logo search
Экзамен / АП

82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.

Сущность управления в области внутренних дел состоит в том, что оно представляет собой не только организационную деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Область внутренних дел государства включает в себя различные группы общественных отношений, связанные с:

– защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

– предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;

– выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;

– осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

– обеспечением безопасности дорожного движения;

– осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

– проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах России;

– обеспечением правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ;

– охраной собственности юридических и физических лиц по договором и т. д.

 

Главную роль в организации управления внутренними делами в России играет Министерство внутренних дел (МВД России). Согласно Положению о МВД России, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, МВД России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: Министерства внутренних дел республик в составе РФ, Главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управлении (отделы) на особо важных и режимных объектах; территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В систему Министерства внутренних дел входят также внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками. Органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему Министерства внутренних дел.

Основными задачами МВД России являются:

– разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

– совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

– обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

– организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

– обеспечение охраны общественного порядка;

– обеспечение безопасности дорожного движения;

– организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

– организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

– управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.

Приказом Министерства внутренних дел от 10 ноября 2004 г. № 730 определена структура центрального аппарата Министерства. Она включает в себя:

– Административный департамент;

– Департамент государственной защиты имущества;

– Департамент кадрового обеспечения;

– Департамент обеспечения безопасности дорожного движения;

– Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах;

– Департамент обеспечения правопорядка на транспорте;

– Департамент охраны общественного порядка;

– Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

– Департамент собственной безопасности;

– Департамент тыла;

– Департамент уголовного розыска;

– Департамент экономической безопасности;

– Организационно-инспекторский департамент;

– Правовой департамент;

– Финансово-экономический департамент;

– Следственный комитет при МВД России;

– Главное командование внутренних войск Министерства Внутренних Войск Российской Федерации.

Правовой статус МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ регламентируется в нормативных правовых актах об этих органах.

Министерства внутренних дел республики является органом исполнительной власти республики, входит в систему органов внутренних дел РФ и образуется в установленном законом порядке на основании решения законодательного органа государственной власти республики.

Управление (главное управление) внутренних дел края, области, городов федерального значения, автономной области, автономного округа является органом исполнительной власти субъектов РФ, входит в систему органов внутренних РФ и образуется на основании решения органа законодательной и исполнительной власти данного субъекта по согласованию с Министерством внутренних дел. Главное управление внутренних дел создается в субъектах РФ с населением не менее 2,5 млн. человек.

МВД, УВД субъектов РФ подчиняются Министерству внутренних дел РФ.

 Одной из важнейших составных частей в системе органов внутренних дел является милиция. Правовую основу деятельности милиции составляют Конституция РФ, Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г., Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий. В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Милиция Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом «О милиции» и другими Федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи, взаимодействуя с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Задачами милиции являются:

– обеспечение безопасности личности;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– выявление и раскрытие преступлений;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

– оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Федеральным законом «О милиции».

Иные задачи на милицию могут быть возложены только указанным Федеральным законом.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности – соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство милицией Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на неё обязанностей. Она является органом дознания.

Состав и численность криминальной милиции, порядок дознания, реорганизации и ликвидации её подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В основные задачи милиции общественной безопасности входят: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на неё обязанностей. Она является органом дознания.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации её подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляется в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которая возникла в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются указанными органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений.

Для выполнения поставленных задач милиция наделена определенными правами и обязанностями, которые закреплены в ст. 10, 11 ФЗ РФ «О милиции».

Внутренние войска – составная часть системы внутренних дел Российской Федерации.

Правовой статус внутренних войск регулируется Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г.

Внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

– участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

– охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

– участие в территориальной обороне Российской Федерации;

– оказание содействия пограничным войскам ФСБ России в охране Государственной границы Российской Федерации.

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент, а непосредственное руководство – Министр внутренних дел, который несет ответственность за неправомерность выполнения возложенных на внутренние войска задач.

Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем Министра внутренних дел и осуществляет управление внутренними войсками.

На территории Российской Федерации создано 7 округов внутренних войск, в состав которых входят оперативные, охранные, специальные, авиационные и морские части и соединения.

Соединения и части оперативного назначения участвуют совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания вооруженного сопротивления в их ликвидации.

Специальные моторизованные соединения и воинские части совместно с органами внутренних дел несут патрульно-постовую службу по охране общественного порядка в населенных пунктах, обеспечивают общественную безопасность при проведении массовых мероприятиях и т. д.

Воинские части специального назначения участвуют в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием.

Для выполнения задач, возложенных на внутренние войска, и исполнения своих обязанностей военнослужащие войск имеют право:

– пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей;

– требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

– проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;

– составлять протоколы об административных правонарушениях согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях;

– осуществлять административное задержание нарушителей с передачей задержанных в милицию;

– задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение либо в целях установления их личности;

– производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах;

– производить личный досмотр работников объектов использования атомной энергии (ядерных установок, организаций по обращению с ядерными материалами или радиоактивными веществами) и граждан, посещающих эти объекты, а также досмотр их вещей и транспортных средств на территории объектов использования атомной энергии.

В случаях, предусмотренных законом, военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

 

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

ФМС России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928.

Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России являются:

– производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

– осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

– оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

– осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

– разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

– исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

– осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройство граждан Российской Федерации за её пределами;

– управление территориальными органами ФМС России представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

83. Государственный контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Система органов по контролю за оборотом наркотиков

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств является ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[1].

Статья 1 Закона дает разъяснение ряда терминов, в том числе интересующего нас понятия «оборот наркотических средств» - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров – есть культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст.41 Закона, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Интересующий нас в данном контексте «федеральный орган исполнительной власти» - это есть «органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», сокращенно «органы наркоконтроля», действующие в соответствие с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613) (с изменениями от 31 августа 2005 г.)[2].

Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.

Звеньевая структура устройства системы органов наркоконтроля определяется федеративным устройством России и ее административно-территориальным делением. Исходя из этого высшим звеном системы является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Правовую основы организации и деятельности данной службы являет Указ Президента РФ №976 от 28 июля 2004 г.[3], утверждающий Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно п.1 Положения, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Основными задачами ФСКН России являются:

1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);

3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

Полномочия ФСКН перечислены 48 пунктами, первыми из которых являются:

1) осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, а также о противодействии их незаконному обороту;

2) организация и осуществление разработки федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту, участие в реализации этих программ;

3) осуществление нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотических средств на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

ФСКН России возглавляет директор, который имеет специальное звание «генерал полиции». В ФСКН России образуется коллегия в составе директора ФСКН России (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Согласно п.5 Положения, ФСКН осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России. Следовательно, можно выделить два вида территориальных органов наркоконтроля:

- региональные управления. Типовое положение о региональном управлении ФСКН утверждено приказом директора ФСКН № 397 от 28 декабря 2004 г.[4]

- управления по субъектам РФ. Типовое положение об управлении ФСКН по субъекту РФ утверждено приказом директора ФСКН № 398 от 28 декабря 2004 г.[5]

Таким образом, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ выполняет функции головного координирующего федерального органа в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также обладает полномочиями применения силовых мер в целях противодействия совершению наркопреступлений. Нижестоящие звенья системы органов наркоконтроля в пределах своей компетенции выполняют задачи, возложенные на них Федеральной службой.