logo
TGP

68. Понятие и задачи конституционного правосудия.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (конституционная юстиция) - деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное К.п. не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. К.п. - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (напр., конституционными советами). В РФ к органам К.п. помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Посткоммунистический период государств новой демократии – особенно в постсоветских государствах, республиках бывшего СССР – характеризуется переходом от общественного стресса (шокового состояния) к стабилизации и управляемому развитию. В новых независимых государствах социально-экономические, общественно-политические, государственно-правовые преобразования все более приобретают системный характер. В обеспечении демократических преобразований особую роль играет специализированный конституционный контроль в виде конституционных судов. В переходный период чрезвычайно важно четко определить цель и задачи, функции и полномочия конституционных судов как составной части "иммунной системы общества" (Г. Г. Арутюнян). Указанные вопросы не получили однозначного решения в доктрине конституционного права и конституционного правосудия.1

Сознательная деятельность всегда имеет цель, которая конкретизируется и получает предметное выражение в ее задачах. Цель и задачи деятельности конституционных судов по содержанию очень близки друг к другу. Как правило, цель и задачи конституционных судов определяются в специальных законах о конституционных судах (в ряде стран цели и задачи конституционного правосудия вообще не нашли какого-либо законодательного закрепления).

Статья 2 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" устанавливает: "Задачей Конституционного Суда Украины является гарантированное верховенство Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины".

В Законе о Конституционном Суде Республики Молдова в статье 1 (3) сказано: "Конституционный Суд: а) гарантирует верховенство Конституции; в) обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с) гарантирует ответственность государства перед гражданином и граждан перед государством". Это же положение продублировано в статье 2 (2) Кодекса конституционной юрисдикции Республики Молдова.

Ранее действовавший Закон РСФСР от 12 июля 1991 года " О Конституционном Суде РСФСР" в статье 2 под названием "Цели и задачи Конституционного Суда РСФСР" предусматривал: "1. В целях охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признаных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РСФСР устанавливает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а такце практики применения законодательства РСФСР. 2. Всей своей деятельностью Конституционный Суд РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики".

В Федеральном конституционном законе от 24 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" в статье 3 целями Конституционного Суда Российской Федерации названы защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Росийской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Как видно из приведенных положений, законодатель четкого различия между целью (целями) и задачами деятельности конституционных судов не проводит.

Различие цели и задач деятельности конституционнных судов вполне возможно и необходимо. Цель рассчитана на длительную, стратегическую перспективу функционирования конституционнного суда, которая конкретизируется, опредмечивается через определенные задачи.

Реальное действие конституции как акта высшей юридической силы и ее обеспечение и охрана (защита), в частности конституционнными судами, обусловили возникновение такого правового явления (соответственно и понятия), как конституционнность. По аналогии с понятием законности многие авторы (в том числе и автор этих строк) стали пользоваться термином "конституционнная законность". На наш взгляд, это менее удачный термин, он не передает существа и содержания конституционности как правового режима организации и функционирования демократического государства, благодаря которому это государство приобретает характер правового государства.

Конституционность есть система реально действующего права, обеспечивающая наличие правовой конституции, ее верховенство и прямое действие на всей територии государства, а также ее обеспечение и охрану (защиту).2

Конституционнное правосудие выступает в качестве специализированного средства и механизма обеспечения и защиты конституционнности в условиях демократического, социального, правового государства.

Таким образом, целью конституционного правосудия, функционирования любого конституционного суда является обеспечение и защита верховенства, прямого действия конституции в деятельности всех субъектов общественных отношений на всей территории государства, то есть правового состояния конституционности.

Задачами конституционного правосудия, функционирования конституционных судов служат обеспечение и защита основ конституционного строя, фундаментальных конституционных идеалов и ценностей. Конституция Российской Федерации, к примеру, содержит главу 1 "Основы конституционного строя". Согласно положениям указанной главы конституции к основам конституционного строя отнесены: народовластие; суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории; федеративное устройство Российского государства, состоящего из равноправных субъектов; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; гарантирование местного самоуправления; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части ее правовой системы; и другие (статьи 1-16).

Цель и задачи конституционнных судов неразрывно связаны с функциями конституционнного правосудия, то есть с основными направлениями деятельности конституционных судов, в которых они находят свою реализацию, конкретное воплощение. Осуществление функций конституционного правосудия возможно в правовом государстве лишь через реализациюполномочий конституционных судов, установленных конституцией и специальными законами о конституционном суде.

Функции и полномочия конституционных судов находятся между собой в такой же связи, как цель и задачи их деятельности. Поэтому в последующем изложении реализация крнкретной функции конституционнного правосудия будет представлена через те полномочия конституционных судов, которые установлены конституциями и специальными законами в государствах молодой демократии.

    1. Толкование конституции – одна из основных функций конституционного

правосудия в государствах новой демократии. Данная функция конституционного правосудия реализуется через все полномочия конституционного суда (казуальное толкование конституции) и через специальное полномочие по официальному толкованию конституции по запросу компетентных субъектов права о таком толковании в рамках специального – конституционного – судопроизводства. Полагаем, что в условиях разделения властей и механизма сдержек и противовесов наиболее целесообразно наделение правом официального толкования конституции конституционных судов (а не парламентов) в силу их самостоятельности, независимости и незаинтересованности (объективности). Правом официального толкования конституции обладают конституционные судыв Азербайджане, Болгарии, Кыргызстане, Молдове, России, Словакии, Узбекистане, Украине (Конституционный Совет – в Казахстане). В Азербайджане, Узбекистане и в Украине конституционным судам предоставлено право давать официальное толкование конституции и законов. Результат официального толкования конституции органично входит в содержание конституции и более того – дополняет его -, ибо толкование в данном случае не сводится только кразъяснению положений конституции, но и включает и их интерпретацию, невозможную без появления новых положений, непосредственно не вытекающих из текста конституции (отсюда налицо различие текста – буквы и содержания – духа конституции).

Использование полномочия официального толкования конституции во многом зависит от установок (позиции) самого конституционного суда, в частности при решении вопроса о допустимости обращений (запросов) компетентных субъектов права об официальном толковании тех или иных положений конституции (понятийных и программно-целевых положений, принципов и норм), о пределах (объеме) такого толкования. Необходимость в толковании положений новых конституций в государствах молодой демократии возникает довольно часто, так как они закрепляют основы нового общественного и государственного строя.

Достаточно большой опыт по рассмотрению дел об официальном толковании конституции накоплен конституционными судами Молдовы, России, Украины, Конституционным Советом Казахстана. К примеру, Конституционным Судом Республики Молдова в 1995-1997 гг. рассмотрено 11 дел о толковании конституции, а Конституционный Суд Российской Федерации в ходе рассмотрения 13 дел дал толкование положениям 20 статей конституции.

2.Ведущей функцией конституционного правосудия, реализуемой всеми конституционными судами в государствах новой демократии, является конституционный контроль, то есть проверка на соответствие конституции законов и других правовых нормативных актов, международных и внутригосударственных договоров, а также решений и действий должностных лиц и органов публичной власти, включая и судебные органы. Конституционный контроль, осуществляемый конституционными судами в законотворчестве (более широко – в нормотворчестве) и в правоприменении, выступает как правовосстановительная (защитная) функция конституционного правосудия, направленная на восстановление конституционности, конституционного правопорядка.

Объем полномочий конституционных судов по реализации конституционного контроля различен и индивидуален в конкретных государствах новой демократии.

Как правило, объектами конституционного контроля , осуществляемого конституционными судами, могут быть:

При осуществлении функции конституционного контроля в сфере законотворчества (нормотворчества) конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности – как в направлении его совершенствования и развития (через "негативные " и в определенной мере "позитивные" законодательные полномочия конституционных судов), так и в утверждении конституционных начал в законодательном процессе. Признание конститыционным судом закона (отдельного его положения) не соответствующим конституции означает утрату им юридической силы, его устранения из правового пространства. Наряду с этим конституционые суды могут давать рекомендации по новому законодательному регулированию, указывая, как правило, на характер, предмет, содержание такого регулирования (не подмeняя законодателя в окончательном выборе того или иного варианта содержания новой правовой формы). Правовые позиции конституционного суда, содержащиеся в его решениях, при этом выступают как критерии, параметры, своеобразные "модели" будущего законодательного регулирования

На содействие законодателю в его деятельности направлены и такие полномочия конституционных судов, предусмотренные в ряде государств новой демократии, как право законодательной инициативы, право внесения предложений по изменению и дополнению конституции, право посланий, докладов о своей деятельности (Молдова, Россия).

Конституционный контроль решений и действий высших должностных лиц государства, оранизации и деятельности политических партий и иных общественных объединений, осуществляемый конституционными судами, направлен как на восстановление конституционности, так и в ряде случаев – на установление фактов нарушения конституции, конституционной присяги, совершения тяжких преступлений высшими должностными лицами государства (главой государства, председателем правительства, верховным судьей и др), антиконституционной деятельности политической партии, общественного объединения, являющихся основанием (юридическим фактом) для их отрешения от должности (импичмента), для запрета или приостановления деятельности политической партии, общественного объединения. В последнем случае конституционные суды осуществляют карательную (штрафную, наказательную) функцию. Такого рода полномочия конституционных судов предусмотрены в Болгарии, Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Словакии.

3. Важной функцией конституционного правосудия является установление компетенции органов публичной власти, разграничения предмета ведения и полномочий между центральной и местной властями, между федеральной властью и властью ее субъектов и автономных образований в случаях споров по данному вопросу. Указанная функция конституционного правосудия реализуется через специальное полномочие конституционных судов по разрешению споров о компетенции (Болгария, Россия, Словакия и др.), а также при осуществлении рада других полномочий (толкование конституции, проверка конституционности закона и др.).

4. Приоритетная функция конституционного правосудия – это защита прав и свобод человека и гражданина по жалобам граждан и других лиц, по запросам судов, уполномоченных по правам человека (омбудсменов), прокуратуры о проверке конституционности законов (в некоторых государствах – других нормативных актов), правоприменительной практики, нарушающих права и свободы граждан и других лиц (Венгрия, Грузия, Кыргызстан, Россия, Словения, Чехия).

Круг и объем полномочий конституционных судов в государствах новой демократии по рассмотрению конституционных жалоб граждан или обращений компетентных органов, направленные на непосредственную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод граждан и других лиц, их объединений, неодинаков. Такого рода полномочия конституционных судов разнообразны и их использование обусловлено выполнением ряда условий.

Так, в России жалоба на нарушение законом (но не иным по форме нормативным актом) конституционных прав и свобод допустима при соблюдении следующих условий:

Учитывая, что человек, его права и свободы в конституциях государств новой демократии провозглашены в качестве высших ценностей, вопрос об эффективном обеспечении и защите фундаментальных прав и свобод человека и гражданина приобретает исключительное, приоритетное значение. Поэтому все более настойчиво высказывается мнение о наделении конституционных судов полномочиями по непосредственной защите конституционных прав и свобод граждан и других лиц, их объединений, не исключая и косвенной формы их защиты при рассмотрении других категорий дел в конституционном судопроизводстве: при толковании конституции, при проверке конституционности в порядке абстрактного контроля всех видов законов и других нормативных актов и договоров и т.д.

5. Конституционные суды в государствах новой демократии осуществляют и некоторые дополнительные функции, прежде всего связанные с дачей экспертных заключений и производством регистрационно-учредительных операций, имеющих общеобязательный характер. Такого рода функции конституционного правосудия опосредуются следующими полномочиями конституционных судов: дача заключений о поправках к конституциям (Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Украина); утверждение результатов выборов главы государства, парламента, результатов референдумов (Армения, Грузия, Молдова, Монголия, Словакия); участие в процедуре принятия присяги главой государства (Россия); подтверждение стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции (Армения, Казахстан, Литва, Эстония) или констатация обстоятельства, оправдывающее временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента (Молдова); постановление решения о принятии отставки президента (Азербайджан); дача заключения либо согласование при решении вопроса о роспуске представительных (законодательных) органов государственной власти (Молдова, Узбекистан, Украина); дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения главе государства в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Россия); и др.

Глубокое уяснение цели и задач, функций конституционного правосудия должно помочь более правильному распределению полномочий между конституционным судом и судами общей юрисдикции, а также между конституционным судом и надзорно-контрольными органами. Следует освобождаться от функций и полномочий, не свойственных конституционному правосудию. Конституционные суды, как правило, решают вопросы права, восстанавливают и защищают конституционность. Поэтому более оперативно и профессионально дела о нарушениях норм о референдумах и выборах, о политических партиях и иных общественных объединениях могли бы решать административные суды, суды общей юрисдикции, тем более, что эти дела связаны с установлением фактических обстоятельств дела. Целесообразность такого подхода подтверждена судебной практикой в российской Федерации.

Не следует перегружать компетенцию конституционного суда большим числом полномочий. В то же время отсутствие некоторых существенных полномочий в компетенции конституционных судов ряда постсоветских государств – толкование конституции, рассмотрение конституционных жалоб граждан, разрешение споров о компетенции, равно как и ограничение круга субъектов, имеющих право обращения в конституционный суд, – ослабляет действенность конституционного правосудия в переходный период.

В государствах новой демократии ослаблено внимание к превентивному конституционному контролю, которое могло быть включено в общую систему конституционного правосудия. В Российской Федерации, на наш взгляд, превентивный конституционный контроль могли бы осуществлять конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, с предоставлением сторонам права отстаивать в последующем свою позицию в федеральном Конституционном Суде.

Систему функций конституционного правосудия, непосредственно связанных с осуществлением полномочий конституционных судов, можно дополнить функциями иного характера, когда под ними понимаются основные направления воздействия решений конституционных судов и содержащихся в них правовых позиций на разнообразные стороны и сферы общественной и государственной жизни.

Бурное десятилетие реформ в государствах новой демократии оказалось сложным, противоречивым. Оно сопровождается старыми и новыми негативными увлениями и процессами (обнищание масс, организованная преступность, этнические конфликты, рост недоверия государству и др.). Новые конституционные суды – детище своего времени. Не избежали они в своей деятельности и недостатков, и ошибок, в частности, связанных с желанием и стремлением конституционных судов инициативно и более решительно влиять на политические процессы, пренебрегая принципом самоограничения, природой суда как орбитра в споре, в конфликте во имя достижения истины, справедливости на основе права, закона, конституции. В целом деятельность конституционных судов в государствах молодой демократии играет положительную роль в формировании демократических институтов общества и правового государства, в реализации конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, в достижении международно-правовых стандартов в этой сфере, в обеспечении народовластия в его разнообразных формах. Стратегия решений конституционных судов ориентирована на утверждение принципов и норм международного права как концентрированного правового выражения достижений прогресса в мировом общественном развитии.

Конституционное правосудие в государствах новой демократии все более становится мощным средством динамичного и стабильного развития общества, углубления демократии, обеспечения человеческого достоинства. Конституционные суды призваны не допустить присвоения, захвата государственной власти, обеспечить баланс властей, механизм сдержек и противовесов, его функционирование на основе и в пределах права и приоритета конституции в нормативно-правовой системе. В этом состоит содержание социально-политической функции конституционного правосудия в государствах новой демократии. При ее характеристике обращается внимание на миротворческую (третейскую, примирительную) функцию конституционных судов, на их возможность конституционно-правовыми способами разрешать политические конфликты, в результате чего конституционные суды выступают гарантами политического мира, политической стабильности и интеграции общества.

Колоссальную роль конституционные суды играют в формировании социального государства и нового гражданского общества, основанного на отношениях частной собственности и рыночных отношений, основанных на свободном предпринимательстве и конкуренции, в сочетании с социальной защищенностью граждан, в справедливом удовлетворении их потребностей, что составляет содержание общественно-экономической и социальной функций конституционного правосудия.

Конституционное правосудие государств новой демократии осуществляет теоретико-познавательную, прогностическую и воспитательную, профилактическую функции, находящие свое выражение в том, что конституционные суды формируют новое конституционно-правовое мировоззрение, вносят большой вклад в развитие общей и отраслевых теорий права, в теорию конституции, конституционного права, конституционализма в целом, в правовое воспитание депутатов, должностных лиц, населения в целом. В этой связи необходима перестройка всей системы правового воспитания и юридического образования в государствах молодой демократии.

Эффективность работы конституционных судов во многом зависит от уровня управления внутриорганизационными отношениями, то есть от реализации ими организационно-управленческой функции. Одним из направлений содержания этой функции является изучение и обобщение практики конституционного правосудия в современных государствах, положительного опыта работы конституционных судов тех государств, которые имеют общие черты переходного периода их развития. Сотрудничество конституционных судов осуществляется на двусторонней и многосторонней основе (Конгресс (конференция) председателей европейских конституционных судов, Конференция органов конституционного контроля стран молодой демократии и др.). Развитие такого сотрудничества конституционных судов целесообразно и не должно зависеть от сугубо политических и идеологических факторов.