logo
ответы на вопросы по МЧП

53. Трансграничная несостоятельность: подходы к правовому регулированию, перспективы в рф.

Интернационализация производства, широкий выход капиталов за пределы одного государства породили ряд проблем, связанных с так называемой трансграничной несостоятельностью.

В процессе объявления несостоятельности в любой стране делается попытка поставить несостоятельного должника, неспособного оплатить свои расходы или обремененного долгами, опять на ноги или в случае, если это сделать не удается, осуществить ликвидацию его имущества, для того чтобы удовлетворить претензии всех его кредиторов в равной степени. На международной арене на пути решения этой цели возникают существенные трудности. Имущество должника может находиться в различных государствах, однако государство, в котором начался процесс объявления должника несостоятельным, не может осуществлять свою власть за пределами его границ; должники из различных стран пытаются спасти при конкурсе то, что еще можно спасти. Обычно кредиторы считают, что отечественное законодательство о несостоятельности защитит его и тогда, когда основное место деятельности должника находится за рубежом.

При несостоятельности (банкротстве) могут возникать следующие ситуации, которые будут регулироваться нормами международного частного права, и прежде всего международного гражданского процессуального права:

- кредиторы являются иностранными лицами;

- часть имущества или все имущество несостоятельного лица находится за рубежом и может быть даже не в одной стране, а в нескольких странах;

- процедура несостоятельности в отношении одного и того же лица может быть возбуждена в нескольких государствах;

- судебное решение о банкротстве должно быть исполнено за пределами страны, в которой оно было вынесено.

В специальной литературе (В.В. Степанов) отмечалось, что на практике применяются два основных метода регулирования транснациональной несостоятельности. Первый метод исходит из принципа универсальности (единого производства). Во всяком случае первоначальное производство об объявлении несостоятельности начинается в одном месте (в стране местожительства, или места основной деятельности, или места нахождения всего имущества лица, которое должно быть объявлено несостоятельным). При применении второго метода, исходящего из принципа территориальности, производство в отношении одного субъекта осуществляется как независимое территориальное производство в одной стране или параллельно в нескольких странах.

В отечественной литературе по международному частному праву под трансграничным банкротством (несостоятельностью) понимается самостоятельный правовой институт, обладающий как материально-правовыми, так и процессуальными характеристиками (Л.П. Ануфриева).

Несмотря на многочисленные попытки решить сложные проблемы транснациональной несостоятельности на международном уровне, основную роль в этой области продолжают играть национальные системы. В каждой стране (США, Германия, Франция, Япония, Великобритания и др.) применяются свои правила.

Правовое регулирование

Практически его удалось осуществить на региональном уровне (прежде всего в ЕС). Так, в рамках Совета Европы в 1999 г. в Стамбуле была заключена европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства (так называемая Стамбульская конвенция). В ней предусмотрено взаимное признание полномочий ликвидатора. Такое признание призвано способствовать сохранению активов, находящихся на территории других стран.

В 1995 г. была подписана другая европейская конвенция - Конвенция о процедурах несостоятельности. Цель ее - не создание единообразных правовых норм, а решение вопросов юрисдикции, применимого права и признания процедур по делам о несостоятельности в странах ЕС. Эта Конвенция пока применения не получила. Новый вариант европейской конвенции 1995 г. для стран ЕС был осуществлен путем принятия Регламента ЕС N 1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности (датой вступления в силу является 31 мая 2002 г.).

Была принята также Директива 2000/24 от 4 апреля 2001 г. о санировании и ликвидации кредитных учреждений и Директива 2001/17 от 19 марта 2001 г. о санировании и ликвидации страховых учреждений (в ФРГ эти директивы были реализованы путем принятия закона о новом регулировании международного права банкротства).

Наряду с европейскими конвенциями имеется Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1997 г. о транснациональной несостоятельности, рекомендованный государствам Резолюцией 52/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1997 г. для инкорпорации его в национальное законодательство.

Согласно ГК РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своей несостоятельности, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", который заменил Закон 1998 г. Соответствующее производство осуществляется государственными арбитражными судебными органами (арбитражными судами). Дела о банкротстве иностранного юридического лица в России, по действующему законодательству, не могут быть возбуждены. В качестве кредиторов вправе выступать и иностранные лица.

В п. 5 ст. 1 этого Закона было установлено, что к регулируемым им отношениям, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов, применяются положения этого Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, Закон исходит из принципа lex loci concursus.

Согласно АПК РФ к компетенции арбитражных судов РФ отнесены дела о несостоятельности. Заявления о признании должника банкротом должны подаваться в арбитражный суд по месту нахождения должника (п. 4 ст. 38). В обратной ситуации при осуществлении конкурсного производства в России иностранные кредиторы ставятся в одинаковое положение с российскими. На практике обычно в качестве таких иностранных кредиторов выступают российские компании или граждане, зарегистрировавшие свои компании в офшорных зонах.

Поскольку Закон о несостоятельности 2002 г. распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий (п. 2 ст. 1), конкурсное производство может осуществляться и в отношении иностранных должников.

(Богуславский)