logo
Ekzamen_2

29. Социальное партнерство в тп (понятие, участники, содержание, порядок разработки и заключения, конкретные примеры) Социальное партнерство

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей, а также органами государственной власти и местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно с ними связанными.

Социальное партнерство возникло фактически в конце 19 века и его элементы содержались уже в уставе о промышленности Российской империи 1906 года. В КЗоТе 1922 г. Предусматривалось, что в процессе коллективных переговоров на конкретных предприятиях возможно заключение коллективных договоров. Считается, что в течение 20 века практика социального партнерства носила формальный характер. Новый этап: указ Президента РФ от 15.11.1991 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В 2010 году РФ ратифицировала Конвенцию МОТ по защите представителей работников (№135). Наряду с этой конвенцией также есть еще 2 конвенции: «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», « О свободе ассоциации и защите права на организации»

Социальное партнерство появилось в ТК в виде отдельной главы (глава №3) лишь с принятием ТК РФ 2001 года. Законодатель рассматривает социальной партнерство как один из основных вариантов разрешения возможных конфликтов и споров в сфере труда. Законодатель выделяет 2 основные сферы социально-партнерской деятельности:

1) в организации на предприятии – сторонами выступает трудовой коллектив и работодатель, на более высоких уровнях (ст. 26 ТК РФ) субъектами социального партнерства выступают объединения работников или объединение работодателей. Отношения могут быть 2хсторонними и 3хсторонними. В последнем случае в них участвуют органы государственной власти и местного самоуправление. Такое правовое явление получило название принцип трипартизма социально-партнерской деятельности.

2) за пределами организации