logo
ответы на вопросы по МЧП

35. Характеристика отдельных видов международных коммерческих сделок: лизинг, факторинг, франчайзинг.

Лизинг

Это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств и других видов производственного значения. Финансовый лизинг – это особая разновидность института аренды.

Особенность договора лизинга состоит в том, что лизингодатель (в роли которых выступают коммерческие банки, инвестфонды, страховые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли-продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как своеобразную форму долгосрочного кредитования (инвестирования), при которой лизингополучатель погашает «кредитные средства» (то есть денежные средства, затраченные на закупку оборудования) путем регулярной выплаты лизингодателю в согласованном между ними размере арендных платежей. Сумма этих платежей складывается из стоимости оборудования, расходов лизингодателя, связанных с приобретением оборудования, а также суммы, составляющей непосредственно прибыль лизингодателя.

Основной акт, регулирующий сделки лизинга - Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Оттава (в ней содержится модельный договор лизинга). Из Оттавской конвенции следует, что лизинг представляет собой сделку, оформляемую двумя видами договоров: купли-продажи и договором лизинга между лизингодателем и –получателем.

Лизингодатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на опыт и суждение арендодателя, предоставляемое оборудование в лизинг приобретается лизингодателем только в связи с договором лизинга, о чем он должен поставить в известность продавца, периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Предметом финансового лизинга является, как правило, движимое имущество: производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства. В течение срока действия договора лизинга собственником арендуемого имущества остается лизингодатель, права которого защищаются в случае банкротства лизингополучателя.

В РФ принят ФЗ О финансовой аренде (лизинге), сферой применения которой является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемых во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.

Факторинг

Договор международного факторинга используется преимущественно в сфере купли-продажи товаров. При этом продавец товара, не дожидаясь исполнения покупателем обязательства уплатить за товар цену, уступает за вознаграждение право денежного требования банку или иной коммерческой организации (фактору-банку), которому по просьбе продавца покупную цену платит покупатель.

Одновременно фактор оказывает продавцу и другие финансовые услуги, в частности по ведению бухучета, выставлению счетов по денежным поступлениям, изучению финансового состояния должников, страхованию рисков неплатежей.

Конвенция УНИДРУА о международном факторинге была подписана в Оттаве в 1988 году. СТ. 1 – факторинговый контракт – договор, заключенный между одной стороной (поставщиком ) и другой стороной (фактором, обычно это банк), в соответствии с которым поставщик передает фактору требования, вытекающие из договора МКПТ, заключенного между поставщиком и его должником (покупателем). Предметом уступки являются требования, вытекающие из договоров МКПТ, заключаемых в сфере предпринимательской деятельности.

Еще одной конвенцией является Конвенция об уступке дебиторской задолженности, подготовленная ЮНСИТРАЛ и принятая Генассамблеей ООН 12 сентября 2001 года.

Взаимные права цедента (это продавец) и цессионария (для наших нужд это банк-фактор)регулируются в соответствии с принципом автономии воли «избранным ими правом» (ст. 28). При отсутствии соглашения между ними подлежащее применению право определяется на основании критерия наиболее тесной связи с договором. К отношению между цессионарием и покупателем-должником (по договору МКПТ) подлежит применению право страны, которому подчиняется первоначальный договор. (Богуславский)

Франчайзинг

Договор франчайзинга представляет собой долгосрочный договор, в

силу которого сторона, предоставляющая франшизу (правообладатель),

обязуется за вознаграждение последовательно осуществлять поставки

товаров и оказывать определенные услуги, передавать опыт, знания,

навыки в хозяйственной деятельности, а также наделять другую сторону

(пользователя) правом использования комплекса исключительных прав в

отношении объектов интеллектуальной собственности. Поскольку

предоставление со стороны правообладателя пользователю

исключительных прав интеллектуальной собственности является основным

обязательством, определяющим особенности договора, этот договор часто

рассматривается как разновидность лицензионных договоров. Он, как было

отмечено, заключается большей частью с целью создания новых

хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.),

расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирменным

наименованием правообладателя. Это отличает его от обычных

лицензионных договоров, которые позволяют лицензиату использовать

некоторые отдельные объекты охраны промышленной или

интеллектуальной собственности (изобретение, полезную модель,

товарный знак, литературное произведение, компьютерные базы данных и

другие охраняемые объекты), права на которые принадлежат собственнику

данного новшества.

Франчайзинг, как правило, действует в двух основных формах:

производственного и торгового франчайзинга, хотя специальная литература

различает еще два вида — «сбытовой» и «в сфере обслуживания».

Производственный франчайзинг используется изготовителями для расширения

продаж своих изделий. Лицензиат уступает право сбыта своего товара (или

группы изделий) на определенный срок и (или) на определенной территории.

Зачастую договор франчайзинга подобного рода имеет все признаки договора

об исключительной продаже. Тем не менее и в этом случае правообладатель имеет возможности сохранять за собой контроль за деятельностью пользователя

франшизы по соблюдению должного производства или обслуживания товара,

постоянного поддержания его качества и стандарта. Торговый франчайзинг

заключается в предоставлении лицензиату (пользователю) «пакета услуг»

(раскрытие секретов производства и торговли, методов сбыта, организации

производства и сбыта, накопленных знаний и опыта, товарные знаки и знаки

обслуживания). Все это направлено на более успешную реализацию

производимых товаров и услуг.

Пример: Показательно в этом отношении решение суда Дании по делу компании

«МакДоналдс» против датского торговца сосисками, образовавшего в 1994

г. свое небольшое предприятие по торговле бутербродами с сосисками под

названием «МсАllan». «МакДоналдс» утверждала, что в данном случае

вводится в оборот знак, способствующий смешению продукции и

введению потребителя в заблуждение. Однако, как указывается в

публикациях, датчане имеют давнюю традицию покупать бутерброды с

сосисками в передвижных и стационарных вагончиках, вследствие чего в

общественном сознании населения этой страны продавец сосисок

ассоциируется с одним из элементов датской культуры питания. По

мнению суда, оспариваемое название не влияет на отличитальные

признаки знака и не вводит потребителя в заблуждение относительно

источника происхождения товара.

В договор франчайзинга могут быть включены передача

правообладателем пользователю разнообразных объектов

интеллектуальной собственности. В связи с тем что речь идет об

имущественных правах в отношении нематериальных объектов, которыми

можно пользоваться одновременно на территории нескольких государств,

существенными условиями договора франчайзинга выступает согласование

между партнерами сферы его действия, территории, охватываемой

концессией, вида деятельности, в процессе которой будет осуществляться

пользование исключительными правами, коммерческой информацией,

консультациями и т.д. Возможность пользователя уступить полученное

третьим лицам на основании договора субконцессии, предусмотренная в

договоре, может отвечать первоочередным интересам самого

правообладателя.

Применимое право: общий принцип: lex venditoris в широком значении —

привязка к праву той страны, где учреждена, имеет место жительства или

основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение,

значение которого для содержания такого договора является решающим.

Следовательно, поскольку основное (решающее) предоставление осуществляет

по договору франчайзинга правообладатель, то в случае, когда стороны не

избрали применимого к договору правопорядка, применяется право страны

правообладателя. Вместе с тем, ввиду того что деятельность по договору

коммерческой концессии очень часто связана с приданием ей и

соответствующей организационно-правовой формы (при создании дочерних

предприятий правообладателя), не исключено применение и права государства,

на территории которого существует данное юридическое лицо.

(Ануфриева)