41. Международные морские перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.
В законодательстве многих государств обычно не содержатся коллизионные нормы, предусматривающие, право какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. В судах UK and France применяется закон флага судна, а в судах Германии предпочтение отдается закону места назначения груза. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика.
Морские перевозки могут осуществляться на различных условиях. Если такая перевозка осуществляется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. В 1924 году в Брюсселе была заключена Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Она была изменена Протоколами 1968 и 1979 годов. Россия в 1999 году присоединилась к 1979 Протоколу. Этот протокол предусматривает, что присоединение к нему равносильно присоединению к Брюссельской Конвенции. Делаем выводы.
Практически условия морских перевозок внешнеторговых грузов определяются в договорах фрахтования (чартере), заключаемых с морским перевозчиком или предоставлении для перевозки всего судна, или же коносаментом на перевозки отдельных партий груза, где содержатся сведения об условиях перевозки.
Морской перевозчик при несохранности груза отвечает за вину, а для предъявления к нему требований действует годичный срок давности. При перевозке грузов по коносаменту необходимо объявление его стоимости. Перевозчик не несет ответственности за так называемую навигационную ошибку (ошибка капитана, лоцмана, матроса в судовождении или управлении судном).
В марте 1978 года на замену Брюсселю подошла Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке грузов. Она имеет более широкую сферу действия. Ею отменено правило, освобождающее морского перевозчика от ответственности при навигационной ошибке, несколько повышен предел его ответственности за сохранность груза, более подробно определен порядок заявления требований к перевозчику (срок исковой давности увеличен до двух лет).
Наиболее прогрессивной формой доставки грузов морем являются регулярные (линейные) перевозки, которые обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий. Большая часть морских линий эксплуатируется в настоящее время в рамках соглашений между крупными судовладельцами (судовыми компаниями), образующими таким путем группы перевозчиков, получившие название линейных конференций. В 1974 была принята Конвенция о кодексе повеления линейных конференций.
Пассажирские перевозки регулируются Афинской Конвенцией о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 года. Конвенция восприняла много ранее выработанных международно-правовых норм о морской перевозке пассажиров: принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности перевозчика (при причинении вреда здоровью пассажиров – 700 000 франков), срок исковой давности – 2 года.
Морские перевозки могут также осуществляться по чартеру. В этом случае для перевозки груза предоставляется все судно, его часть или определенные помещения. Обычно на практике применяются проформы чартеров. Чартеры разрабатываются по видам грузов (угольные, нефтяные, лесные и т.д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов.
Существует также Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Она содержит положения, затрагивающие проблему МЧП (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузы о наиболее благоприятствуемой нации).
Кодекс Торгового Мореплавания РФ – гл. IX – правила об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, и об ограничении такой ответственности – они применяются только при перевозке пассажира в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами РФ. Если являются – ответственность перевозчика за вред, причиненный жизнью или здоровью пассажира, определяется по правилам гражданского законодательства РФ.
(Богуславский)
- 1. Понятие и предмет мчп. Место и роль мчп в юридической системе.
- 2. Соотношение мчп с национальным правом и международным публичным правом.
- 3. Методы регулирования в мчп: понятие, особенности применения.
- 4. Унификация и гармонизация в мчп. Международные организации, участвующие в процессе создания норм мчп, их обобщении и кодификации.
- 5. История развития зарубежной доктрины мчп. Современные доктрины мчп.
- 6. История развития российской доктрины мчп.
- 7. Общепризнанные принципы международного права как источник мчп.
- 8. Международный договор как источник мчп: виды, механизм применения.
- 9. Международный обычай как источник мчп: понятие, механизм применения.
- 10. Обычаи международного коммерческого оборота: понятие, особенности применения.
- 11. Акты международных организаций как источник мчп: виды, особенность применения.
- 12. Судебная практика национальных и международных судов как источник мчп.
- 13. Негосударственные регуляторы мчп: доктрина, нормы soft law, lex merсatoria, субправо.
- 14. Внутригосударственные источники мчп.
- 15. Коллизионная норма: понятие, структура, виды. Основные коллизионные привязки (формулы прикрепления).
- VIII. Закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано.
- X. Lex fori.
- 16. Проблемы применения коллизионных норм: квалификация юридических понятий, виды коллизий, конфликт квалификаций, обратная отсылка, отсылка к праву третьего государства.
- 17. Применение норм иностранного права: установление содержания иностранного права и толкование его норм.
- 18. Взаимность: понятие, виды, функции. Реторсии.
- 19. Пределы применения иностранного права: оговорка о публичном порядке, «сверхимперативные нормы» (нормы прямого действия).
- 20. Автономия воли сторон в мчп. “Обход закона” в мчп.
- 21. Государство как субъект мчп, виды иммунитетов.
- 22. Международные межправительственные организации как субъекты мчп: правовой статус, иммунитеты, специфика участия в частноправовых отношениях.
- 23. Физические лица как субъекты мчп: категории иностранцев, личный закон, коллизионные вопросы праводееспособности иностранцев.
- 24. Виды иностранных граждан и контроль за их пребыванием на территории рф.
- 25. Юридические лица как субъекты мчп: статут юридического лица, критерии определения личного закона юридического лица.
- 26. Правовой статус транснациональных корпораций. Статус компаний международного бизнеса (оффшорных компания).
- 27. Международные юридические лица как субъекты мчп: правовой статус, специфика участия в частноправовых отношениях.
- I. Межправительственная организация как юридическое лицо.
- II. Юридическое лицо, созданное при наличие международного договора, обладающее государственной принадлежностью.
- III. Юридическое лицо, созданное только на базе мд, не обладающее государственной принадлежностью.
- 28. Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц: понятие, виды, особенности применения. Национальных режим. Режим наибольшего благоприятствования.
- 29. Собственность в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование. Ценностная концепция права собственности. Национализация в мчп.
- 30. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций: режимы иностранных инвестиций, гарантии и льготы для иностранных инвесторов.
- 31. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций, гарантии и льготы для иностранных инвесторов. Режим равного и справедливого отношения. Инвестиционный арбитраж.
- 32. Особенности иностранных инвестиций в свободных экономических зонах. Концессионные соглашения. Соглашения о разделе продукции.
- 33. Внешнеэкономические сделки: понятие, содержание, виды, правовое регулирование, порядок заключения и форма вэс.
- 34. Конвенция оон о договорах международной купли-продажи товаров (1980): сфера и условия применения, порядок заключения и исполнения договора международной купли-продажи товаров.
- 35. Характеристика отдельных видов международных коммерческих сделок: лизинг, факторинг, франчайзинг.
- 36. Акционерные соглашения с иностранным элементом: вопросы коллизионно-правового регулирования и порядка разрешения споров.
- 37. Договорные способы обеспечения обязательств во внешнеэкономических сделках.
- 38. Международные железнодорожные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.
- 39. Международные автомобильные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.
- 40. Международные воздушные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.
- 41. Международные морские перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.
- 42. Международные смешанные перевозки: понятие, правовое регулирование, принцип “сетевой ответственности”.
- 43. Международные расчетные отношения: правовое регулирование, виды и формы расчетов. Особенности правового регулирования.
- 44. Аккредитив в международных расчетах. Виды. Стандарты проверки документов банками.
- 45. Вексель в мчп. Англосаксонская и женевская вексельные системы.
- 46. Международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности: понятие, конвенционное регулирование, сущность конвенционного приоритета.
- 47. Национально-правовое регулирование интеллектуальной собственности: понятие, охрана права иностранных лиц в рф и защита прав российских лиц, нормативное регулирование.
- 48. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения: виды деликтных обязательств, правовое регулировании.
- 49. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в мчп: заключение и расторжение браков, признание браков и разводов, консульские браки и разводы.
- 50. Коллизионно-правовое регулирование отношений между супругами, установления и оспаривания отцовства (материнства), алиментных обязательств родителей и детей. Международное усыновление.
- 51. Правовое регулирование наследственных отношений в мчп: наследственный статут, режим наследования, определение применимого права к форме и порядку составления завещания.
- 52. Правовое регулирование трудовых отношений в мчп: трудовые права иностранцев в рф, порядок привлечения и использования в России иностранной рабочей силы.
- 53. Трансграничная несостоятельность: подходы к правовому регулированию, перспективы в рф.
- 54. Международный гражданский процесс: понятие, предмет, особенности правового регулирования.
- 55. Юрисдикция в международном гражданском процессе: системы определения подсудности дел с иностранным элементом, конкуренция юрисдикций. Соглашения о выборе юрисдикции.
- 56. Особенности рассмотрения государственными судами дел с участием иностранных лиц.
- 57. Требования к документам, предоставляемым в суд из-за рубежа: консульская легализация, апостиль, перевод и удостоверение верности переводов.
- 58. Правовая помощь: понятие, предмет, правовое регулирование порядка оказания правовой помощи. Судебное поручение в международном гражданском процессе.
- 59. Обеспечительные меры в международном гражданском процессе: понятие, основания и порядок предоставления. Предварительные обеспечительные меры.
- 61. Международный коммерческий арбитраж: понятие, правовая природа, особенности правового регулирования, виды.
- 62. Разграничение компетенции государственных судов и арбитражей. Арбитрабельность спора. Арбитражное соглашение (третейская запись): виды, форма, условия действительности, автономность.