logo
Методические указания для к

Введение

Дисциплина «Правоведение» принадлежит к обще-профессиональному циклу подготовки дипломированных специалистов. Данный предмет включает в себя изучение основных сведений о государстве и праве, составляющих необходимый теоретический фундамент для работы над отдельными отраслями права: трудового; гражданского, административного и т. д.

В условиях рыночных отношений, закрепления различных, но равноправных форм собственности и развития предприни­мательства возрастает потребность использования в повседневной практике разнообразных гражданско-правовых сделок, заключения договоров, потребность применения права как средства общения, взаимодействия юридически равных участников социума.

Соблюдение и применение в практической деятельности норм права невозможно без прочных знаний о государстве и его праве как регуляторе общественных отношений, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность общества. Такие знания нужны каждому гражданину России и тем более руководителю, должностному лицу, либо индивидуальному предпринимателю.

Высокие требования, предъявляемые к профессиональной компетенции специалиста, касаются и правовой культуры. Современный профессиональный участник рыночных отношений должен знать и уметь использовать нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, определяющие его права и обязанности, уважать и соблюдать трудовые и имущественные права других субъектов.

Курс «Правоведение» построен с учетом наличия у студента определенных правовых знаний, полученных в процессе изучения курсов социологии, политологии, экономической теории, отечественной истории и др. Курс «Правоведение», таким образом, помимо подачи самостоятельного материала, составляющего предмет изучения данной учебной дисциплины, должен также способствовать приведению в систему правовых знаний студента заочной формы обучения.

Целью дисциплины является также выработка необходимых основ для успешного изучения студентами неюридических специальностей правового регулирования их профессиональной деятельности («Коммерческого права» и других дисциплин). Для достижения этой цели студент должен усвоить понятия «юридическое лицо», «обязательство», «сделка», «договор» и др.

Успешное освоение курса «Правоведение» требует серьезной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в межсессионный период. Одна из форм самостоятельной работы студентов – контрольная работа, помогающая развивать навыки анализа нормативных материалов и другой юридической литературы, а также сформировать самостоятельные суждения и использовать полученные правовые знания в трудовой и предпринимательской деятельности. Контрольная работа призвана организовать самостоятельную работу студента по усвоению программного материала и одновременно является способом контроля за процессом обучения со стороны преподавателя. Цель контрольной работы состоит в том, чтобы помочь студенту в изучении наиболее важных положений права, определить, достаточно ли он освоил отдельные разделы курса, а также выявить его умение самостоятельно анализировать конкретную практическую ситуацию и давать обоснованные ответы на поставленные в задачах вопросы.

В самостоятельное изучение теоретического материала включается и решение практических правовых задач (казусов), поэтому студенту предлагаются методические указания к выполнению контрольной работы, варианты ее выполнения, перечень теоретических вопросов и практических заданий, список литературы и нормативных актов.

Предлагаемые методические рекомендации составлены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении основных положений права, регулирующих деятельность физических и юридических лиц в условиях рыночных отношений.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Перед тем как приступить к написанию работы, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием теоретических вопросов. Они всегда относятся к различным отраслям права. Далее следует изучить рекомендованную учебную и специальную литературу. Только после этого студент может приступить к рассмотрению теоретических вопросов. По каждому из них целесообразно составить план, представляющий перечень основных подвопросов, раскрывающих общее содержание.

Контрольная работа пишется студентом самостоятельно и не должна сводиться к простому переписыванию рекомендованных или случайно попавшихся источников. Соответствующий материал должен быть понят и творчески переработан студентом. При необходимости можно цитировать те или иные источники. Цитаты и ссылки на соответствующие нормативные акты оформляются по установленным правилам с указанием полного названия, изложением содержания непосредственно по тексту закона, даты издания, статьи и пункта. При этом надо не просто раскрыть содержание правовой нормы, но и объяснить смысл и значение, показать ее регулирующее воздействие на соответствующие общественные отношения.

Чтобы ответить на теоретические вопросы, студент должен изучить рекомендуемую учебную литературу и нормативно-правовые акты. Следует отметить, что учебники содержат достаточно полные и вместе с тем сжатые сведения в определенной области знаний. Монографические издания посвящены цельной, всесторонней и глубокой разработке какой-то одной проблемы. Студент также может использовать различные юридические журналы («Юрист», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Государство и право», «Российская юстиция», «Хозяйство и право», «Законность», «Право и экономика» и др.), содержащие научные статьи по различным правовым аспектам, судебную практику по гражданским и уголовным делам, статистические данные и т.д.

Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, ознакомиться с соответствующим нормативным материалом и проанализировать его. В процессе решения задачи следует четко представить, по поводу чего возник спор, дать правовой анализ обстоятельств дела; выбрать соответствующую данному случаю норму права и принять верное решение по делу.

Отвечать следует не только на вопросы задачи, но и на вопросы, которые возникают в ходе правового анализа предлагаемой ситуации, с обязательным указанием нормативного акта (статьи, пункта), применяемого при решении правовой задачи. Разрешив все предварительные во­просы можно приступить к решению основного вопроса, поставленного в задаче. Ответ на основной вопрос должен последовательно вытекать из ответов, данных на предварительные вопросы.

При этом надо учитывать, что положения «комментариев» к действующему законодательству не являются нормами права, и на них нельзя ссылаться как на нормативные акты. Решения задач не могут сводиться к лаконичному ответу «да» или «нет», «удовлетворить» или «отклонить» иск. Решение задачи должно состоять из логически связанных суждений, показывающих, каким путем студент пришел к конечному выводу.

Пользуясь учебной литературой, нормативными актами, сборниками и кодексами, необходимо помнить, что в ходе осуществления глобальной правовой реформы российское законодательство подвержено постоянным и значительным изменениям. Поэтому, отвечая на теоретические вопросы или решая правовую задачу, студент обязан выяснить, не внесены ли изменения и дополнения в используемый нормативный акт, отменена или действует соответствующая правовая норма.

Для уяснения вариантов и способов решения практических задач приведём примеры.