§ 1.7. Право на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений
В соответствии с ст. 13 Конвенции ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Осуществление этого права может подвергаться ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
а) для уважения прав и репутации других лиц; или
б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.
Право ребенка выражать свое мнение установлено также ст. 57 Семейного кодекса РФ: «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Представляется, что требование об учете мнения ребенка 10-летнего возраста и старше полностью применимо и к образовательному учреждению, где взглядам учащегося следует уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
Учет мнения следует понимать в юридическом процессуальном смысле, т.е. как процедуру выяснения мнения, его оценки и мотивированного принятия или отклонения. Учет мнения не означает обязательности выраженного мнения.
Право на получение информации ограничивается в интересах ребенка посредством защиты от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Таким образом, образовательное учреждение обязано оградить обучающегося от информации, наносящий вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей национальную, классовую, социальную нетерпимость, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий; от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
- Право в системе социальных норм.
- Правовая норма: понятие, признаки, структура и виды.
- Источники (формы) права.
- Система российского права.
- Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и виды.
- Источники российского права.
- Правоотношение: понятие, содержание и виды.
- Правовое поведение и правонарушение.
- Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды.
- Законность и правопорядок.
- Понятие и признаки государства. Правовое государство.
- Государство в политической системе общества.
- Функции государства. Функции современного российского государства.
- Механизм государства. Механизм современного российского государства.
- Форма государства (форма правления, государственно-территориальное устройство, государственно-правовой режим)
- Государство и гражданское общество.
- Правовые основы толерантности.
- Общая характеристика формы современного российского государства.
- Основы международного права.
- Конституционное право как отрасль российского права (общая характеристика).
- Конституция: понятие, сущность, содержание и форма. Свойства Конституции Российской Федерации.
- Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации.
- Права человека и гражданина. Юридические обязанности личности.
- Федеративное устройство Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации и его полномочия.
- Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования и компетенция.
- Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования и компетенция.
- Судебная система Российской Федерации.
- Основные положения Судебная власть в Российской Федерации:
- Законодательство о судебной системе
- Трудовое право как отрасль российского права (общая характеристика)
- Трудовой договор: понятие, стороны и содержание. Порядок заключения трудового договора.
- Социальное партнерство в сфере труда. Коллективный договор: понятие, стороны, содержание.
- 1. Социальное партнерство в сфере труда
- 2. Общие понятия
- 3. Органы социального партнерства
- 4. Коллективные договоры и соглашения
- Расторжение трудового договора по инициативе работника.
- Расторжение трудового договора по инициативе администрации.
- Трудовая дисциплина. Поощрения в трудовом праве. Взыскания за нарушение трудовой дисциплины.
- 1. Трудовая дисциплина
- 2. Дисциплинарный кодекс
- 3. Нарушения трудовой дисциплины
- 4. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий
- 5. Замечание
- 6. Выговор
- 7. Увольнение
- 8. Снятие дисциплинарного взыскания
- 9. Уголовные преступления
- 10. Положение о дисциплине
- Рабочее время и время отдыха. Продолжительность рабочего времени
- Режим рабочего времени должен предусматривать
- Время отдыха
- 37. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
- 38. Образовательное учреждение: понятие, признаки, функции, основы правового статуса. 39. Правовой статус обучающегося.
- § 1.1. Классификация прав ребенка
- § 1.2. Права и обязанности обучающихся в образовательном учреждении
- § 1.3. Право на получение образования
- § 1.4. Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг
- § 1.5. Пользование библиотечными ресурсами
- § 1.6. Право на участие в управлении образовательным учреждением
- § 1.7. Право на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений
- § 1.8. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
- § 1.9. Право обучающихся на труд и свободу труда
- § 1.10. Право обучающихся на охрану здоровья
- § 1.11. Обязанности обучающихся
- § 1.12. Особенности правового статуса обучающихся по образовательным программам различных уровней, в учреждениях различных типов и видов
- 40. Правовой статус педагогических работников. Статья 48. Правовой статус педагогических работников (0) Глава 5
- 41. Семейное право как отрасль российского права (общая характеристика).
- 43. Права и обязанности супругов.
- 44. Права и обязанности родителей и детей.
- 45. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
- Глава 20. Опека и попечительство над детьми
- Глава 21. Приемная семья
- 46. Гражданское право как отрасль российского права (общая характеристики).
- 5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности.
- 2. Принципы, функции и система гражданского права как отрасли права
- 47. Гражданское правоотношение: понятие, виды и содержание.
- 3. Система экологического права
- 49. Ответственность за экологические правонарушения.
- 50. Правовые основы защиты государственной тайны. Правовые основы защиты государственной тайны
- 51. Административное право как отрасль российского права (общая характеристика).
- 53. Административная ответственность: понятие, субъекты.
- 54. Система и виды административных наказаний.
- 55. Понятие преступления, его признаки.
- 57. Понятие и цели наказания. Виды наказаний.
- 58. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 60. Права различных категорий населения в области охраны здоровья.
- 61. Особенности реализации прав граждан при оказании медико-социальной помощи.
- Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи