1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
Государства, заинтересованные в привлечении иностранных инвестиций, принимают специальное законодательство. Такое законодательство имеется в Китае, Индии, Бразилии, России, страны СНГ, Балтии – страны, которым будет отдаваться приоритет в 2025г. страны с развитой экономикой не имеют специального законодательства об ностранных инвестициях и действует общий режим для отечественных и зарубежных инвесторов. Согласно статистике, ¼ всех иностранных инвестиций приходится на Китай – более 1,5 млн в год. В России в год инвестируется в 6 раз меньше чем в Чехии. Все иностранные инвестиции в Россию направляются в топливно-энергетический комплекс, а также для организации сборочных цехов иностранных концернов. Основным инвестором иностранным в России является республика Кипр. Это оффшорная территория, и все средства с Кипра – бывшие российские деньги.
В 1991г. в России принят закон об иностранных инвестициях в РСФСР. Закон содержал 40 статей, все они носили бланкетный (отсылочный) характер, т.е. напрямую инвестиционные отношения не регулировали, а отсылали к подзаконным нормативным актам, которые либо никогда не были приняты, либо наоборот принимались в великом множестве в противоречии друг другу. Закон получил негативную оценку иностранных инвесторов, поэтому в оперативном порядке был разработан новый вариант закона, который появился в 1999г. – об иностранных инвестициях в РФ. Сразу же после его принятия он получил негативную оценку иностранных инвесторов, т.к. 1) наличие отсылочных норм: закон ссылается на многие постановления правительства, которые до настоящего момента до сих пор не приняты; 2) чрезвычайно сложный и запутанный язык закона.
Согласно закону 1999г. иностранные инвестиции– это вложения, осуществлённые иностранным инвестором в какой-либо объект предпринимательской деятельности на территории России в виде денег, ценных бумаг, имущества, имущественных прав, информации, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в целях извлечения прибыли.
Закон не регулирует отношения, связанные с вложением средств в банковский и страховой секторы.
Иностранный инвестор – иностранный гражданин либо лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом; иностранное юридическое лицо либо организация, не являющаяся юридическим лицом, но имеющая право осуществлять инвестиции в соответствии с законами своей страны; иностранное государство и международная организация, если это для организации предусмотрено её уставом.
Помимо общего понятия иностранной инвестиции закон выделяет ещё 2 категории.
Прямая иностранная инвестиция– это 3 вида вложений:
Создание в России филиалов иностранного ЮЛ и вложение средств в его основные фонды,
Вклад иностранного инвестора в уставный капитал российского хозяйственного общества или товарищества величиной не менее 10% от совокупной доли,
Ввоз в Россию оборудования по договору международного финансового лизинга на сумму не менее 1 млн рублей, в котором иностранный инвестор выступает лизингодателем, а Россия – лизингополучателем.
Только прямые инвестиции пользуются основными гарантиями и льготами по закону, в частности таможенными и налоговыми льготами. Основная льгота – освобождение инвестора от уплаты ввозного НДС (в среднем 18%).
Вместе с тем предоставление иностранному инвестору льгот по закону об иностранных инвестициях не совсем координирует с налоговым и таможенным кодексами.
Приоритетный инвестиционный проект– это 2 вида вложений:
Вклад иностранного инвестора в уставный капитал российского хозяйственного общества или товарищества величиной не менее 100 млн рублей.
Осуществление какого-либо вложения в виде прямой инвестиции на сумму не менее 1 млрд. рублей. (рубли по законы берутся на момент принятия закона - курс).
Приоритетный инвестиционный проект подлежит регистрации в Правительстве России в соответствии с положением, которое до сих пор не принято.
Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
Закон об иностранных инвестициях определяет следующие гарантии для иностранных инвесторов:
1) гарантия защиты инвесторов от национализации, реквизиции или конфискации имущества.
2) гарантия справедливого разрешения спора государственным судом или международным коммерческим арбитражем,
3) гарантия возмещения инвестору всех убытков, причинённых незаконными действиями государственных органов,
4) гарантия свободного перевода за рубеж всех доходов, полученных в связи с осуществлёнными инвестициями,
5) гарантия признания прав за страховой организацией, к которой перешло в порядке суброгации право требования, которое имел инвестор в РФ в связи с осуществлёнными инвестициями. В принципе все вышеперечисленные гарантии уже закреплены действующим общегражданским законодательством, никакой специфики для иностранного инвестора нет.
Только прямые инвестиции пользуются налоговыми и таможенными льготами – это самое основное для инвестора. Прежде всего, льгота для иностранного инвестора – это освобождение от уплаты НДС при ввозе в Россию оборудования в качестве инвестиции.
Специальная гарантия предусмотрена для приоритетных инв.проектов – гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (она именуется в науке «дедушкина оговорка»): если иностранный инвестор приступил к реализации приоритетного инвестиционного проекта в России, однако в России принимается нормативный акт, который ухудшает положение инвестора по сравнению с тем, в котором он находился до момента принятия этого НА – вводятся новые налоги, повышаются действующие налоговые ставки, то такой акт не применяется к инвестору в течение всего срока реализации приоритетного инвестиционного проекта, но не более 7 лет с момента начала реализации проекта. Дедушкиной оговоркой пользуются также коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранных инвесторов в которых составляет не менее 25% независимо от величины уставного капитала.
Иностранный инвестор может создать новое юридическое лицо по российскому праву (как правило, инвесторы создают либо ЗАО либо ООО). В этом случае по форме это будет российское ЮЛ, но со 100% участием иностранного капитала. При регистрации такого ЮЛ налоговые органы требуют дополнительные документы, в частности выписка из торгового реестра иностранного государства о регистрации иностранного учредителя, выписка из обслуживающего учредителя банка о его финансовом статусе, а также другие документы об иностранном ЮЛ – учредителе.
Иностранный инвестор может создать российское ЮЛ совместно с российскими лицами, либо приобрести долю в уставном капитале уже существующего хозяйственного общества и товарищества. Во всех случаях, когда в состав учредителей российского ЮЛ взодит иностранный инвестор, российское ЮЛ приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями независимо от того, какая доля уставного капитала принадлежит иностранному инвестору. Речь идёт о вхождении инвестора в состав участников или учредителей, т.е. инвестор должен быть внесён в устав или в учредительный договор в качестве учредителя или участника, и только тогда компания приобретает такой статус. Поэтому простое приобретение акций российского АО иностранным инвестором не означает, что данное общество приобрело статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями утрачивает свой статус с момента выхода иностранного инвестора из числа её участников.
Такая организация – не самостоятельная организационно-правовая форма, это характеристика, которая присваивается организациям законом об иностранных инвестициях с целью предоставления этой организации дополнительных льгот и гарантий по сравнению с теми, которые применяются к обычным российским ЮЛ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие мчп. Его предмет и метод.
- 1. Традиционное понятие мчп.
- 2. Методы мчп.
- 3. Место мчп в системе права. Система мчп.
- Источники международного частного права.
- 2. Российские источники мчп.
- Раздел 7 ск содержит коллизионные нормы в области регулирования вопросов брачно-семейных отношений с участием иностранцев, алиментных обязательств, международного усыновления и т.Д.
- Коллизионное право.
- 1. Понятие, структура и виды коллизионных норм.
- 3. Обратная отсылка и отсылка к законодательству третьего государства.
- 4. Проблемы квалификации мчп.
- 5. Предварительный коллизионный вопрос.
- 6. Обход закона в мчп
- Применение иностранного права
- 1. Основания применения иностранного права. Экстерриториальное действие частноправовых и публичноправовых норм.
- 2. Порядок установления содержания иностранной нормы.
- 3. Ограничения применения иностранного права. Императивные нормы; публичный порядок; взаимность.
- Субъекты мчп.
- 1. Фл как субъекты мчп. Правовой статус иностранных граждан.
- 2. Юл как субъекты мчп. Правовое положение филиалов и представительств иностранных юл в России.
- 3. Государство как субъект мчп.
- 4. Международные межгосударственные организации как субъект мчп.
- Правовой режим иностранных инвестиций.
- 1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
- 2. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешение инвестиционных споров.
- 3. Правовой режим соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений.
- 4. Правовой режим свободных экономических и оффшорных зон.
- Внешнеэкономические сделки.
- 1. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки.
- 2. Договор международной купли-продажи. Венская конвенция 1980г.
- 3. Понятие, признаки и формы международных расчётов.
- 4. Общая характеристика международных перевозок грузов.
- Интеллектуальная собственность в мчп (общая характеристика).
- Семейное право.
- 1. Правовое регулирование браков в мчп.
- 2. Регулирование разводов в мчп. Признание разводов. Консульские разводы.
- Международное частное трудовое право.
- Международный гражданский процесс
- Международный коммерческий арбитраж.