61.Управление энергетическим комплексом.
Управление топливно-энергетическим комплексом
В России при решении любой проблемы необходимо учитывать территориально-транспортный фактор. В первую очередь это относится к организации отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В течение многих лет осуществлялось освоение огромных территорий с созданием мощнейших энергетических и топливотранспортирующих систем, надежно обслуживающих народное хозяйство и поддерживающих экспортный потенциал страны. Сейчас предприятия ТЭК обеспечивают производство 60% валового внутреннего продукта и 40% национального дохода.
Дальнейшее развитие ТЭК определяет федеральная программа «Топливо и Энергия». Она включает 28 подпрограмм, охватывающих важнейшие отраслевые, межотраслевые и межрегиональные проблемы ТЭК. Основные цели состоят в обеспечении надежного энергоснабжения всех потребителей, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, сохранении устойчивого экспорта энергоносителей как основного резерва валютных поступлений. Предусмотренные мероприятия носят комплексный характер: одновременно решаются технологические, социальные, экологические задачи. Первостепенное значение придается реализации проектов высокой энергоэффективности, стандартизации, экономическому и финансовому механизму стимулирования энергосбережения.
Основными отраслями топливно-энергетического комплекса являются энергетика (производство электрической и тепловой энергии), газовая, нефтяная промышленность, угледобыча.
Россия унаследовала единую энергетическую систему (ЕЭС России), не имеющую аналогов в мире. Она соответствует двум основным критериям — надежности и экономичности. Обычно энергетика функционирует с запасом мощностей 30—40%; протяженность на 9 часовых поясов позволяет в России, маневрируя на гигантских расстояниях, обходиться 5—10%*. При автономном снабжении крупных регионов потребовалось бы дополнительно 20 млн кВт мощности. ТЭЦ в России, кроме того, отапливают города.
* Энергетику России нельзя характеризовать мерками Запада. По протяженности сети Великобритании или Франции аналогичны сетям Мосэнерго или Красноярскэнерго.
Единая энергетическая система позволяет экономить капитальные вложения, обслуживать потребителей с наименьшими технологическими затратами, оптимизировать баланс производства и потребления электроэнергии в масштабе страны, повышать надежность снабжения с использованием несовпадения максимума нагрузки в разных часовых поясах.
Сейчас энергетика России — это 72 региональные энергосистемы, из них донорами являются 15, т.е. большинство энергосистем используют не у себя производимую электроэнергию. В региональные системы не входят 23 мощные электростанции. Общая установленная мощность всех электростанций — 200—220 млн кВт, в их составе:
• РАО «ЕЭС России» — 42 млн кВт (наиболее крупные ГЭС и ГРЭС);
• концерн «Росэнергоатом» Минатома России — 21 млн кВт;
• региональные энергосистемы — 150 млн кВт.
Для обеспечения надежного энергоснабжения, равноправных экономических отношений производителей, снабжающих организаций и потребителей энергии формируется оптовый рынок электроэнергии. Субъектами рынка выступают РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемы России, госпредприятие концерн «Росэнергоатом», электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации, отдельные крупные потребители электроэнергии. Доступ на оптовый рынок получают юридические лица, соблюдающие установленные требования.
Федеральный оптовый рынок электроэнергии функционирует как единое рыночное пространство на принципах купли-продажи, конкуренции. Финансовые расчеты осуществляются на основании договоров, тарифов на электроэнергию и абонементной платы за оказываемые услуги. Региональные энергосистемы, дефицитные по производству электроэнергии, нормально ею снабжаются с помощью оптового рынка и в соответствии с общероссийским балансом производства и потребления электроэнергии.
Основой оптового рынка являются линии электропередачи, находящиеся в государственной собственности и являющиеся . нейтральными по отношению к производителям и потребителям электроэнергии. Субъекты рынка без посредников подключаются к сетям, в том числе и АЭС. Предприятия-потребители заключают прямые договоры с производителями электроэнергии, что создает предпосылки для снижения тарифов, устранения региональных перепродавцов, прекращения льготирования и перекрестного субсидирования.
Через рынок распределяется около 30% наиболее дешевой электроэнергии. Дальнейшее его развитие сдерживается первоочередной продажей электроэнергии региональными энергосистемами, наличием оптовых перепродавцов, входящих в систему местных органов власти. В региональных энергосистемах энергия почти в 2 раза дороже, но потребители не могут обратиться в федеральную сеть, минуя местных производителей. Это вызывает недогрузку крупных генерирующих станций.
Производители электроэнергии могут конкурировать, если к передающим сетям будет равный доступ всем электростанциям, а к дешевым продавцам — равный доступ всем потребителям электроэнергии.
В мире оптовый рынок электроэнергии существует лишь в Норвегии и в незавершенном виде в Великобритании, Швеции, Финляндии. В Норвегии электроэнергетика и в условиях рынка остается государственной и муниципальной. Создана государственная корпорация по эксплуатации магистральных электросетей, при ней действуют диспетчерская служба и две торговые фирмы электроэнергии на внутреннем и внешнем рынках. Емкость оптового рынка — 100 млрд кВт ч в год, в нем участвуют 50 субъектов.
Таким образом, не только внерыночный, но и рыночный секторы энергетики нуждаются в государственном регулировании, которое призвано согласовывать интересы производителей и потребителей энергии, формировать конкурентную среду, обеспечивать равный доступ на общероссийский оптовый рынок электрической энергии.
Государство регулирует тарифы на электрическую и тепловую энергию на основе Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ. Правительство РФ решает вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов РФ, на общероссийский оптовый рынок, с оптового рынка электрической энергии, в том числе на экспорт.
Органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми электроснабжающими организациями (кроме находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливают органы местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории соответствующих субъектов РФ.
В тарифах предусматриваются компенсации обоснованных (объективно необходимых) затрат производителей электроэнергии и получение ими прибыли, исходя из принципов самофинансирования (в тарифы включается инвестиционная составляющая — 8% себестоимости).
Администрациям Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей. Корякского и Чукотского автономных округов выделяются деньги на компенсацию акционерным обществам энергетики и электрификации тарифов на электроэнергию за счет целевых средств финансовой поддержки регионов, предусмотренных в федеральном бюджете.
Установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, дифференцированные по субъектам РФ. Для сельского населения и домов, оборудованных электроплитами, действует понижающий коэффициент 0,7. В целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов субъекты РФ устанавливают лимиты отпуска электроэнергии по тарифам ниже минимального уровня (для Московской области максимальный уровень — 51 коп./кВт-ч, минимальный — 24 коп./кВт ч). По пониженному тарифу малоимущие оплачивают электроэнергию в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления. Порядок использования лимита утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ.
Для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы введен раздельный учет состава затрат и объема выпускаемой продукции в натурально-стоимостном выражении по следующим видам деятельности:
• производство электрической энергии;
• производство тепловой энергии;
• услуги по передаче электрической энергии;
• услуги по передаче тепловой энергии.
Энергетика технологически требует жесткой централизации. Поэтому всей системой управляет центральное диспетчерское управление (ЦДУ) в Москве (на все 9 часовых поясов). Нормативные документы закрепляют единство системы, что нашло отражение и в особенностях приватизации отрасли. Субъекты ЕЭС (кроме АЭС) преобразованы в акционерные общества, а для сохранения управляемости образовано РАО «ЕЭС России» с контрольным пакетом акций у государства. Контрольные пакеты силовых станций находятся у РАО «ЕЭС России».
В его уставный капитал внесено не менее 40% акций, принадлежащих Российской Федерации в уставных капиталах АО, созданных на базе энергетических предприятий. РАО «ЕЭС России» получило также имущество тепловых электростанций мощностью свыше 1 млн кВт и гидроэлектростанций мощностью свыше 300 тыс. кВт, линии электропередач и подстанции напряжением 330 кВт и выше, пакеты акций проектных и научно-исследовательских институтов и предприятий, обслуживающих электроэнергетический комплекс.
В федеральной собственности находится 51% акций. Продажа и иные способы отчуждения этих акций и акций других АО электроэнергетики, находящихся в федеральной собственности в пределах установленного объема, могут осуществляться только на основании федерального закона.
Субъектам РФ передано 33% голосов по акциям ЕЭС России, находящихся в федеральной собственности, пропорционально объемам потребления ими электроэнергии.
В собственности иностранных юридических и физических лиц, государств может находиться до 25% всех видов акций ЕЭС России*.
* Однако в собственности иностранцев уже находится 37% акций, т.е. больше блокирующего пакета (25% + 1 акция). Восстановить государственный контроль теперь может только суд в случае обращения Госдумы с протестом на нарушение законности. Характерно, что контрольные пакеты энергетических компаний США, Германии, Великобритании, Италии находятся в руках государства.
Управление закрепленными в федеральной собственности акциями РАО «ЕЭС России» осуществляет коллегия представителей государства. Она включает должностных лиц, назначаемых Постановлением Правительства РФ. Представители государства, участвующие в органах управления РАО «ЕЭС России», обязаны действовать в соответствии с единой позицией.
РАО «ЕЭС России» осуществляет управление, комплексное развитие ЕЭС, реализует единую стратегию инвестирования капитала в отрасль, тем самым способствуя обеспечению общности экономического пространства страны. РАО «ЕЭС России» координирует деятельность всех субъектов рынка по производству, передаче и потреблению энергии, обеспечивает оперативное ведение и оптимизацию режимов их работы, организует заключение договоров, рассчитывает плановые балансы электроэнергии и мощности и выполняет другие функции. Оператором-диспетчером производства и передачи электроэнергии на оптовом рынке выступает Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемы России на основании договора с РАО «ЕЭС России».
В связи с недогрузкой многих промышленных предприятий часть энергомощностей оказывается как бы излишней и может быть направлена на производство продукции на экспорт. Наиболее реально создание энергомостов: Россия — Китай, Россия — Япония, Россия — Европа. В то же время над энергетикой нависла угроза потери технологической целостности.
В СССР в год вводилось до 12 млн кВт мощностей, в 1998 г. — 0,8 млн кВт. Ресурс выработан у 20% мощностей, в 2010 г. почти у 50% мощностей ресурс окажется выработанным. Цикл строительства в энергетике охватывает 12—15 лет, т.е. уже сейчас надо вводить новые и модернизировать старые мощности в размере до 9 млн кВт. Иначе Россия вновь окажется «во мгле».
В целях усиления борьбы с монополиями МВФ требует раздробить ЕЭС на три части: диспетчерское управление, проводящая сеть, выработка электроэнергии. Правительство РФ согласовало с МВФ и ВБ решение о создании независимых генерирующих компаний. Если оно претворится в жизнь, то единая энергосистема будет разрушена.
Россия занимает первое место в мире по запасам газа (1/3 мировых запасов), их хватит на 30—40 лет добычи*. Газ экспортируется в 16 стран Европы и 8 стран СНГ. Россия — основной поставщик газа в Европу, ею контролируется 1/3 газовых рынков Германии, Франции, Италии, более 50% рынков бывших соцстран. Контракты на поставку газа на миллиарды долларов подписаны на 10 лет вперед.
* За Россией следуют Иран, Туркмения. На долю России и Туркмении приходится 70% мировых запасов и 30% экспорта газа. Туркменский газ с выходом на мировой рынок составит сильную конкуренцию России, у которой есть в запасе 5 лет для опережающего строительства новых трубопроводов. Предстоит также возобновить прерванное в 1997 г. партнерство по транспортировке туркменского газа по российским трубопроводам.
В 1998 г. добыча газа составила 553,7 млрд м3 (23% мировой добычи), доля газа в энергобалансе страны — 50%, экспортировано 120,6 млрд м3 на сумму 8,1 млрд долл.
Месторождения газа, имеющие стратегическое значение, относятся к объектам федерального значения. В целях обеспечения энергетической безопасности часть месторождений федерального значения включается в федеральный фонд резервных месторождений газа (из числа открытых и разведанных месторождений, для которых лицензии на добычу не выданы).
В системе газоснабжения независимо от форм собственности составляющих ее предприятий и организаций действуют единые правовые основы рынка, ценовой политики, требования безопасности.
Преимущественное право на заключение договоров о поставке газа имеют покупатели для удовлетворения государственных потребностей, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан. Для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, обязательно заключение государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд.
Добыча природного газа осуществляется акционерными обществами «Газпром», «Норильскгазпром», «Якутгазпром», «Сахалинморнефтегаз» и нефтяными компаниями.
Открытое акционерное общество «Газпром» (ОАО «Газпром») является мощной, не имеющей аналогов в мире, компанией. В его состав входят в качестве дочерних предприятия геологоразведки и бурения, обустройства месторождений, машиностроения, транспортировки, снабжения, и других видов деятельности. Оно обеспечивает 94% объема производства и транспортировки газа (протяженность трубопроводов 150 тыс. км.).
В валовом продукте доля ОАО «Газпром» — 10%, в налоговых поступлениях — 20%; в системе заняты 500 тыс. чел. По показателю финансовой устойчивости — соотношению между собственными и заемными средствами — среди компаний мирового уровня уступает только такому гиганту, как «Шелл».
На внутреннем рынке действуют Межрегиональная компания по реализации газа — «Межрегионгаз» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») и газораспределительные организации по поставкам газа низкого давления — «Росгазификация». «Межрегионгаз» продает газ без посредников на территории 62 субъектов РФ. Поставки на экспорт осуществляются с помощью ВЭП «Газэкспорт».
В управлении газоснабжением государство сочетает административно-правовые и рыночные методы. Федеральные органы власти разрабатывают и реализуют программы газификации, регулируют использование запасов газа, осуществляют надзор и контроль за безопасностью объектов газоснабжения, вводят правила поставок газа. Утверждается плановый баланс добычи и реализации газа, исходя из ресурсов, прогноза потребности и технических возможностей системы газоснабжения. Устанавливаются принципы формирования цен и тарифов на газ и услуги по транспортировке.
Правительство РФ устанавливает на срок не менее трех месяцев оптовые цены на природный газ, отпускаемый предприятиями ОАО «Газпром» газораспределительным организациям (кроме поставляемого для реализации населению), а также непосредственно конечным потребителям; цены дифференцированы в зависимости от затрат на транспортировку от мест добычи до потребителей и других факторов.
Оптовые цены на попутный нефтяной газ, широкую фракцию легких углеводородов, сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
ОАО «Газпром» и АО «Росгазификация» заблаговременно доводят информацию до конечных потребителей об индексации оптовой цены промышленности и надбавки к ней, устанавливаемой для перепродавцов на предстоящий период.
Регулируются также тарифы на услуги по транспортировке газа, предоставляемые газотранспортными организациями ОАО «Газпром» поставщикам газа, не входящим в ОАО «Газпром».
Розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами, исполнительной власти субъектов РФ с учетом необходимости социальной защиты населения.
Убытки акционерных обществ, реализующих газ населению но регулируемым государством ценам, дотируются из бюджета РФ и бюджетов соответствующих территорий пропорционально долям в уставных капиталах АО.
Так как компания «Газпром» занимает особое положение в экономике страны, Устав ОАО «Газпром» утвержден Правительством РФ. Установлены ограничения на приобретение пакетов акций одним физическим или юридическим лицом и их аффилированными лицами, а также условия преимущественного приобретения ОАО своих акций у держателей. Совокупная доля иностранных участников в уставном капитале не может превышать 20%.
В госсобственности акций осталось недостаточно для блокирования решений, не отвечающих интересам государства (38,4%). Иностранцы владеют 6% акций, в том числе:
• бумаги в форме американских депозитарных расписок, обращающиеся на ведущих европейских рынках, — 2%;
• концерн «Рургаз» — 4% (что дает право на место в совете директоров ОАО «Газпром»)*. При продаже акций на аукционе (конкурсе) иностранные участники-победители должны брать на себя обязательство в течение 5 лет не отчуждать их и не использовать для размещения финансовых инструментов.
* ОАО «Газпром» и «Рургаз» сотрудничают уже 20 лет по продаже газа в Германию. Контракт продлен до 2030 г.
Бóльшая часть сделок с акциями ОАО «Газпром» совершается вне биржевого рынка. И здесь ОАО имеет преимущественное право на приобретение своих акций, что используется для регулирования цен на акции.
Государственным пакетом акций управляет по трастовому договору председатель правления ОАО «Газпром». Управляющий голосует пакетом на собрании акционеров, в том числе и по составу совета директоров. По договору ОАО «Газпром» обязано гарантирование снабжать газом страну и передавать доходы в бюджет в соответствии с установленным порядком. В договоре предусматриваются стратегические направления и государственные гарантии деятельности ОАО, механизм регулирования цен на газ и другие условия, обеспечивающие выполнение взаимных обязательств.
В Совет директоров ОАО «Газпром» включаются представители органов государственного управления.
Взаимоотношения ОАО «Газпром» с местными органами регулируются соглашениями.
В целях обеспечения участия субъектов РФ в управлении АО «Росгазификация» внесены 40% акций, принадлежащих РФ в этом обществе, в качестве вклада в уставные капиталы территориальных АО по газификации и эксплуатации газового хозяйства. При этом имущество эксплуатационных баз, газонакопительных сетей высокого и среднего давления остается в федеральной собственности. Представители государства в совете директоров АО «Росгазификация» назначаются Правительством РФ.
Кредитующие Россию международные организации настаивают на отделении транспортировки газа от его добычи, создании отдельной газотранспортной компании с собственной бухгалтерией. В этих целях уже принято решение об организации на базе региональных транспортных предприятий (облтрансгазов) дочерних обществ с ограниченной ответственностью. Газотранспортные сети передаются на баланс или предоставляются в хозяйственное ведение новым компаниям, которые должны не только иметь собственный управленческий персонал и отчетность, но и проводить годовые отчеты в соответствии с международными стандартами аудита.
Все это свидетельствует об утрате государством своих позиций в отрасли и де-юре (нет контрольного пакета) и де-факто (отсутствие государственной газовой стратегии). Государственная монополия заменена частной монополией.
В целях восстановления государственного влияния на развитие газовой отрасли целесообразно привести устав ОАО «Газпром» в соответствие с законодательством, не продлевать трастовый договор на управление госпакетом акций с исполнительным директором ОАО, ввести мораторий на продажу оставшихся в руках государства акций.
Россия остается крупной нефтяной державой, хотя добыча нефти сократилась на территории России с 576 млн т в 1990 г. до менее 300 млн т в 1998 г. За 1992-1998 гг. выведено мощностей по добыче нефти на 390 млн т, а введено на 135 млн т. Из 140 тыс. скважин закрыты 40 тыс. Падение добычи обусловлено сокращением внутреннего спроса, которое не компенсировалось ростом экспорта.
В 1998 г. потребление нефти и нефтепродуктов на душу населения составило, кг:
Развитые страны в среднем — 1924
США — 3000
Канада, Швеция, Финляндия — 2250
Япония — 2200
ЕС — 1600
Россия — 890 (1990 г. — 1980 кг)
В России потребление нефти на уровне США 1920-х годов и Западной Европы 1960-х годов. Отставание от северных стран весьма существенное.
По производственным показателям нефтяная отрасль России уступает ведущим мировым компаниям. Дебит скважин на уровне 10—20 т/сутки, велика их обводненность, есть инфраструктурные ограничения. В арабских странах дебит — 200—800 т/сутки, добыча у тёплых морей. Себестоимость добычи 1 барреля в ОАЭ 2 долл., в России — 4-5 долл. Арабская нефть может потеснить с мирового рынка всякую другую, в том числе и российскую*.
* На страны ОПЕК приходится 75% разведанных запасов нефти, 50% мировой добычи. При этом они пока проводят политику сдерживания роста нефтедобычи, что обусловливает высокий уровень мировых цен.
В мире широко применяются следующие формы участия государства в нефтяной промышленности:
• государственные компании, объединяющие все стадии добычи, переработки и распределения нефтепродуктов (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия);
• государственные компании, играющие решающую роль в геологоразведке, обустройстве месторождений (Франция Италия, Норвегия);
• доля государственной собственности не менее 50% (в странах, где нефть является бюджетообразующей отраслью).
Из 20 лучших нефтяных компаний мирового уровня 12 находятся полностью в государственной собственности. Обладая блокирующими пакетами нефтяных компаний, другие государства эффективно регулируют ситуацию на рынках.
Норвегия добывает 170 млн т нефти и 50 млрд м3 газа. В Северном море построены 3 платформы (в каждую государство вложило 1 млрд долл.), оборудованные для проживания работающих со всеми удобствами (заработная плата — 12 тыс. долл./мес, бесплатное питание); работа вахтовым методом (2 недели в море, 3 недели дома). Нефть вывозится танкерами в Великобританию, Францию, Нидерланды и другие страны. Себестоимость добычи — 3—8 долл./баррель. Экспортируется 88% добываемой нефти, годовая выручка — около 23 млрд долл., 50% прибыли направляется в инвестиции для нефтегазового комплекса. В 1972 г. создана компания «Статойл» (со 100%-м госучастием), ее доля при совместной разработке любого месторождения на шельфе не может быть меньше 50%. Государство обеспечивает национальное управление нефтегазовым комплексом, участвует в создании инфраструктуры, жестко контролирует доходы. Лицензии на разведку и подготовку к эксплуатации новых месторождений выдают парламент и королевский совет.
Западные нефтяные компании объединяются, сливаются чтобы быть сильнее в конкурентной борьбе («Бритиш Петролеум» с «Амоко», «Эксон» с «Мобил» и т.д.).
Иные тенденции характерны для нефтяных компаний России. Нефтяная промышленность раздроблена на мелкие компании и фактически отдана в частные руки. В 1992 г. был взят курс на создание 6-7 вертикально интегрированных компаний с контрольными пакетами в госсобственности и конвертацией акций приватизированных предприятий в единую акцию компании.
Однако появились частные компании — акционерные общества нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения (производственно-коммерческий цикл от геологоразведки до бензоколонки), управляемые по типу холдинга, но с большой самостоятельностью дочерних фирм. Основные из них: нефтяная компания «ЛУКойл», нефтяная компания «Юкос», «Оренбургская нефтяная компания», «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания», «Восточная нефтяная компания», нефтяная компания «Славнефть», нефтяная компания «Норси-Ойл», «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания», Тюменская нефтяная компания. Имеется немало мелких и средних компаний, добывающих в целом около 10% всего объема нефти.
Как распределяются акции крупнейшей компании «ЛУКойл», показано в таблице 6.3.
Таблица 6.3. Распределение акций компании «ЛУКойл», %
Акционеры
Акции
Обыкновенные
Привилегированные
Государство
30,00
—
Компания «Никойл»
15,58
0,13
Пенсионный фонд «ЛУКойл-Гранат»
10,65
—
Банк Нью-Йорка (номинальный держатель)
27,13
7,38
CS First Boston (номинальный держатель)
2,08
9,46
Прочие
14,56
83,03
Итого
100,00
100,00
Государство не располагает контрольным пакетом компании. Зарубежные акционеры владеют 33% акций. В целом по отрасли в госсобственности остались акции, контролирующие не более 10% нефтедобычи.
Многие предприятия являются структурно- и градообразующими, т.е. их деятельность определяет социально-экономическое состояние региона. Но собственники могут легко продать компанию, в том числе и иностранцам, оставив государству долги и социальную сферу.
В госсобственности фактически осталась одна крупная компания — НК «Роснефть» (рис. 6.1). Она осуществляет поиск, разведку, добычу, переработку и реализацию нефти и газа, производство и реализацию нефтепродуктов на основе заключения контракта с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако Правительство РФ уже предпринимало попытку продать «Роснефть». И, видимо, если найдется выгодный покупатель, сделка состоится.
Рис. 6.1. Организационная структура НК «Роснефть»
Государство сохраняет регулирующие функции в транспортировке и экспорте нефти, но и они используются не в полной мере в интересах национальной экономики.
Транспортировка нефти является естественной монополией. Обеспечивающая ее акционерная компания «Транснефть» принадлежит государству (100% голосующих акций). Почти 47 тыс. км магистральных трубопроводов проходят по территории 53 субъектов РФ и других стран. Нефтепроводы России являются составной частью мировой транспортной системы, по ним перекачивается в год 110 млн т от российских добывающих компаний*.
* «Труба» не загружена, так как строилась в СССР в расчете на перекачку 600 млн т, но добыча резко сократилась.
Транспортировка нефти осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Минэнерго России по согласованию с Межведомственной комиссией по регулированию вопросов, связанных с использованием системы магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за пределы Российской Федерации.
АК «Транснефть» подписывает с субъектами РФ, по территории которых проходят трубопроводы, договоры о сотрудничестве. Компания помогает в техническом перевооружении предприятий, гарантированном снабжении ГСМ в периоды посевных и уборочных работ. Субъекты РФ обязываются содействовать привлечению инвестиций, предоставлять налоговые льготы и т.д.
По снабжению горючесмазочными материалами (ГСМ) все субъекты РФ разделены между нефтяными компаниями с учетом территориального расположения. Компании обеспечивают фиксированные в контрактах поставки ГСМ при их обязательной оплате по тарифам на перекачку, перевалку и налив нефти. Плата за транспортировку установлена в расчете за 1 т/км.
При исчислении себестоимости нефти добывающие компании на транспортировку относят около 20% всех затрат, в том числе на счет «Транснефти» — лишь 5%, трубопроводов и портов Украины, Литвы, Латвии — 15%, хотя по территории России нефть проходит 3,5 тыс. км, а по территории других государств значительно меньше. Причина в том, что расценки за транспортировку по территории России ниже в 4 раза, чем по территории Балтии, в 5,4 раза, чем по Украине. Казахстанская и азербайджанская нефть перекачивается тоже по низким российским тарифам*.
* Уровень и дифференциация тарифов в бывших республиках СССР предопределены межгосударственными соглашениями при распаде СССР.
Это в интересах не только других стран, но и частных российских нефтяных компаний, а «Транснефть» получает за перекачку так мало, что не может поддерживать магистрали в нормальном состоянии. Почти 1/3 нефтепроводов имеет возраст 33 года; с дефектами труб — около 40%, с опасными дефектами — 0,7%. Уже сейчас на замену устаревших труб нужно 18—20 млрд долл.*
* При эффективной регулярной диагностике можно не применять сплошную замену труб, а лишь устранять дефектные. В этом случае даже старые магистрали становятся долговечными.
Россия остается мировым экспортером нефти, вывозит почти 50% от объема добычи (США ввозят более 50% потребляемой нефти — 400 млн т). Нефть стала основным бюджетообразующим товаром: ее доля в экспортной выручке — 25% (16,5 млрд долл.), т.е. в 2 раза больше, чем газа.
Экспортные квоты нефтяным компаниям устанавливает Минэнерго России. Квота равняется разнице между предполагаемым объемом добычи и поставкой на внутреннее потребление.
Экспорт целесообразен, если мировая цена покроет издержки, налоги, акцизы и принесет прибыль.
Каждый уровень экспортных цен обусловливает соответствующее состояние экономики, отрасли и бюджета:
Цена, долл./баррель
| Экономическое состояние
|
10 12 13—14 более 14 | Нижняя граница рентабельности; выживание за счет сокращения добычи нефти Появляется возможность поддерживать добычу на прежнем уровне Можно инвестировать средства в добычу Позволяет инвестировать средства в переработку нефти |
Негативные прогнозы цен заставляют пересчитывать балансы производства и распределения нефти и искать резервы снижения затрат. В 1998 г. в странах Ближнего Востока из-за колебания цен на нефть бюджеты пересчитывались трижды. В Великобритании нефтяная отрасль не является бюджетообразующей, но правительство снижало ряд налогов в преддверии падения цен на нефть. В России нефть гнала за рубеж еще и огромная разница между мировыми и внутренними ценами. Сейчас она уменьшается, так как внутренние цены растут независимо от динамики мировых цен. Когда мировые цены низкие, нефтяные компании стремятся компенсировать потери за счет внутреннего рынка; когда они повышаются, компании устраивают дефицит на внутреннем рынке, вынуждая поднимать цены и корректируя закон спроса и предложения.
Изменение цены нефти на 1 долл./бар. в ту или иную сторону в масштабе экспорта России выражается суммой в 80 млн долл. ежемесячно. Экспортеры нефти после 17 августа 1998 г. разбогатели. Девальвация понизила курс рубля в 4 раза, цены на сырую нефть выросли в 2 раза. И хотя около 80% экспортной нефти уже было заложено, эффект достаточно высок (примерно 13 долл./бар.). А потребители внутреннего рынка понесли потери, цены на нефтепродукты устремились вверх.
Для справедливого распределения доходов от повышения цен Правительство РФ применяет дифференциацию экспортных пошлин. При расчете пошлины за основу принимается средняя месячная цена* нефти марки Urals. Базовая ставка составляет 2,0 евро/т при средней цене 12,5 долл./бар. (159л). Если цена опускается ниже средней, то пошлина не взимается. Величина пошлины растет с повышением цен на нефть и падением курса евро к доллару.
* Торги по нефти этой марки не ведутся. Поэтому используются котировки нефти марки Brent. Цены рассчитываются исходя из сообщений информационного агентства Plates и выявляются в конце месяца.
Цена, долл./бар.
| Экспортная пошлина, евро/т | Цена, долл./бар.
| Экспортная пошлина, евро/т | |
До 12,5
| не взимается | 22,5—25,0 | 20 | |
12,5—15,0
| 2 | 25,0—27,5 | 27 | |
15,0—17,5
| 5 | 27,5—30,0 | 34 | |
17,5—20,0
| 9 | 30,0—32,5 | 41 | |
20,0—22,5
| 14 | свыше 32,5 | 48 | |
|
|
|
|
|
Регулирование нефтяной отрасли включает также льготирование инвесторов, вводящих в эксплуатацию бездействующие скважины, осваивающих новые месторождения на основании закона о соглашениях о разделе продукции, курсовую политику и некоторые другие меры.
Например, ввод простаивающих скважин даст дополнительно 50 млн т нефти и 5 млн рабочих мест. Чтобы снизить порог рентабельности, добывающие компании освобождаются от платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в части зачисления в федеральный бюджет) с введением нулевой ставки акциза на нефть и газовый конденсат, В результате рентабельность добычи поднимается на 15%.
Меры поддержки должны сочетаться с усилением контроля по направлениям, затрагивающим интересы государства. Так, нефтяные компании увлекаются долгосрочными валютными займами под залог поставок продукции за рубеж. В оплату вывозятся сырьевые ресурсы, принадлежащие всему народу, а использование полученных средств никак не контролируется. Нужен государственный контроль и за проектами увеличения пропускной способности нефтеналивных портов.
Общая ситуация для нефтяной отрасли страны складывается неблагоприятно. Европейский рынок ограничен жесткой конкуренцией стран ОПЕК. Россия заняла шестое место на нефтяном рынке США, но и он не перспективен из-за сложностей транспортировки*. В отношении потенциально привлекательного рынка стран Индокитая и Тихого океана новая нефтяная политика пока не разработана. Экспорт сдерживает также дефицит терминалов, за использование украинских, латвийских портов приходится платить большие деньги. С другой стороны, если инвестиции в отрасль не будут наращиваться (пока их объем в 2 раза меньше, чем в 1990 г.), то к 2005 г. добыча нефти уменьшится до 200 млн т. Тогда для выполнения обязательств по экспорту сократятся поставки для внутреннего рынка и потребуется импорт нефти.
* Судовладельцы считают невыгодным проход через Атлантику и Тихий океан нефтеналивных танкеров водоизмещением менее 500 тыс. т. Через Босфор и Дарданеллы Турция пропускает суда водоизмещением не более 150 тыс. т. На Балтике через Датский пролив проходят суда водоизмещением не более 120 тыс. т. Таким образом, пути для нефти за океан весьма тернисты.
Без усиления государственного управления России грозит вытеснение не только с внешнего, но и с внутреннего нефтяного рынка.
Уголь является наиболее надежным и социально значимым энергоносителем. Добыча угля отличается повышенной опасностью, капиталоемкостью, требует периодически реконструкции; отработка запасов ведет к высвобождению работников, нуждающихся в особых мерах социальной защиты.
Работы по добыче угля ведутся при обязательном государственном горном надзоре, осуществляемом Федеральным горным и промышленным надзором, являющимся органом исполнительной власти РФ.
Организации по добыче угля независимо от форм. собственности создают горно-спасательные службы или заключают договоры с действующими службами. Положение о горно-спасательной службе утверждает Правительство РФ.
Монопольным потребителем угля выступает РАО «ЕЭС России».
Государственная политика в углеиндустрии ставит задачу постепенного преодоления сырьевой направленности угольной Промышленности на основе внедрения комплексной переработки угля для получения электроэнергии, моторного топлива, кокса, кислот, минеральных удобрений и других продуктов и поставки их как на внутренний, так и на мировой рынки.
Для освоения перспективных месторождений, закрытия нерентабельных и опасных для здоровья шахт, социальной поддержки угольных регионов используются бюджетные средства. Поддержка осуществляется также в форме льготных кредитов, регулирования тарифов на транспортировку угля, ставок таможенных пошлин. Строительство новых и модернизация действующих шахт ведется зa счет собственных средств угольных компаний и займов.
Программой реструктуризации угольной промышленности намечается закрытие 140 убыточных и опасных шахт, которые побывают около 60 млн т угля в год, или 27% всей подземной добычи, а поглощают до 40% всех средств господдержки.
Закрытию предшествует принятие упреждающих мер содействия занятости населения (создание новых не дотируемых рабочих мест на рентабельных шахтах, диверсификация производства, переподготовка кадров), а также социальной зашиты высвобождаемых работников и членов их семей, пенсионеров, инвалидов, работавших в угольной промышленности. Финансируется передача в ведение местного самоуправления находящихся на балансе угольных предприятий объектов социальной сферы и жилищного фонда в шахтерских городах и поселках.
В Великобритании при закрытии шахт вложения в социальную сферу, переселение, переобучение составляли 90 долл. на 1 т закрываемой добычи, в России аналогичные затраты не превышают 6 долл. При этом используются кредиты международных банков, которые предоставляют деньги только на социальные нужды, а не на разработку новых месторождений, увеличение добычи угля.
Предприятия и организации угольной промышленности преобразованы в акционерные общества. В федеральной собственности на три года закрепляются акции, принадлежащие Российской Федерации. В собственность субъектов РФ, на территории которых расположены акционируемые предприятия, передается 15% обыкновенных и 5% привилегированных акций, принадлежащих Российской Федерации.
До 1998 г. угольной отраслью управляла государственная компания «Росуголь» через госпакеты акций угледобывающих АО. Кредиторы реструктуризации угольной промышленности (Всемирный банк) потребовали упразднения этого органа управления, что и было сделано. С переходом предприятий на самоуправление добыча угля упала с 327 млн т в 1992 г. до 207 млн т в 1998 г., при этом 23—25 млн т экспортируется. План по закрытию шахт перевыполнен (171 вместо 87), кредитные деньги израсходованы на реабилитацию высвобождаемых шахтеров, а не на производство угля, т.е. базы для возврата долгов нет.
Главная роль в реализации государственной энергетической политики принадлежит Министерству энергетики Российской Федерации. На него возлагаются обеспечение потребностей в различных видах топлива, проведение структурной перестройки, разработка и реализация федеральных целевых программ, развитие конкурентной среды. Министерство координирует деятельность предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей и перерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и других организаций ТЭК.
Минэнерго России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разрабатывает и утверждает годовые и квартальные балансы по основным видам топлива и нефтепродуктов. В них предусматривается поставка потребителям, , находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, топливно-энергетических ресурсов в пределах установленных лимитов их потребления, обеспеченных гарантированным финансированием.
Государство осуществляет энергетический надзор. Подразделения энергонадзора организуют и проводят обязательные обследования организаций независимо от их организационно-правовых форм, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. т условного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. т условного топлива — по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергоресурсов подлежит обязательному учету, который осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерения.
Отличительной особенностью отраслей топливно-энергетического комплекса является тесная взаимосвязь процессов производства с естественными неблагоприятными условиями, использованием недр, отдаленность предприятий от традиционных промышленных и культурных центров, высокая капиталоемкость продукции, необходимость хозяйственного освоения территорий, повышения плотности населения.
В прежние десятилетия в результате больших усилий и максимальной концентрации средств удавалось поддерживать нормальное функционирование хозяйственных центров за Уралом; наблюдался даже прирост населения.
После распада СССР скважины, нефтегазопроводы остались основном в России, население которой меньше почти в 2 раза о сравнению с населением СССР. Но страна не сводит концы концами, наращивая государственный долг. Приросты запасов нефти, газа, угля не покрывают текущих отборов из недр.
Главная причина — в изменении государственной политики о отношению к реальному сектору, в преждевременной и необдуманной приватизации. Государство отказалось от многих регулирующих функций, а к руководству предприятиями пришли банковские группы, у которых на первом месте — прибыль, добывающие отрасли требуют для развития предпосылок больших затрат с небыстрой отдачей: геологические работы, обустройство месторождений и т.д.
Государство оставило за собой тарифное регулирование ТЭК, что явно недостаточно, оно должно укреплять управление независимо от форм собственности и хозяйствования, так как предприятия получили в пользование недра, принадлежащие всем. Необходим контроль за их эксплуатацией через лицензирование, транспортное обслуживание, квотирование и другие способы.
- Оглавление
- Глава 2. Административные правонарушения юридических лиц: состав и санкции за их совершение 139
- Глава 2. Проблематика правового статуса вуЗа 429
- Понятие, признаки и структура административно-правовой нормы.
- Виды административно-правовых норм
- 3. Реализация административно-правовых норм
- 4.Источники административного права
- 5. Понятие и особенности административно правовых отношений
- Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные.
- 7. Юридические факты в административном праве.
- 9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
- 11. Обращения граждан.
- 12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
- 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
- Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
- 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
- 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
- 18. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
- 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
- Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
- Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
- Административно-правовые договоры: сущность и виды.
- 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
- Требования к правовым актам управления и их действие.
- Дефектность актов управления.
- 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
- 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
- 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
- 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
- 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
- 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
- 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
- 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
- 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
- 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
- 2. Особенности административной ответственности
- 3. Понятие правонарушения, состав
- 4. Меры административного наказания
- 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
- 37.Административное наказание.
- 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
- 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
- 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
- § 2. Содержание административно-правового спора
- §4. Признаки административно-правового спора
- Глава 2 Классификация административно-правовых споров
- §1. Основания классификации административно-правовых споров
- § 2 Споры об объективном административном справе
- §3. Споры о субъективном административном праве
- §4. Административно-правовые споры о компетенции
- 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
- 43.Участники производства. Доказательства.
- 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
- 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 2.3. Пересмотр постановления и решения
- 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
- 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
- 56.Соотношение территориального и регионального управления.
- 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
- 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
- 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
- 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
- 61.Управление энергетическим комплексом.
- 62.Управление агропромышленным комплексом.
- 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
- Введение
- 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
- 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
- 1. Монополия возникает из господства в производстве;
- 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
- 1.2 Виды монополий
- 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
- 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
- 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
- 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
- Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 65.Управление транспортным комплексом.
- 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
- 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
- Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
- 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
- 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
- 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
- 71.Правовой статус вуза.
- 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
- 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
- Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
- 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
- 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
- 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
- 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
- 1.1 Развитие массового спорта
- 1.2 Развитие спорта высших достижений
- Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
- 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
- 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
- 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
- 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
- Гражданская оборона
- Гражданская оборона
- Структура гражданской обороны на объекте экономики
- 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
- 84.Управление юстицией (организационно-правовая система). Министерство юстиции рф, его компетенция. Организация управления исполнением наказаний, судебными приставами. Адвокатура. Нотариат.
- 85.Управление иностранными делами (организационно-правовая система, органы управления). Представительства и консульства за рубежом. Особенности государственной службы в органах иностранных дел.