logo
ответы на вопросы по МЧП

39. Международные автомобильные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.

Основной источник регулирования таких перевозок – международное соглашение.

Это Конвенция о дорожном движении 1968 года, Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) 1956 года, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года и ряд других. (Марышева)

Условия договора о международной автоперевозке грузов между европейскими странами определяются КДПГ. В ней участвует большинство европейских государств и Россия. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автоперевозке, порядок приема груза к грузоперевозке и выдачи его в пункте назначения. Установлен предел ответственности перевозчика при несохранности груза – 25 золотых франков за 1 кг веса брутто.

При автоперевозках существенное значение имеет создание гарантий при причинении вреда третьим лицам автотранспортными средствами – источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности, что предусматривается как внутренним законодательством, так и рядом международных соглашений.

Конвенция призвана унифицировать условия международной дорожной перевозки грузов, включая документы, применяемые для такой перевозки, и ответственность перевозчика. В Конвенцию включена коллизионная норма, отсылающая по вопросу о продлении или о перерыве течения срока исковой давности к закону суда, рассматривающему дело.

Конвенция МДП, определяя процедуру международной дорожной перевозки, предусматривает в качестве ее основного атрибута книжку МДП – единый таможенный документ при следовании груза от таможни места отправления до таможни места назначения в регионе МДП. Конвенцией введен институт гарантийного объединения – объединения, признанного таможенными органами государства-участника Конвенции в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру международной дорожной перевозки – в России такой институт называется Ассоциация международных автоперевозчиков России, которая обеспечивает российских перевозчиков книжками МДП, ведет работу по урегулированию претензий в связи с использованием процедуры МДП. Грузы, перевозимые с соблюдением этой процедуры, освобождаются от уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. На т/с, осуществляющем операцию МДП, должны быть прикреплены таблички «TIR». Этот знак дает преимущество первоочередного таможенного оформления.

Российские перевозчики должны иметь лицензии на международные автоперевозки. Законом запрещаются перевозки грузов и пассажиров т/с, принадлежащих иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территории РФ, между пунктами, расположенными на этой территории.

Двусторонние договоры России о международном автосообщении регулируют также перевозки в третьи страны и из третьих стран. В договорах перевозчикам одной страны запрещается осуществлять внутренние перевозки (каботаж) на территории другой страны. Страны – участницы договоров обеспечивают страхование гражданской ответственности перевозчиков перед третьими лицами в связи с использованием автотранспортных средств. Условия договоров включают в себя освобождение от налогов и сборов с автот/с, пограничные, таможенные и иные правила. (Богуславский)