63. Классификация органов государственной власти.
Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих, наделена государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций.
Таким образом, как видно из определения, задачи и функции государства реализуются посредством деятельности государственного механизма, а орган государства — это часть государственного механизма, его основная ячейка, которая обладает следующими специфическими особенностями:
1. Государственный орган наделен властными полномочиями.
Вообще, любое государственно-властное полномочие характеризуется рядом признаков:
• порядок формирования, принципы деятельности государственного органа, его структура и компетенция закрепляются правовыми нормами;
• государственный орган наделен правом издания юридических актов, имеющих обязательную правовую силу;
• в издаваемых юридических актах происходит установление некоторых предписаний, правил поведения. Исполнение данных установлений обеспечивается мерами убеждения, воспитания, поощрения, а также возможностью применения принудительной (карательной) государственной силы;
• государственный орган опирается на материально-техническое обеспечение установленных предписаний.
В данной особенности содержания понятия «государственный орган» проявляется взаимосвязь государства и права, всего государственного механизма и отдельного государственного органа.
2. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполняет строго определенные, свойственные ему функции.
4. Для осуществления поставленных перед ними задач государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к числу которых относятся: материальные ценности, многочисленные организации, предприятия, учреждения, не являющиеся государственными органами.
5. Физическим воплощением государственного органа являются люди, из которых состоит аппарат данного органа. Это может быть как отдельное должностное лицо (единоличный государственный орган), так и несколько государственных служащих (коллегиальный государственный орган).
Все многообразие государственных органов можно классифицировать по различным критериям. По виду юридического источника легитимности существования государственного органа они подразделяются на следующие виды:
• первичные органы — данная группа государственных органов устанавливается в нормах Конституции РФ, федеральных и федеральных конституционных законов, уставов субъектов Российской Федерации. Такие органы созданы непосредственно для выполнения задач и функций государства;
• вторичные органы — учреждаются в нормах подзаконных нормативных актов — постановлений и распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента РФ. Такие органы созданы для обеспечения исполнения первичными государственными органами своих полномочий.
Как указывалось выше, по принципу разделения властей все государственные органы делятся на три основные группы (ветви власти): законодательные (представительные), исполнительные, судебные.
По действию в пространстве государственные органы классифицируют на федеральные органы Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
По такому критерию, как длительность действия, все государственные органы делятся на две группы: постоянные и временные, которые в свою очередь делятся на чрезвычайные и военные.
По числу государственных служащих, состоящих на службе в государственном органе, органы подразделяют на единоличные — с одним государственным служащим и коллегиальные — с двумя и более.
Следует отметить, что обобщающим критерием классификации государственных органов, составляющих механизм Российского государства, является их место, роль и функциональное назначение в структуре государственного механизма. Итак, в соответствии с указанным критерием выделяются следующие государственные органы:
1. Президент Российской Федерации — это глава государства, который, согласно Конституции РФ и федеральным законам, выступает в роли гаранта конституционных прав и свобод человека и гражданина, гаранта охраны суверенитета Российского государства.
Кроме того, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Президент также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
Однако наряду с Президентом Российской Федерации существуют также президенты в республиках, являющихся субъектами Российской Федерации.
2. Органы представительной и законодательной власти. В современном Российском государстве данная группа органов представлена в Федеральном Собрании, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации является назначаемым органом, в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума является избираемым органом, в ее состав входит 450 депутатов.
Наряду с федеральными существуют также и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы исполнительной власти. К числу данных органов относится прежде всего Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Исполнительно-распорядительная деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством органов. К числу последних органов относятся: а) федеральные министерства и их территориальные органы; б) государственные комитеты; в) федеральные комиссии; г) федеральные службы; д) российские агентства; е) федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти.
К группе органов исполнительной власти также относятся исполнительные органы субъектов Российской Федерации, а также аппараты законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.
4. Органы судебной власти. К их числу относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
5. Прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным Прокурором.
6. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Государственный орган: понятие, классификация.
Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства.
Признаки органа государства.
1. Главный признак органов государства (то, что отличает его от иных структур) - наличие у него государственно-властных полномочий. Государственно-властные полномочия означают, что орган способен направлять людей, организовывать их, руководить ими, т. е. управлять. Государственно-властные полномочия органа выражаются в том, что:
- он издает обязательные веления, властные предписания, обязательные для адресата. Эти предписания могут носить общий характер или касаться одного конкретного лица, но в любом случае предписания обязательны.
- он имеет право контролировать исполнение этих велений.
По этому параметру мы и отличаем орган государства от иных государственных структур.
2. Орган государства образуется в установленном законом порядке (Существуют два порядка создания структурно-организованных формирований в рамках государства: разрешительный и регистрационный (явочный). Регистрационный порядок в РФ применяется в отношении общественных объединений и заключается в том, что объединения создаются самостоятельно, по собственной инициативе граждан, без предварительного разрешения органа государства, о государственный органы обязаны только зарегистрировать вновь созданное объединение. Разрешительный порядок применяется в отношении государственных органов и означает, что государственный орган может быть создан лишь на основе предварительного решения вышестоящего органа. Причем заранее должны быть изданы правовые акты, оговаривающие структуру и компетенцию органа государства). Этот признак очень важен, т. к. при его нарушении созданное формирование не может считаться органом государства. Речь идет о процедуре создания органа государства.
3. Орган государства наделяется компетенцией. Компетенция - круг вопросов, которые призваны решать тот или иной орган, спектр его полномочий. Это сфера деятельности, в которой данный орган властвует. Компетенцией государственный орган наделяется в процессе его образования и она определяется таким образом, чтобы все вопросы государственной деятельности были распределены между органами государства.
4. Орган государства всегда является частью механизма государства, т. е. взаимосвязан с иными органами. Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения (государственный аппарат централизован) и отношения взаимодействия (различные органы решают совместные задачи, никакой орган не существует сам по себе).
5. Орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством, состоит из отделов и т. д. Орган государства состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом иерархической соподчиненностью, должностными полномочиями, правами и обязанностями; они профессионально от имени государственного органа выполняют его задачи и функции.
6. Орган государства обладает собственной материальной базой, т. е. финансируется из бюджета. Это должно обеспечить независимость органа государства при выполнении им властных полномочий. Органы государства, равно как и их служащие, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, что должно исключить возможность давления на них при принятии властных решений.
7. В деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.
Виды органов государства
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:
- по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
- в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контроля и надзора.
Среди распорядительно-исполнительных органов:
а) органы социально-культурной сферы,
б) органы экономики,
в) правоохранительные органы.
- в зависимости от способов формирования выделяют:
а) первичные органы,
б) производные органы.
Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).
- в зависимости от сферы деятельности:
а) высшие органы,
б) центральные органы,
в) местные органы.
- в соответствии с федеральным устройством государства:
а) федеральные (центральные),
б) органы субъектов федерации.
Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:
- единоначальные (решения принимаются властью одного человека, руководителя органа, например, прокуратура, Президент);
- коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума).
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:
- представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края);
- исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);
- судебные органы - осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции - Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);
- органы надзора. Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор - более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция - орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое - Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);
- органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава ад-министрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.
Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).
Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:
- Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);
- Органы местного самоуправления;
- Органы надзора.
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, Государственная Дума, Правительство РФ - федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Дума Приморского края - органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.
Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.
Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями.
- 1. Теория государства и права в системе юридических наук.
- 2. Классификация юридических наук.
- 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками.
- 4. Теория государства и права и политология: общее и особенное.
- 5. Философия права и социология права.
- 6. Предмет теории государства и права.
- 7. Общенаучная методология теории государства и права.
- 8. Специальные (частнонаучные) методы в изучении теории государства и права.
- 9. Теория государства и права как учебная дисциплина.
- 10.Система науки теории государства и права.
- 11. Предпосылки возникновения государства.
- 12. Патриархальная теория происхождения государства.
- 13. Теологическая теория происхождения государства.
- 14. Договорная теория происхождения государства.
- 15. Т. Гоббс о происхождении государства.
- 16. Дж. Локк о понятии и генезисе государства.
- 17. Ж.-ж. Руссо «Об общественном договоре».
- 18. Теория насилия и органическая теория происхождения государства.
- 19. Марксистско-ленинская теория происхождения государства.
- 20. Понятие и сущность государства.
- 21. Признаки государства.
- 22. Функции современного государства.
- 23. Формационный подход к типологии государств.
- 24. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 25. Исторические типы государств.
- 26. «Политика» и полития Аристотеля.
- 27. «Идеальное государство» Платона.
- 28. Цицерон о государстве и праве.
- 29. Понятие, сущность и типология власти.
- 31. Истоки теории разделения властей.
- 32. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.
- 33. Понятие и элементы формы государства.
- 34. Формы государственного правления.
- 35. Монархия как форма правления.
- 36. Республиканская форма правления.
- 37. Нетрадиционные формы правления.
- 38. Формы государственного устройства.
- 39. Основные характеристики унитарного государства.
- 40. Федеративное государство: понятие и признаки.
- 41. Типы федераций в современном мире.
- 42. Конфедерация как форма государственного устройства.
- 43. Типология политических режимов.
- 44. Тоталитаризм: история и современность.
- 45. Авторитарный политический режим.
- 46. Демократия: политико-правовая характеристика.
- 47. Классификация государств по степени централизации власти.
- 48. Теоретические основы правового государства.
- 49. Признаки современного правового государства.
- 50. Понятие и элементы политической системы общества.
- 51. Государство в политической системе общества.
- 52. Понятие и виды суверенитета.
- 53. . Идея суверенитета в истории политико-правовой мысли.
- 54. Суверенитет в федеративном государстве.
- 55. Возникновение и развитие идеи гражданского общества в политико-правовой мысли.
- 56. Гражданское общество и государство.
- 57. Институты гражданского общества в современной России.
- 58. Теория разделения властей в западной политико-правовой мысли.
- 59. Русские правоведы о разделении властей.
- 60. Политическая власть: понятие и признаки.
- 61. Понятие и элементы механизма государства.
- 62. Принципы организации и функционирования механизма государства.
- 63. Классификация органов государственной власти.
- 64. Система органов законодательной власти в рф.
- 65. Система органов исполнительной власти в рф.
- 66. Президентская власть в системе государственной власти.
- 67. Система органов судебной власти в рф.
- 68. Понятие и задачи конституционного правосудия.
- 69. Система органов государственной власти субъектов рф.