Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности информирует об этом федеральный орган исполнительной власти.
Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством Российской Федерации.
4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.
Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
- Право в системе социальных норм.
- Правовая норма: понятие, признаки, структура и виды.
- Источники (формы) права.
- Система российского права.
- Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и виды.
- Источники российского права.
- Правоотношение: понятие, содержание и виды.
- Правовое поведение и правонарушение.
- Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды.
- Законность и правопорядок.
- Понятие и признаки государства. Правовое государство.
- Государство в политической системе общества.
- Функции государства. Функции современного российского государства.
- Механизм государства. Механизм современного российского государства.
- Форма государства (форма правления, государственно-территориальное устройство, государственно-правовой режим)
- Государство и гражданское общество.
- Правовые основы толерантности.
- Общая характеристика формы современного российского государства.
- Основы международного права.
- Конституционное право как отрасль российского права (общая характеристика).
- Конституция: понятие, сущность, содержание и форма. Свойства Конституции Российской Федерации.
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации.
- Права человека и гражданина. Юридические обязанности личности.
- Федеративное устройство Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации и его полномочия.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.
- Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования и компетенция.
- Судебная система Российской Федерации.
- Основные положения Судебная власть в Российской Федерации:
- Законодательство о судебной системе
- Трудовое право как отрасль российского права (общая характеристика)
- Трудовой договор: понятие, стороны и содержание. Порядок заключения трудового договора.
- Социальное партнерство в сфере труда. Коллективный договор: понятие, стороны, содержание.
- 1. Социальное партнерство в сфере труда
- 2. Общие понятия
- 3. Органы социального партнерства
- 4. Коллективные договоры и соглашения
- Расторжение трудового договора по инициативе работника.
- Расторжение трудового договора по инициативе администрации.
- Трудовая дисциплина. Поощрения в трудовом праве. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины.
- 1. Трудовая дисциплина
- 2. Дисциплинарный кодекс
- 3. Нарушения трудовой дисциплины
- 4. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий
- 5. Замечание
- 6. Выговор
- 7. Увольнение
- 8. Снятие дисциплинарного взыскания
- 9. Уголовные преступления
- 10. Положение о дисциплине
- Рабочее время и время отдыха. Продолжительность рабочего времени
- Режим рабочего времени должен предусматривать
- Время отдыха
- 37. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
- 38. Образовательное учреждение: понятие, признаки, функции, основы правового статуса. 39. Правовой статус обучающегося.
- § 1.1. Классификация прав ребенка
- § 1.2. Права и обязанности обучающихся в образовательном учреждении
- § 1.3. Право на получение образования
- § 1.4. Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг
- § 1.5. Пользование библиотечными ресурсами
- § 1.6. Право на участие в управлении образовательным учреждением
- § 1.7. Право на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений
- § 1.8. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
- § 1.9. Право обучающихся на труд и свободу труда
- § 1.10. Право обучающихся на охрану здоровья
- § 1.11. Обязанности обучающихся
- § 1.12. Особенности правового статуса обучающихся по образовательным программам различных уровней, в учреждениях различных типов и видов
- 40. Правовой статус педагогических работников. Статья 48. Правовой статус педагогических работников (0) Глава 5
- 41. Семейное право как отрасль российского права (общая характеристика).
- 43. Права и обязанности супругов.
- 44. Права и обязанности родителей и детей.
- 45. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
- Глава 20. Опека и попечительство над детьми
- Глава 21. Приемная семья
- 46. Гражданское право как отрасль российского права (общая характеристики).
- 5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности.
- 2. Принципы, функции и система гражданского права как отрасли права
- 47. Гражданское правоотношение: понятие, виды и содержание.
- 3. Система экологического права
- 49. Ответственность за экологические правонарушения.
- 50. Правовые основы защиты государственной тайны. Правовые основы защиты государственной тайны
- 51. Административное право как отрасль российского права (общая характеристика).
- 53. Административная ответственность: понятие, субъекты.
- 54. Система и виды административных наказаний.
- 55. Понятие преступления, его признаки.
- 57. Понятие и цели наказания. Виды наказаний.
- 58. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 60. Права различных категорий населения в области охраны здоровья.
- 61. Особенности реализации прав граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи