logo
ответы на вопросы по МЧП

40. Международные воздушные перевозки: понятие, правовое регулирование, ответственность сторон.

В качестве МВП рассматривается перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства.

Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов определяются многосторонней Варшавской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года. Она изменена Гаагским протоколом 1955 г. и дополнена рядом протоколов, в том числе Гватемальским и Монреальским, в которых Россия не участвует. Россия участвует в Варшаве и Гааге.

Действие Варшавской Конвенции распространяется на воздушные перевозки между участвующими в ней странами, а также на перевозки, когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государства, хотя бы и не участвующего в Конвенции. В Конвенции определены основные требования к перевозочным документам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения, ответственность перевозчик перед пассажирами и грузовладельцем.

Правила Конвенции об ответственности перевозчика имеют большое практическое значение.

Перевозчик отвечает за вред, произошедший в случаях: смерти, ранения или любого другого телесного повреждения пассажира, если несчастный случай, в результате которого причинен вред, произошел на борту воздушного судна или во время операции по посадке и высадке; уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или груза, если происшествие, причинившее вред, случилось во время воздушной перевозки; опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов.

Согласно Варшавской Конвенции ответственность перевозчика основана на вине, которая презюмируется.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что он принял все необходимые меры, чтобы избежать вреда, или что такие меры ему было невозможно принять. Но в случае, если перевозчик докажет, что вина потерпевшего была причиной вреда или способствовала ему, суд может в соответствии с законом своей страны ограничить ответственность перевозчика.

Ответственность воздушного перевозчика согласно Варшавской конвенции ограничена суммой 250 французских золотых франков на 1 кг веса. Для российских авиаперевозчиков эта сумма была повышена и определена в размере 20 долларов за 1 кг веса. Конвенция предусматривает краткий срок для заявления претензий к перевозчику по поводу несохранности доставленного груза (14 дней со дня получения груза), пропуск которого лишает права на обращение в суд. Исковая давность по требованиям к перевозчику – 2 года.

Варшава не определила вопрос о порядке определения размера возмещения – поэтому Гаагский протокол определил размеры ответственности в отношении пассажира – 250 000 французских золотых франков (1 золотой франк – 65,5 миллиграмма золота(?)).

Монреальская Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года. Россия не участвует.

Арбитражные суды РФ применяют нормы Варшавской Конвенции с учетом изменений, внесенных в нее.

Дело российского ЗАО и Финэйр – ветхая тара при перевозке – Финэйр is liable – ЗАО считал вред исходя из стоимости тройской унции золота на Лондонской бирже - неправильно считал – нужно по-другому считать – ЗАО получил меньшую сумму в итоге.

Коллизионные нормы Варшавской Конвенции предусматривают применение закона суда в отношении возможности установить возмещение в виде периодических платежей, о присуждении истцу понесенных им судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, о порядке исчисления срока, по истечении которого истец утрачивает право на иск.

(Богуславский)