54. Суверенитет в федеративном государстве.
Проблема суверенитета в федерации. Поскольку субъектами федерации являются государства и/или подобные им образования, постольку проблема суверенитета и распределения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами всегда была и остается в центре внимании теории и практики федерализма. Приходится и сегодня констатировать, что ни среди теоретиков, ни среди специалистов-практиков нет даже принципиального единства мнений по этим важнейшим вопросам. Есть авторы, которые исходят из того, что в любом, в том числе и федеративном, государстве может быть только один суверенитет. Естественно, что с таких позиций суверенной обычно признается лишь федерация, а ее субъекты, в том числе и государства-субъекты, — несуверенными.* Когда это утверждается в отношении таких федераций, субъектами которых являются не государственные, а политико-административные территориальные единицы, то это, естественно, не вызывает возражений. Но как быть применительно к тем многим федерациям, субъектами которых являются государства? Другие авторы решают эту проблему с прямо противоположных позиций — с позиций признания делимости суверенитета и обладания как федерацией, так и ее субъектами своей «долей суверенитета».Выше, в связи с общей характеристикой государственного суверенитета как атрибута государства (§ 2 гл. 5), уже была достаточно подробно определена наша принципиальная позиция по вопросу о суверенитете в федеративном государстве и высказано несогласие с указанными крайними позициями. Напомним, что речь шла о признании одновременной суверенности и федерации, и ее субъектов-государств или подобных им единиц, но не с позиций делимости суверенитета, а с позиций сопряженности, взаимообусловленности и взаимодействия разноуровневых суверенитетов, не только не исключающих, но и дополняющих друг друга. К сказанному следует добавить, что отрицание возможности действия двух суверенитетов на одной и той же территории толкает к тому, чтобы либо отрицать за любыми субъектами федерации государственный характер, либо признавать государства-субъекты федерации несуверенными. Но поскольку отрицать общепризнанный государственный характер многих субъектов федерации (республик, штатов и др.) очень трудно, ибо это одно из главных отличий федерации от унитарного государства, то основные усилия сторонников указанной позиции направлены обычно на доказательство несуверенного характера субъектов федерации. Но это неизбежно ведет их, во-первых, к необходимости признания несуверенныхгосударств при одновременном общепринятом утверждении, что суверенитет — атрибут государства; а во-вторых, к отрицанию в том или ином виде суверенности даже таких субъектов федерации, о которых в соответствующих конституциях прямо говорится об их суверенности.В большинстве конституций федеративных государств их субъекты не называются суверенными, хотя одновременно не говорится об их несуверенном характере. Тем не менее в ряде конституций таких государств о суверенности их субъектов говорится прямо. Так, ст.3 Конституции Швейцарии гласит, что «кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен союзной конституцией, и как таковые осуществляют все права, которые не переданы союзной власти». Статья 40 Конституции Мексики указывает, что страна «состоит из штатов, свободных и суверенных во всем, что относится к их внутренним делам». В Конституции современной Югославии (ст.6) также говорится, что входящие в нее республики Сербия и Черногория суверенны в вопросах, не относящихся к компетенции федерации. Суверенность субъектов федерации — союзных республик формально признавалась в конституциях СССР и бывшей Югославии. О суверенном характере субъектов РФ — республик говорится в Федеративном договоре РФ и во многих конституциях этих республик.И тем не менее немало авторитетных авторов считают, что субъекты федерации «не обладают государственным суверенитетом, хотя их власть — государственная власть».* На чем основываются подобные утверждения? По существу, на том, что субъекты федерации, находясь внутри федерации, так или иначе оказываются ограниченными в предметах своего ведения и полномочиях.** Так, субъекты федерации обычно не являются субъектами международного публичного права, участниками межгосударственных политических отношений. Но такое и некоторые другие ограничения правомочий вполне естественны и понятны, поскольку речь идет о вхождении данного государства в состав федерации. Совершенно ясно, что суверенитет такого государства не может быть таким же, как если бы оно не входило в федерацию и было бы полностью независимым. Суть же дела в том, что не всякое ограничение, а тем более самоограничение предметов ведения и полномочий государств — субъектов федерации означает потерю ими своего суверенитета. Концепция «абсолютного суверенитета» с ее принципом «все или ничего» представляется неверной и утопичной особенно в современных условиях. В самом деле, почему, спрашивается, отказ, условно говоря, от «внешнего суверенитета», но сохранение «внутреннего суверенитета», т.е. верховенства и всей полноты государственной власти во внутренних делах, не позволяет говорить в данном случае о суверенитете в определенных пределах, ограниченных предметами ведения и полномочиями федерации. Ведь и суверенитет подлинно демократической федерации не беспределен, не абсолютен, а ограничен конституционно закрепленными предметами ведения и полномочиями государств-субъектов (особенно в условиях договорной федерации), не говоря уже о последствиях, вытекающих из факта признания верховенства международного права и вхождения в международные объединения (например, ЕС).Нередко признание суверенности субъектов федерации необходимо связывается с обладанием ими правом свободного выхода из состава федерации. В известном учебнике по конституционному праву, напри мер, утверждается: «Теоретически допустим суверенитет субъекта федерации, однако лишь в случае, если за этим субъектом признается право на одностороннее решение о выходе из федерации. Но и в этом случае, пока решение о выходе не принято, суверенитет субъекта федерации является как бы спящим, то есть существует лишь в потенции».* С такой постановкой вопроса нельзя согласиться. Во-первых, бросается в глаза расплывчатость, неопределенность приведенных формулировок о «теоретически допустимом суверенитете», о «спящем суверенитете» или «потенциальном суверенитете», из которых трудно понять, идет ли речь в данном случае о реальном суверенитете, или о доктринальном понимании суверенитета, или о своего рода «виртуальном» суверенитете и т.д. Совершенно не ясно, являются ли в федерации, где признается право свободного выхода, ее субъекты суверенными или нет, ибо, с одной стороны, «спящий суверенитет» все-таки суверенитет, а с другой — это не действительный, а лишь «потенциальный суверенитет». Во-вторых, нельзя смешивать суверенитет государства и ту или иную конкретную форму его реализации, а тем более устанавливать необходимую связь между ними. Сецессия (т.е. отделение, выход из состава) — это одна из возможных форм реализации суверенитета в определенных условиях, но не сам суверенитет. В-третьих, по логике утверждений авторов, получается, что самыми суверенными (потенциально и реально) субъектами федерации в мире были союзные республики СССР и Югославии, за которыми давно и четко конституционно провозглашалось право свободного выхода из федерации, которые приняли соответствующее решение и даже осуществили его уже в процессе распада этих федераций. Но разве не ясно, что это далеко не так, ибо конституционные положения о праве на свободный выход из федерации носили чисто формальный характер и никак не влияли на истинное положение субъектов этих федераций. В-четвертых, поскольку сегодня практически нет (за исключением Эфиопии) таких федераций, которые закрепляют за субъектами право свободного выхода, приведенные положения авторов равнозначны отрицанию суверенитета за субъектами современных федераций.
- 1. Теория государства и права в системе юридических наук.
- 2. Классификация юридических наук.
- 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками.
- 4. Теория государства и права и политология: общее и особенное.
- 5. Философия права и социология права.
- 6. Предмет теории государства и права.
- 7. Общенаучная методология теории государства и права.
- 8. Специальные (частнонаучные) методы в изучении теории государства и права.
- 9. Теория государства и права как учебная дисциплина.
- 10.Система науки теории государства и права.
- 11. Предпосылки возникновения государства.
- 12. Патриархальная теория происхождения государства.
- 13. Теологическая теория происхождения государства.
- 14. Договорная теория происхождения государства.
- 15. Т. Гоббс о происхождении государства.
- 16. Дж. Локк о понятии и генезисе государства.
- 17. Ж.-ж. Руссо «Об общественном договоре».
- 18. Теория насилия и органическая теория происхождения государства.
- 19. Марксистско-ленинская теория происхождения государства.
- 20. Понятие и сущность государства.
- 21. Признаки государства.
- 22. Функции современного государства.
- 23. Формационный подход к типологии государств.
- 24. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 25. Исторические типы государств.
- 26. «Политика» и полития Аристотеля.
- 27. «Идеальное государство» Платона.
- 28. Цицерон о государстве и праве.
- 29. Понятие, сущность и типология власти.
- 31. Истоки теории разделения властей.
- 32. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.
- 33. Понятие и элементы формы государства.
- 34. Формы государственного правления.
- 35. Монархия как форма правления.
- 36. Республиканская форма правления.
- 37. Нетрадиционные формы правления.
- 38. Формы государственного устройства.
- 39. Основные характеристики унитарного государства.
- 40. Федеративное государство: понятие и признаки.
- 41. Типы федераций в современном мире.
- 42. Конфедерация как форма государственного устройства.
- 43. Типология политических режимов.
- 44. Тоталитаризм: история и современность.
- 45. Авторитарный политический режим.
- 46. Демократия: политико-правовая характеристика.
- 47. Классификация государств по степени централизации власти.
- 48. Теоретические основы правового государства.
- 49. Признаки современного правового государства.
- 50. Понятие и элементы политической системы общества.
- 51. Государство в политической системе общества.
- 52. Понятие и виды суверенитета.
- 53. . Идея суверенитета в истории политико-правовой мысли.
- 54. Суверенитет в федеративном государстве.
- 55. Возникновение и развитие идеи гражданского общества в политико-правовой мысли.
- 56. Гражданское общество и государство.
- 57. Институты гражданского общества в современной России.
- 58. Теория разделения властей в западной политико-правовой мысли.
- 59. Русские правоведы о разделении властей.
- 60. Политическая власть: понятие и признаки.
- 61. Понятие и элементы механизма государства.
- 62. Принципы организации и функционирования механизма государства.
- 63. Классификация органов государственной власти.
- 64. Система органов законодательной власти в рф.
- 65. Система органов исполнительной власти в рф.
- 66. Президентская власть в системе государственной власти.
- 67. Система органов судебной власти в рф.
- 68. Понятие и задачи конституционного правосудия.
- 69. Система органов государственной власти субъектов рф.