Оглавление
Оглавление 1
1.Понятие, признаки и структура административно-правовой нормы. 26
2.Виды административно-правовых норм 29
3. Реализация административно-правовых норм 32
4.Источники административного права 33
5. Понятие и особенности административно правовых отношений 35
Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные. 37
7. Юридические факты в административном праве. 39
8. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации. 40
Административно-правовой статус граждан, административная правоспособность и дееспособность. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 40
9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. 41
Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти 41
11. Обращения граждан. 45
12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 49
13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. 51
14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. 52
Исполнительная власть: понятие, сущность и структура. 52
Соотношение исполнительной власти и государственного управления. 53
15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти. 55
17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти. 64
18. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция. 66
19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура. 68
20.Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации. 70
21.Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды 72
21.Административно-правовые договоры: сущность и виды. 74
23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления. 75
Требования к правовым актам управления и их действие. 76
Дефектность актов управления. 77
24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления. 82
25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления. 84
26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. 89
Понятие административно-правовых методов 89
27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. 90
иды административно-правовых методов 90
28.Сущность административного убеждения и принуждения. 92
29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения. 95
31.Понятие и признаки административного правонарушения. 98
32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений. 103
33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины. 111
1.1. Понятие административной ответственности 112
Сразу стоит отметить, что ни в действующем в настоящее время Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. (далее - КоАП РФ), ни в действовавшем ранее КоАП РСФСР легальное определение административной ответственности не закреплено. Представляется, что отсутствие данной законодательной дефиниции следует характеризовать как пробел в законодательстве, который препятствует единообразному пониманию этого института правоприменителями и иными субъектами административного права, в том числе субъектами административной ответственности. 112
Вместе с тем, десятки лет исследователи пытались сформулировать понятие административной ответственности. 112
Например, А.В. Кирин разделяет формирование современного понятия института административной ответственности на следующие периоды: 1917 - 1939 гг., 1940 - 1960 гг. и 1961 - 2001 гг.Кирин А.В. Административно-деликтное право. М., 2012. С. 52-54.. Другие исследователи, например И.В. Тимошенко, выделяют такие исторические периоды: с 1917 г. по 23 октября 1980 г.; с 1984 по 2001 гг.; современный периодТимошенко И.В. Понятие административной ответственности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2. С. 74.. 113
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю мер принуждения, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке. Так, П.П. Серков определяет юридическую ответственность как особую правовую форму реакции государства на защиту публичных и частных интересов, заключающуюся в совокупности установленных государством материальных и процессуальных правовых норм в целях понуждения правонарушителя, добровольно не желающего соблюдать установленные нормы поведения, к должному поведению и возложения обязанности претерпевать неблагоприятные для него последствия, а также достижения цели предупреждения правонарушений Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 6.. 113
Как отмечалось выше, единой общенаучной, комплексной дефиниции рассматриваемого понятия не существует, в связи с чем в современной юридической литературе предпринимаются попытки дать такое определение данного правового института. 114
Например, Б.В. Россинский под административной ответственностью понимает вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М., 2011. С. 1.. 114
О.В. Панкова отмечает, что административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной административно-правовой нормой закона меры принудительного воздействия в виде административного наказания, ограничивающего личные и имущественные права этого лица Панкова О.В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: Научно-практ. пособ. / Под ред. Н.Г. Салищевой. М., 2009. С. 10.. 114
П.П. Серков понимает под административной ответственностью комплексный правовой механизм реагирования государства на проявление административной противоправности, содержащий материально-правовые основания и процессуальный порядок производства по делам об административных правонарушениях. Основу (основания) административной ответственности, по его мнению, составляют дифференцированная административная противоправность, состав административного правонарушения, административное наказание (материально-правовой аспект) и процессуальная форма Серков П.П. Административная ответственность: проблемы и пути совершенствования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 14.. 115
Таким образом, ученые сходятся во мнении, что административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, но каждый автор по-разному представляет ее конкретные специфические особенности. 115
При наличии юридического факта совершения административного правонарушения задействуется механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание. 115
В административном праве из всех многочисленных видов административного принуждения только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. 116
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Сущность административного наказания определяется его целями, основаниями, порядком и субъектами применения, которые значительно отличаются от применения других административно-принудительных мер - административно-пресекательных, административно-предупредительных, административно-восстановительных. 116
Административные наказания - административно-принудительная мера. Они существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния. 117
Содержание административных наказаний определяется характером отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного и некоторых других отраслей права, а также некоторых норм гражданского, трудового, семейного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность административных правонарушений состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций имеет наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, а административный штраф и конфискация орудия или предмета административного правонарушения связаны с материальными потерями. 118
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их уполномочен назначать широкий круг субъектов административной юрисдикции: судьи, органы исполнительной власти, их должностные лица, отдельные государственные учреждения, специальные коллегиальные органы. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: судьями и должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально. 119
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. 119
Среди физических лиц общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ. 119
Особым субъектом административного правонарушения выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. 119
Специальными субъектами административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов и др. Названные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП РФ) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того - административный штраф. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, могут вместо применения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. 120
Существенными особенностями в качестве субъектов административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила. 121
Понятие должностного лица ранее содержалось только в УК РФ (примечание к ст. 285). Теперь это понятие установлено и в КоАП РФ (примечание к ст. 2.4). 121
Под должностными лицами согласно КоАП РФ понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. 121
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. 122
Как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций. 122
Помимо физических лиц, субъектами административной ответственности, как отмечалось выше, являются юридические лица. 122
Еще в советском административном законодательстве существовала ответственность социалистических организаций, но уже в начале 1960-х гг. от нее фактически отказались. 122
Долгое время вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности имел дискуссионный характер. В теории высказывались точки зрения, что этот институт чужд КоАП РСФСР и разрушает цельность его предмета регулирования. 122
В этом Кодексе вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались. Это обусловливалось прежде всего отсутствием частной собственности в основных средствах производства. Коренное изменение сути экономического строя, переход предприятий и организаций в частную собственность обусловили необходимость применения административного принуждения и к юридическим лицам. Однако законодательное закрепление административной ответственности юридических лиц имело место в ряде законодательных актов, принятых в период действия КоАП РСФСР, таких как ЗК РСФСР 1991 г., ТмК РФ 1993 г. и др. 123
Судя по количеству законодательных актов, до введения в действие КоАП РФ регламентировавших административную ответственность юридических лиц, проблема административной ответственности хозяйствующих субъектов возникла под влиянием изменяющихся общественных отношений, экономических условий, вызванных возвращением частной собственности. 123
Дискуссионность такой правовой категории, как «ответственность юридического лица», вытекает из сущности юридического лица как правовой фикции. Следовательно, использование в отношении юридического лица классического понимания вины невозможно. 123
1.2 Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами 124
Если рассматривать юридическую ответственность как применение мер публично-правового принуждения в строго определенном процессуальном порядке, то можно выделить четыре основания административной ответственности юридических лиц, включающие, в том числе элементы состава административного правонарушения: 124
а) правовое основание (совокупность нормы-регулятора и нормы-санкции, предусматривающей меру ответственности за нарушение нормы-регулятора); 124
б) фактическое основание (факт нарушения правовой нормы-регулятора); 124
в) субъективное основание (вина лица, нарушившего норму-регулятор); 124
г) процессуальное основание (соблюдение процессуальных норм при привлечении к ответственности: распределение бремени доказывания, презумпция виновности или невиновности, предварительная или последующая форма судебного контроля, соблюдение иных процессуальных условий при привлечении к ответственности). 124
Как указано в п.1.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П к основаниям ответственности, исходя из общего понятия состава административного правонарушения, относится и вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 5.. 125
Таким образом, субъективное основание административной ответственности (вина субъекта правонарушения) обязательно должно учитываться юрисдикционным органом при привлечении к ответственности (в том числе юридических лиц), поскольку в настоящее время ни одним законом прямо и недвусмысленно не предусмотрена административная ответственность при отсутствии вины. 125
Итак, при отсутствии вины юридического лица административная ответственность к нему применяться не может. В связи с этим необходимо определить содержание термина «вина юридического лица». 125
Проблема состоит в том, что понятие вины применительно к юридическим лицам трактуется совсем иначе, чем в отношении физических лиц. Выяснение характера вины юридических лиц через призму умысла или неосторожности, через интеллектуальный и волевой моменты в ряде случаев может оказаться бессмысленным, поскольку юридическое лицо, подчеркнем еще раз, не обладает рассудком и психикой, которые есть у физического лица. 125
В административном праве существует двоякое понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы. Объективная вина - вина организации в зависимости от характера конкретного противоправного деяния юридического лица, совершившего и (или) не предотвратившего это деяние, т.е. это вина, обусловленная объективной стороной состава правонарушения. 126
Субъективная вина - отношение организации в лице ее представителей (работников, администрации, должностных лиц и т.д.) к противоправному деянию, совершенному этой организацией. 126
Выбор подхода к вине (субъективного или объективного) в настоящее время во многом зависит от специфики правоотношений. Вместе с тем, специфика некоторых публично-правовых правоотношений в ряде случаев может обусловить невозможность привлечения к ответственности при понимании вины в субъективном аспекте. 126
Например, в сфере производства по таможенным правонарушениям необходимо учитывать множественность субъектного состава таких нарушений и вследствие этого четко разграничить специфику доказывания вины (или доказывания своей невиновности) субъектов таможенных отношений: собственников товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и лиц, действующих по их поручению (таможенных брокеров, декларантов и т.д.). При нарушении организацией таможенных правил возникает проблема выбора подхода к вине (объективного или субъективного). 126
К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью. 127
Это административные правонарушения в следующих областях: 127
-в области охраны собственности; 127
-в области охраны окружающей природной среды и природопользования; 127
-в промышленности, строительстве и энергетике; 127
-в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; 127
-в области связи и информации; 127
-в области предпринимательской деятельности; 127
-в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; 127
-нарушения таможенных правил и другие установленные иными законодательными актами. 127
В качестве основания классификации административных правонарушений юридических лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования, за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение которых к юридическим лицам применяются административные взыскания. 127
Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды: 128
-административные правонарушения юридических лиц против правопорядка; 128
-административные правонарушения юридических лиц против порядка управления; 128
-административные правонарушения юридических лиц в отдельных областях государственного управления. 128
При этом административные правонарушения юридических лиц против правопорядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления. 128
1.3 Особенности применения административной ответственности в отношении юридических лиц 128
Согласно п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. 129
Соответственно, обстоятельствами, влияющими на размер санкций по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым антимонопольным органом (ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.32, 14.33, 19.5, 19.8 КоАП РФ), являются: 129
- характер совершенного правонарушения; 129
- имущественное и финансовое положение нарушителя; 129
- смягчающие обстоятельства; 129
- отягчающие обстоятельства. 129
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ, № 8, 2004. 130
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. 130
В ст. 14.32 КоАП РФ существует специальная норма, позволяющая избежать привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 (заключение, участие в ограничивающем конкуренцию соглашении, осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством действий) и ч. 3 (заключение государственными органами недопустимого соглашения или организация недопустимых согласованных действий) Кодекса, - так называемое деятельное раскаяние. 131
Рассмотрим более подробно указанные выше обстоятельства. 131
Характер совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 131
Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановления от 24 марта 2005 г. № 5) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, № 80, 19.04.2005.. 132
Однако такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. 132
В силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ № 10, установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене. 133
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. 133
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. 133
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. 133
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановление Пленума ВАС РФ № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированно. 134
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Эта оценка должна базироваться на совокупности и взаимной связи конкретных обстоятельств дела, доказательств и исключает немотивированное и абстрактное восприятие исследуемой ситуации См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2011 г. по делу № А21-3695/2010 // СПС «КонсультантПлюс».. 134
Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ), рассматривая жалобу заявителя по ст. 19.8 КоАП РФ (непредставление ходатайств, уведомлений в антимонопольный орган), указал, что арбитражные суды, рассмотрев дело заявителя, пришли к выводу, что совершенное им правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку создает угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования, а именно препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом своих полномочий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках См.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2007 г. № 207-О-О // СПС «КонсультантПлюс».. 135
Имущественное и финансовое положение нарушителя. Одним из условий, влияющих на размер санкций, является тяжелое материальное положение хозяйствующего субъекта. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в качестве такого условия признал наличие у общества материальных затруднений в связи с недостатком финансирования и наличием большой дебиторской задолженности, поскольку необходимые расходы превышают получаемые доходы См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2007 г. по делу № А21-4447/2007 // СПС «КонсультантПлюс».. 135
Снижение размера штрафа с учетом плохого финансового состояния общества соответствует превентивной цели административного наказания (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ) См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г. по делу № А13-7371/2006-27 // СПС «КонсультантПлюс».. 136
Смягчающие обстоятельства. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приведен в ст. 4.2 КоАП РФ. 136
Применительно к административным правонарушениям, рассматриваемым антимонопольным органом, смягчающими обстоятельствами, которые прямо поименованы в указанной статье, могут быть: 136
- раскаяние лица, совершившего правонарушение; 136
- добровольное сообщение лица о совершенном им правонарушении; 136
- предотвращение вредных последствий, возмещение ущерба или устранение причиненного вреда. 136
При рассмотрении вопроса о применении ст. 4.2 судам в силу п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом. 137
В качестве подобных смягчающих обстоятельств могут быть также учтены привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности впервые, отсутствие тяжких последствий, умысла, незначительность просрочки (например, при представлении сведений, уведомлений). 137
В Постановлении КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 5.. 138
Отягчающие обстоятельства. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, приведен в ст. 4.3 КоАП РФ. Применительно к административным правонарушениям, рассматриваемым антимонопольным органом, отягчающими обстоятельствами могут быть признаны: 138
- продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 138
- повторное совершение однородного административного правонарушения, если не истек годичный срок за совершение первого административного правонарушения; 138
- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. 138
- Оглавление
- Глава 2. Административные правонарушения юридических лиц: состав и санкции за их совершение 139
- Глава 2. Проблематика правового статуса вуЗа 429
- Понятие, признаки и структура административно-правовой нормы.
- Виды административно-правовых норм
- 3. Реализация административно-правовых норм
- 4.Источники административного права
- 5. Понятие и особенности административно правовых отношений
- Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные.
- 7. Юридические факты в административном праве.
- 9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
- 11. Обращения граждан.
- 12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
- 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
- Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
- 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
- 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
- 18. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
- 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
- Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
- Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
- Административно-правовые договоры: сущность и виды.
- 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
- Требования к правовым актам управления и их действие.
- Дефектность актов управления.
- 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
- 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
- 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
- 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
- 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
- 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
- 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
- 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
- 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
- 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
- 2. Особенности административной ответственности
- 3. Понятие правонарушения, состав
- 4. Меры административного наказания
- 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
- 37.Административное наказание.
- 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
- 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
- 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
- § 2. Содержание административно-правового спора
- §4. Признаки административно-правового спора
- Глава 2 Классификация административно-правовых споров
- §1. Основания классификации административно-правовых споров
- § 2 Споры об объективном административном справе
- §3. Споры о субъективном административном праве
- §4. Административно-правовые споры о компетенции
- 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
- 43.Участники производства. Доказательства.
- 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
- 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 2.3. Пересмотр постановления и решения
- 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
- 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
- 56.Соотношение территориального и регионального управления.
- 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
- 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
- 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
- 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
- 61.Управление энергетическим комплексом.
- 62.Управление агропромышленным комплексом.
- 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
- Введение
- 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
- 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
- 1. Монополия возникает из господства в производстве;
- 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
- 1.2 Виды монополий
- 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
- 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
- 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
- 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
- Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 65.Управление транспортным комплексом.
- 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
- 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
- Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
- 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
- 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
- 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
- 71.Правовой статус вуза.
- 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
- 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
- Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
- 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
- 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
- 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
- 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
- 1.1 Развитие массового спорта
- 1.2 Развитие спорта высших достижений
- Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
- 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
- 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
- 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
- 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
- Гражданская оборона
- Гражданская оборона
- Структура гражданской обороны на объекте экономики
- 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
- 84.Управление юстицией (организационно-правовая система). Министерство юстиции рф, его компетенция. Организация управления исполнением наказаний, судебными приставами. Адвокатура. Нотариат.
- 85.Управление иностранными делами (организационно-правовая система, органы управления). Представительства и консульства за рубежом. Особенности государственной службы в органах иностранных дел.