logo
лекционные занятия

Виды источников трудового права.

Источники трудового права:

- Конституция Республики Беларусь. Обладает высшей юридической силой. Законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Правовые акты либо их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы. Закрепляет:

- декреты и указы Президента РБ (например, Декрет от 26.07.1999 г. № 29 с изменениями и дополнениями «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);

- кодифицированный закон – это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт. ТК РБ 1999 г. (вступил в с силу с 1.01.2000 г.) состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, в которых насчитывается 468 статей.

ТК устанавливает, что трудовым правом регулируются правоотношения всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор, а также лиц, связанных отношениями членства (участия) в организациях различных организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 5 ТК предусматривает, что особенность регулирования труда отдельных категорий работников (служащих государственного аппарата, военнослужащих) устанавливается специальными законодательными актами. ТК содержит минимальные, но исключительно важные стандарты в сфере труда (продолжительность рабочего времени и времени отдыха, основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя и др.).

ТК установил задачи трудового права. Если в ранее действовавшем законодательстве основной задачей трудового права была защита интересов государства, то в ст. 2 ТК приоритет отдан установлению и защите взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей, развитию социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.

Закон всегда имеет нормативный характер. Он обладает наибольшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Закон может быть отменен или изменен только тем органом, которым принят. Ни один акт любого государственного органа не должен противоречить закону. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом РБ.

- специальные законы. Например, закон «О занятости населения Республики Беларусь» устанавливает правовые меры по материальному обеспечению безработных и их трудоустройству, запрещает принуждение к труду в административном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве (например, исправительные работы по приговору суда), закон «О профессиональных союзах» и др.

Законы, входящие в систему трудового законодательства, а также законы, содержащие нормы трудового права, действуют в части, не противоречащей ТК. В случае коллизии норм ТК и других законов необходимо руководствоваться правилами ТК.

- постановления Правительства РБ (Совета Министров). Издаются на основе и во исполнение законов, декретов и указов в целях их конкретизации. Они содержат и иные нормы, не противоречащие законам, декретам и указам. Например, постановление от 26.05.2000 г. № 764 «Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми наниматели могут заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности» и др.

- соглашения. Они заключаются на республиканском уровне (генеральные соглашения), отраслевом (тарифное соглашение) и на местном (местное соглашение). Предметом соглашений могут быть положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха и т.д.

- постановления Минтруда и социальной защиты РБ. Например, постановление от 5.04.2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка», Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников РБ (от 20.09.2002 г. № 123) и др.

- ведомственные акты. Они издаются министерствами, комитетами и ведомствами. Юридическая сила ведомственного акта зависит от функций издавшего органа. Так, акт, изданный в порядке осуществления межотраслевых функций, распространяется на другие ведомства, он обладает более широкой сферой действия по сравнению с нормативным актом, регулирующим отношения внутри министерства, ведомства или комитета.

- акты местных органов власти. Они определяют режим работы организаций, а также регулируют деятельность органов по трудоустройству населения.

- локальные нормы права. Локальные нормативный акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Эти нормы принимаются нанимателем с учетом мнения, совместно либо по согласованию с профсоюзом. К локальным нормативным актам относятся уставы, ПВТР, положения о премировании, коллективный договор и др.

Локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде. Вместе с тем в локальных нормативных актах могут быть установлены дополнительные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.

От локальных нормативных актов следует отличать акты применения. Акты применения – это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения определенного дела. Локальные акты распространяются на персонально неопределенный круг лиц и используются неоднократно. Акты применения имеют разовый характер, и в результате их издания не появляются нормы права, а возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности их адресатов. Примером правоприменительного акта может служить приказ нанимателя об увольнении либо о переводе работника.

- заключения Конституционного Суда РБ;

- постановления Пленума Верховного Суда РБ. Дают разъяснения по применению трудового законодательства.