logo
Экзамен / АП

Глава 2 Классификация административно-правовых споров

Административно-правовой спор обладает определенными признаками. Проанализировав работы таких авторов, как А.Б.Зеленцов1 и Н.Ю.Хаманева2 можно выделить следующие, наиболее важные, признаки административно-правового спора. Подобного рода споры возникают в сфере государственного управления, в процессе осуществления органами исполнительной власти своих управленческих функций. Для этих споров характерно особое положение его субъектов (участников спорного правоотношения). Исходя из сказанного, можно выделить один из признаков административного спора - наличие, в качестве его сторон, частных лиц и органов публичной администрации. Стороны этого спора неравны не в юридическом отношении, а по характеру фактических связей, социальных ролей и месту, которое они занимают организационно оформляемой нормами права системе этих связей. Специфическим признаком административного спора является наличие в качестве его обязательного субъекта органа публичной администрации как представителя публичной функции носителя публичного интереса и публичных полномочий.

Наличие властных полномочий, которыми административные органы наделены для осуществления функций публичного управления, предопределяет, прежде всего специфику возникновения административно-правовых споров. Она выражается, с одной стороны, в том, что эти споры, как правило, возбуждаются по заявлениям (жалобам) частных лиц и лишь в случаях, специально определенных законом, по инициативе административных органов.

Административно-правовой спор обладает особым предметом, что связано с широтой и разноплановостью деятельность управленческого характера. Предметом разногласий в административно-правовом споре являются субъективные публичные права и обязанности участников спорного регулятивного правоотношения. Административные спор имеет место во всех случаях, когда дело касается правомерности актов администрации в связи с предоставлением, признанием, лишением или осуществлением какого либо права частного лица, наложением на него какой-либо обязанности, привлечением его к административной ответственности. Административно-правовой спор может иметь своим предметом одновременно и субъективные публичные права (обязанности) и законность административных актов или только вопрос о законности административных актов.

Существенным признаком административного спора как правового является наличие определенной правовой процедуры его заявления и разрешения, которая отличает его от неюридизированных административных конфликтов. Административный спор имеет своим основанием правовые последствия, вытекающие из применения, реализация либо нарушение административно-правовых и иных публично-правовых норм.

Такие споры разрешаются как в административном, так и в судебном порядке. Таким образом, это два основных способа разрешения административно-правовых споров.