logo
лекционные занятия

Тема: Понятие занятости в трудовом праве. Правовой статус безработного в трудовом праве.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Время выполнения: 2 часа.

Цель занятия:

- сформировать знания о правовом статусе безработного и государственной политике занятости и трудоустройства граждан Республики Беларусь;

- содействовать становлению практических навыков по работе с нормативно-правовыми актами и решению практических ситуаций по теме;

- содействовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию в духе уважения трудового законодательства.

Методическое обеспечение:

- Трудовое право. Учебник. Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006. – С. 128-150.

- Трудовой кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 г. с изменениями и дополнениями от 19.01.2009 г. «О занятости населения Республики Беларусь» // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 2.

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 г. № 1549 с изменениями и дополнениями от 18.02.2008 г. № 221 «Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» // Национальный реестр нормативно-правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 53.

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 1998 г. № 759 «Положение о порядке формирования и использования средств Государственного фонда содействия занятости».

- постановление Совета Министров Республики Беларусь № 236 от 15.04.1993 г. с изменениями и дополнениями «Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи».

Междисциплинарные связи:

- общая теория права;

- административное право;

- право социального обеспечения;

- конституционное право.

План занятия:

  1. Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.

  2. Проверка домашнего задания:

Вопросы к фронтальному опросу:

  1. Дайте понятие социального партнерства.

  2. Определите субъекты социального партнерства.

  3. Перечислите принципы социального партнерства.

  4. Дайте понятие коллективного договора.

  5. Перечислите виды соглашений.

  6. Назовите стороны коллективного договора и стороны соглашения.

  7. Перечислите стадии заключения коллективного договора и соглашения.

  8. Охарактеризуйте содержание коллективного договора.

  9. Охарактеризуйте содержание соглашений.

  10. Проанализируйте порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением условий коллективного договора.

  11. Охарактеризуйте ответственность сторон за несоблюдение условий коллективного договора, соглашения.

Задания на индивидуальных карточках (для нескольких учащихся на 10 мин.):

1.Решите практическую задачу:

Руководитель и профсоюз обувной фабрики обратились в республиканский комитет профсоюза с просьбой разъяснить, следует ли фабрике заключать коллективный договор, поскольку фабрика вошла в состав производственного объединения.

В каких организациях заключается коллективный договор? Ответьте на вопрос руководителя и профсоюза обувной фабрики.

2. Решите практическую задачу:

В организации действуют два профсоюза: отраслевой профсоюз, в состав которого входят 70 % работающих, и свободный профсоюз, членами которого являются 10 % работающих. Остальные работники членами профсоюза не являются.

С кем наниматель должен вести коллективные переговоры по поводу заключения коллективного договора?

На кого будет распространяться заключенный в организации коллективный договор?