logo
Экзамен / АП

§1. Основания классификации административно-правовых споров

Классификация административно-правовых споров, по-мнению Е.Б. Лупарева1, имеет научно-практическое значение, поскольку она позволяет выделить параллелизм в работе юрисдикционных органов и дает возможность определить подведомственность разрешаемых споров в тех случаях, когда в этом есть сомнения. Кроме того, раскрытие характерных черт, особенностей того или иного класса споров позволяют унифицировать процедуру их разрешения. Рассматривая административно-правовой спор как особый вид административно-правового отношения, автор раскрывает основные критерии для классификации административно-правового спора, предлагаемые в науке. К таковым относятся: по содержанию (охранительные и регулятивные)2, по степени властности в отношениях между субъектами (субординационные, координационные, реординационные)3, по направлению деятельности (административно-правовые отношения органов исполнительной власти общей компетенции, отраслевой компетенции, межотраслевой компетенции, внутриорганизационные, в том числе функциональные отношения), по соотношению прав и обязанностей между субъектами (вертикальные, горизонтальные и диагональные), по составу субъектов, по территории распространения, по видам административного производства.

А.Б.Зленцов4 в своей диссертации делает выводы о том, что на современном этапе изучения административных споров наиболее целесообразной является разработка критериев классификации административно-правовых споров применительно к тому или иному элементу их содержания. В соответствии с этим подходом выделяются субъектный, предметный и критерий основания спора.

Административные споры можно подразделить на имущественные (например, налоговые) и неимущественные (избирательные споры). В зависимости от сущности, причин возникновения возможна классификация этих споров на споры о праве, связанные с реализацией и применением норм административного права и споры о факте (например, установлении юридических фактов, касающихся публично-правового статуса гражданина или организации).

Важное значение имеет деление административных споров на споры в связи с сомнением в правомерности односторонних административных актов и споры, возникающие из административных договоров.

В зависимости от участников административные споры можно подразделить на споры между частными лицами и административными органами и споры, где сторонами являются государственные, муниципальные и иные публичные органы и учреждения.

Признак того, что является предметом спора, выступает основанием для разделения административно-правовых споров на два вида: а) споры о субъективном административном праве, т.е. о правах и обязанностях сторон спорного административного правоотношения, и б) споры об объективном административном праве, т.е. о законности административно-правового акта.

Разногласия сторон о субъективном или объективном праве могут быть связаны не только с применением норм собственно административного права, но и норм других отраслей (подотраслей) публичного права. Исходя из «отраслевого» предметного критерия выделяются налоговые, таможенные, антимонопольные, социальные, экологические и другие виды административных споров, которые в свою очередь могут быть классифицированы по субъектам, предмету и основаниям. Для отнесения этих споров к числу административных должно выполняться условие связанности предмета спора с реализацией властных полномочий административными органами. Предметный и отраслевой критерии вполне могут сочетаться при решении не только теоретических, но и практических задач административно-правового регулирования, в частности, при определении видов производств в административном судопроизводстве.