logo
5курс / Иван / Электоронные лекции / МЧП

4. Общая характеристика международных перевозок грузов.

Международная перевозка– это такая перевозка, при которой место отправления и место назначения груза,указанные в договоре, находятся в разных государствах.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

  1. не имеет значения место нахождение коммерческих предприятий сторон договора – грузоотправителя и перевозчика; Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что и грузоотправитель, и перевозчик, как правило, зарегистрированы и ведут свой бизнес в одном государстве. Договор международной перевозки груза является внешнеэкономической сделкой, но не подпадает под общее её определение. Однако он признается таковой, поскольку определяющее значение имеет содержание этого договора, т.е. услуги по перевозке осуществляются на территории 2 государств. Здесь иностранный элемент присущ процессу перемещения груза.

  2. главное для квалификации договора как международного договора перевозки состоит в том, что места отправления и назначения, находящиеся в разных государствах, указаны в договоре. Отсюда если в процессе осуществления перевозки груз по каким-то причинам не пересечёт государственную границу (например, будет утрачен), то перевозка тем не менее не утратит своего международного характера. К ней будут применяться положения транспортных конвенций, а также применимого национального права.

Особенностью международных перевозок является то, что они, как правило, осуществляются и регулируются положениями транспортных конвенция. Практически по каждому виду перевозки существует универсальная конвенция, и Россия участвует всех основных международных транспортных конвенций. Особенность транспортных конвенций в том, что их положения носят императивный характер. Всякое условие договора перевозки, противоречащее предписаниям конвенции, признаётся недействительным. В этом состоит отличие регламентации перевозок от других видов внешэкономсделок, прежде всего, от купли-продажи: абсолютное большинство норм Венской конвенции о купле-продаже 1980г. носят диспозитивный характер, т.е. уступают конкретному договору.

Международные транспортные конвенции содержат следующие основные положения:

Обязательства перевозчика состоят в том, чтобы

За нарушение своих обязанностей перевозчик несёт ответственность.

Обязанности грузоотправителя:

Грузоотправитель несёт ответственность за нарушение всех этих обязанностей.

Основания ответственности перевозчика: за утрату или повреждение груза или за просрочку в его доставке. Особенность ответственности перевозчика – она ограничена.

1) конвенции перечисляют случаи, когда перевозчик ответственности не несёт вообще. Сюда помимо форс-мажорных обстоятельств относятся также специфические риски для каждого конкретного вида транспорта. Например, согласно Брюссельской конвенции, регулирующей международные морские перевозки, перевозчик освобождается от ответственности при так называемой навигационной ошибке, т.е. ошибка капитана или члена экипажа в управлении судном. Т.е. если экипаж допустил ошибку, и судно вместе с грузом утонуло, перевозчик ответственности не несёт. По конвенции о перевозках автомобильным транспортом перевозчик не нес т ответственность за утрату груза, если груз перевозился на не укрытом транспортном средстве.

2) Конвенции устанавливают максимальный предел ответственности перевозчика за утрату или повреждение грузов. Этот максимальный предел не должен превышать определённой конвенцией суммы за 1 кг или единицу утраченного или повреждённого груза. Первоначальные тексты транспортных конвенций устанавливали предел ответственности перевозчика во французских франках, например,. При морских перевозках – не более 30 франков за килограмм, при автомобильных – не более 25 франков за килограмм утраченного груза. Однако в 70х гг. ХХв. К конвенциям были приняты протоколы, которые заменили старые французские франки на специальные права заимствования – СПЗ – это условная денежная единица МВФ. Стоимость одного СПЗ составляет примерно 40 рублей. Россия в этих протоколах не участвует, однако российская судебная практика исчисляет пределы ответственности перевозчика в СПЗ. Однако предел ответственности перевозчика применяется лишь в случаях, если грузоотправитель не включил стоимость груза в накладную или коносамент. Если же грузоотправитель объявил стоимость груза и включил её в накладную или коносамент, то перевозчик отвечает в пределах объявленной стоимости груза. Отсюда перевозчики всегда заинтересованы в том, чтобы стоимость груза не объявлялась и не включалась в накладную. Однако если грузоотправитель настаивает на включении стоимости в накладную, то стоимость перевозки повышается иногда в разы, поскольку для перевозчика наступает больший риск.

Споры могут быть рассмотрены, как правило, в следующих государственных судах: 1) в судах места отправления груза, 2) места назначения, 3) судах того государства, где находится главная контора перевозчика, 4) в судах тех государств, где был заключён договор перевозки.

В случае, если какой-то вопрос не урегулирован транспортной конвенцией или сама конвенция отсылает к национальному законодательству, то подлежит применению национальное право, при чём в следующей очерёдности: 1) применяются специальные НА по международной перевозке грузов; 2) применяются положения транспортных уставов и кодексов; 3) применяются общие положения гражданского законодательства, содержащиеся в ГК. Отсюда можно сделать вывод, что несмотря на то, что многие российские (советские) специальные акты о международных перевозках грузов приняты на уровне министерств и ведомств, они тем не менее принадлежат приоритетному применению как перед положениями транспортных уставов (кодексов), так и перед положениями ГК РФ. Однако прежде чем применять соответствующее национальное законодательство, суд или арбитраж должен выбрать применимое право к договору перевозки. В России действует следующая схема: применяется право, избранное сторонами, а при отсутствии соглашения сторон право перевозчика.

Остальное - самостоятельно!!!!

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4