2. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешение инвестиционных споров.
1. Сеульская конвенция 1985г. об учреждении Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций (МАГИ). Это страховая организация, которая одновременно является международной организацией. Участники конвенции – более 100 государств, Россия присоединилась в 1992г. согласно конвенции, иностранный инвестор, желающий осуществить инвестиции в экономику развивающейся страны (перечень этих стран приведён в приложении к конвенции, Россия в него входит), вправе застраховать свои инвестиции в агентстве от следующих 4 некоммерческих рисков:
Утрата инвестиций в результате национализации, экспроприации или конфискации,
Утрата инвестиций в результате нарушения договора со стороны принимающего государства,
Утрата инвестиций в результате войны, гражданских беспорядков или революции,
Страхование от запрета на перевод валюты, имеется в виду ситуация, когда государство принимает нормативный акт, запрещающий конвертацию местной валюты в одну из свободных конвертируемых валют. Например, иностранный инвестор получил в России доход в размере 1млрд рублей, и российское правительство вводит запрет на обмен российских рублей на доллары и иную конвертируемую валюту. Инвестору остаётся лишь переводить за рубеж российские рубли, которые там никому не нужны.
В случае, если иностранный инвестор утрачивает инвестиции в результате одного из этих страховых случаев, то агентство выплачивает инвестору страховое возмещение. В свою очередь к агентству в порядке суброгации переходит право требования, которое инвестор имеет к государству в связи с осуществлёнными инвестициями. Т.о. спор из частноправового между инвестором и принимающим государством трансформируется в публичноправовой между принимающим государством и агентством.
У агентства как международной организации гораздо больше шансов урегулировать вопросы возмещения убытков с принимающим государством, чем у отдельного инвестора.
В отношении России информации о страховании инвестиции в агентстве пока нет.
2. Вашингтонская конвенция 1965г. о порядке разрешения споров между государствами и иностранными инвесторами. Согласно её все споры между государствами и иностранными инвесторами должны разрешаться не в государственных судах, а в специально созданном в рамках конвенции Международном центре по урегулированию инвестиционных споров. Рассмотрение инвестиционных споров в государственном суде принимающей инвестиции страны не выгодно для инвесторов, поскольку государственные суды всегда поддерживают собственное государство, т.е. не обладают объективностью.
Рассмотрение спора в государственном суде страны, где проживает или зарегистрирован инвестор, также не эффективно в силу того, что государство за рубежом обладает иммунитетом. Кроме того, иностранные суды всегда становятся на сторону своих инвесторов.
Согласно конвенции, при рассмотрении инвестиционного спора в центре возможны 2 процедуры, которые могут применяться либо последовательно, либо независимо друг от друга. 1я – согласительная процедура. При центре создаётся примирительная комиссия из представителей инвестора, а также государства, которая предпринимает меры к дружественному урегулированию спора. Большинство инвестиционных споров разрешаются именно в порядке согласительной процедуры. 2я процедура – при центре создаётся арбитраж. Если стороны не определили порядок формирования арбитража, то действует следующая схема: одного арбитра назначает инвестор, второго принимающее государство, эти два арбитра избирают третьего, голос которого является решающим. Однако большинство споров в порядке арбитража рассматриваются большим числом арбитров, их может быть до 15.
При рассмотрении спора арбитраж применяет следующие источники права: международные конвенции, общепризнанные принципы и нормы международного права, национальное право (если стороны не договорились о том, какое национальное право применять, то арбитраж применяет право государства-участника спора), однако стороны могут не применять вышеуказанные источники права, если они договорятся, что спор должен быть разрешён на основе справедливости и добросовестности.
Принятое арбитражем решение подлежит обязательному исполнению сторонами и оно носит окончательный характер, т.е. не обжалуется. В исполнении решения арбитража могут принимать участие и другие государства-участники конвенции. Т.о. присоединяясь к конвенции, государство фактически отказывается от принадлежащих ему иммунитетов в отношении всех тех решений, которые принимаются в центре.
Россия подписала конвенцию в 1992г., но до сих пор её не ратифицировала.
3. договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые заключаются между развитыми государствами и государствами, которые нуждаются в инвестициях (реципиенты). РФ заключила более 50 таких договоров с основными развитыми странами. Хотя договоры сформулированы двусторонним образом, реципиентом является РФ, т.е. принимающей инвестиции стороной.
Все договоры строятся по типовой схеме. Во-первых, там содержатся гарантии от национализации и конфискации имущества инвесторов. Если Россия осуществит в отношении инвесторов соответствующие действия, то для неё наступит не только гражданскоправовая, но и международная ответственность. Во-вторых, в договорах содержится обязательство государства признавать переход прав от инвесторов к страховщику в связи с осуществлёнными инвестициями (имеется в виду механизм МАГИ). В-третьих, предусматривается, что все инвестиционные споры разрешаются международными коммерческими арбитражами и государство обязуется признавать и исполнять их решения. В некоторых договорах в качестве места рассмотрения спора указан Арбитражный суд при торговой палате г.Стокгольма.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие мчп. Его предмет и метод.
- 1. Традиционное понятие мчп.
- 2. Методы мчп.
- 3. Место мчп в системе права. Система мчп.
- Источники международного частного права.
- 2. Российские источники мчп.
- Раздел 7 ск содержит коллизионные нормы в области регулирования вопросов брачно-семейных отношений с участием иностранцев, алиментных обязательств, международного усыновления и т.Д.
- Коллизионное право.
- 1. Понятие, структура и виды коллизионных норм.
- 3. Обратная отсылка и отсылка к законодательству третьего государства.
- 4. Проблемы квалификации мчп.
- 5. Предварительный коллизионный вопрос.
- 6. Обход закона в мчп
- Применение иностранного права
- 1. Основания применения иностранного права. Экстерриториальное действие частноправовых и публичноправовых норм.
- 2. Порядок установления содержания иностранной нормы.
- 3. Ограничения применения иностранного права. Императивные нормы; публичный порядок; взаимность.
- Субъекты мчп.
- 1. Фл как субъекты мчп. Правовой статус иностранных граждан.
- 2. Юл как субъекты мчп. Правовое положение филиалов и представительств иностранных юл в России.
- 3. Государство как субъект мчп.
- 4. Международные межгосударственные организации как субъект мчп.
- Правовой режим иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
- 2. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешение инвестиционных споров.
- 3. Правовой режим соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений.
- 4. Правовой режим свободных экономических и оффшорных зон.
- Внешнеэкономические сделки.
- 1. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки.
- 2. Договор международной купли-продажи. Венская конвенция 1980г.
- 3. Понятие, признаки и формы международных расчётов.
- 4. Общая характеристика международных перевозок грузов.
- Интеллектуальная собственность в мчп (общая характеристика).
- Семейное право.
- 1. Правовое регулирование браков в мчп.
- 2. Регулирование разводов в мчп. Признание разводов. Консульские разводы.
- Международное частное трудовое право.
- Международный гражданский процесс
- Международный коммерческий арбитраж.