- 45. Авторитарный политический режим.
- 46. Демократия: политико-правовая характеристика.
- 47. Классификация государств по степени централизации власти.
- 48. Теоретические основы правового государства.
- 49. Признаки современного правового государства.
- 50. Понятие и элементы политической системы общества.
- 51. Государство в политической системе общества.
- 52. Понятие и виды суверенитета.
- 53. . Идея суверенитета в истории политико-правовой мысли.
- 54. Суверенитет в федеративном государстве.
- 55. Возникновение и развитие идеи гражданского общества в политико-правовой мысли.
- 56. Гражданское общество и государство.
- 57. Институты гражданского общества в современной России.
- 58. Теория разделения властей в западной политико-правовой мысли.
- 59. Русские правоведы о разделении властей.
- 60. Политическая власть: понятие и признаки.
- 61. Понятие и элементы механизма государства.
- 62. Принципы организации и функционирования механизма государства.
- 63. Классификация органов государственной власти.
- 64. Система органов законодательной власти в рф.
- 65. Система органов исполнительной власти в рф.
- 66. Президентская власть в системе государственной власти.
- 67. Система органов судебной власти в рф.
- 68. Понятие и задачи конституционного правосудия.
- 69. Система органов государственной власти субъектов рф.