74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно правовая регламентация в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства.
Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний.
Культура – многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни. Это учитывается при построении системы государственного управления, что находит свое выражение в функционировании нескольких отраслевых систем.
Наиболее масштабна деятельность Министерства культуры РФ (Минкультуры России) – федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику в порученной, ему сфере.
Данную сферу в ее собственном смысле составляют учреждения театрального и художественного искусства, библиотеки, музеи и т.п.
Минкультуры призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов Российской Федерации; обеспечивать охрану историко-культурного наследия и государственный учетего объектов; контролировать соблюдение установленного порядка использования этих объектов; осуществлять контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей.
В непосредственном ведении Минкультуры находятся объекты федерального значения, статус которых определяется Правительством РФ. Это, например. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
При Минкультуре образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, участвующая в урегулировании взаимных претензий России и иных государств по возвращению культурных объектов, захваченных во время войны.
Минкультуры осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства об охране культурного наследия; приобретает произведения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен; руководит библиотечным делом; лицензирует музейную деятельность.
Государственный комитет РФ по печати (Роскомпечатъ) реализует государственную политику в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения.
В ведении комитета находятся государственные издательства, полиграфические предприятия и предприятия оптовой книжной торговли.
Центральной задачей Роскомпечати является защита свободы слова и независимости прессы; создание условий организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных и местных издательств, газет и журналов; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; регистрация периодических изданий; контроль за соблюдением законодательства о средствах массовой информации. Лицензирование и контроль осуществляют также территориальные органы Роскомпечати.
При нарушении действующего законодательства учредителям или редакциям изданий периодической печати вносятся письменные предупреждения. Возможно обращение в суд на предмет признания недействительными свидетельств о регистрации изданий и аннулирования лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности.
Государственный комитет РФ по кинематографии (Госкино России) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии.
Госкино разрабатывает и реализует федеральные программы в порученной ему сфере деятельности, в частности, по совершенствованию кинообслуживания населения; оказывает финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; контролирует соблюдение законодательства по вопросам своей компетенции.
Им осуществляется государственная регистрация художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. Киновидеообслуживание осуществляется на основе лицензий.
Значительное внимание Госкино и его территориальные органы уделяют в настоящее время борьбе с видеопиратством.
Нормативные акты Госкино обязательны для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.
ФСТР осуществляет меры по развитию, эксплуатации, стандартизации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные (например, РТР) и негосударственные (например, НТВ) телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций; руководит подведомственными организациями; контролирует соблюдение всеми организациями требований, предусмотренных лицензиями. При ФСТР действует Государственная техническая инспекция по телерадиовещанию.
Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ рассматривает возникающие в сфере телевидения, радиовещания, а также печати дела, связанные с нарушением общественной нравственности, с посягательствами на свободу слова.
75.Управление в области здравоохранения и социального развития (организационно-правовая система, органы управления здравоохранением и социальным развитием, трудом и занятостью). Учреждения здравоохранения и социальные службы, особенности их статуса. Защита прав потребителей и благопо- лучия человека.
Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами, а также другими нормативными актами.
Общее руководство здравоохранением осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации государственной политики в области здравоохранения. Оно утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, специально созданным для непосредственного руководства здравоохранением в стране. Оно действует на основе Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации 3 июня 1997 г. На него возложено: а) проведение государственной политики, б) осуществление управления, в) координация в установленных случаях деятельности других федеральных органов исполнительной власти в области охраны здоровья (здравоохранения).
К основным задачам Минздрава России относятся: разработка основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения; организация оказания медицинской помощи населению; осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности; обеспечение функционирования ведомственной системы профессионального образования в области здравоохранения; координация, обеспечение методического руководства и взаимодействия государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за их соблюдением; охрана здоровья матери, отца и ребенка; профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов; обеспечение функционирования и развития Всероссийской службы медицины катастроф совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Минздрав России, выполняя возложенные на него задачи, осуществляет разнообразные функции и полномочия, в том числе разрабатывает совместно с другими органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения целевые программы в области здравоохранения; проводит экспертизу проектов федеральных и иных программ, затрагивающих вопросы охраны здоровья, входящие в компетенцию министерства. Оно выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам здравоохранения.
Данное министерство осуществляет лицензирование деятельности по производству, хранению и оптовой реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, по производству, реализации и техническому обслуживанию медицинской техники, работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека, деятельности органов по сертификации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Оно выдает разрешения на применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий; на применение в медицинских целях лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В его функции входит осуществление государственной политики в области стандартизации качества лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Важным направлением деятельности Минздравмедпрома России является совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной работы. Оно развивает сеть саниторно-курортных учреждений своей системы, а также способствует развитию сети такого рода профсоюзных и ведомственных учреждений. Министерство организует диспансеризацию и медицинскую реабилитацию лиц, подвергшихся техногенному и радиационному воздействию, диспансеризацию и медицинскую реабилитацию наркоманов и алкоголиков: осуществляет методическое руководство медицинской реабилитацией инвалидов; участвует в работе по профилактике инфекционных и неинфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных неинфекционных заболеваний; организует в установленном порядке работу по направлению детей и взрослых на лечение за рубеж; разрабатывает предложения по оказанию медицинской помощи отдельным социально незащищенным группам населения (детям, пенсионерам, больным отдельными заболеваниями и др.).
В целях охраны семьи, отцовства и детства Минздравмедпром России разрабатывает мероприятия, обеспечивающие охрану здоровья указанных лиц и членов их семьи. Оно участвует в решении вопросов медико-санитарной помощи семье, матери, отцу и ребенку; разрабатывает предложения по улучшению питания детей, беременных женщин и кормящих матерей.
Минздрав России выполняет важные функции в области обязательного и добровольного медицинского страхования. Оно осуществляет также разнообразную деятельность, связанную с решением кадровых задач, организацией и охраной труда, в финансово-экономической и иных сферах применительно к своему основному профилю деятельности.
Минздрав России осуществляет специализированный контроль по многим направлениям: качества предоставляемой населению медицинской помощи; производства, качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники; соблюдения нормативов и стандартов; оборота и порядка использования наркотических и психотропных средств в учреждениях здравоохранения.
Разноплановостью задач и функций Минздрава России обусловлено вхождение в его систему различных по целям деятельности органов, учреждений, предприятий и организаций: территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев); государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения; фармацевтические и аптечные предприятия; санаторно-курортные учреждения; учреждения судебно-медицинской экспертизы; учреждения, предприятия и организации санитарно-эпидемиологической службы и др.
Минздрав России осуществляет руководство деятельностью существующего при нем Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем.
Приказы, указания, постановления и инструкции Минздрава России по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и других организаций независимо от их организационно-правовой формы.
В субъектах Российской Федерации нет единообразия в формах органов управления здравоохранением. Действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.
Задачи, функции и полномочия органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации во многом сходны с теми, которые имеет Минздравмедпром России в области здравоохранения. Это определяется во многом общностью целей и содержания управления здравоохранением. Разумеется, распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, статус и территориальные масштабы деятельности их органов государственной власти допускают возможные особенности в компетенции, в частности, органов управления здравоохранением.
Задачи и функции этих органов, как и Минздравмедпрома России, разнообразны. На них возложен контроль за выполнением федерального законодательства по вопросам здравоохранения; осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения.
Они разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов Российской Федерации по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам охраны здоровья граждан. К их компетенции относится осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на соответствующей территории.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации участвуют в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия. Им поручена координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства. На них возложена реализации мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.
Упомянутые органы выдают разрешения на применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий. Они осуществляют лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий.
Помимо органов управления здравоохранением, государственные функции в этой области осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы имеют свыше двадцати трех министерств и ведомств. Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и др. Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящимися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществляющие управление ведомственными учреждениями здравоохранения, определяются соответствующими органами.
- Оглавление
- Глава 2. Административные правонарушения юридических лиц: состав и санкции за их совершение 139
- Глава 2. Проблематика правового статуса вуЗа 429
- Понятие, признаки и структура административно-правовой нормы.
- Виды административно-правовых норм
- 3. Реализация административно-правовых норм
- 4.Источники административного права
- 5. Понятие и особенности административно правовых отношений
- Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные.
- 7. Юридические факты в административном праве.
- 9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
- 11. Обращения граждан.
- 12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
- 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
- Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
- 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
- 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
- 18. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
- 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
- Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
- Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
- Административно-правовые договоры: сущность и виды.
- 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
- Требования к правовым актам управления и их действие.
- Дефектность актов управления.
- 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
- 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
- 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
- 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
- 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
- 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
- 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
- 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
- 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
- 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
- 2. Особенности административной ответственности
- 3. Понятие правонарушения, состав
- 4. Меры административного наказания
- 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
- 37.Административное наказание.
- 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
- 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
- 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
- § 2. Содержание административно-правового спора
- §4. Признаки административно-правового спора
- Глава 2 Классификация административно-правовых споров
- §1. Основания классификации административно-правовых споров
- § 2 Споры об объективном административном справе
- §3. Споры о субъективном административном праве
- §4. Административно-правовые споры о компетенции
- 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
- 43.Участники производства. Доказательства.
- 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
- 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 2.3. Пересмотр постановления и решения
- 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
- 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
- 56.Соотношение территориального и регионального управления.
- 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
- 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
- 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
- 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
- 61.Управление энергетическим комплексом.
- 62.Управление агропромышленным комплексом.
- 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
- Введение
- 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
- 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
- 1. Монополия возникает из господства в производстве;
- 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
- 1.2 Виды монополий
- 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
- 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
- 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
- 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
- Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 65.Управление транспортным комплексом.
- 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
- 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
- Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
- 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
- 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
- 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
- 71.Правовой статус вуза.
- 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
- 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
- Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
- 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
- 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
- 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
- 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
- 1.1 Развитие массового спорта
- 1.2 Развитие спорта высших достижений
- Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
- 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
- 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
- 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
- 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
- Гражданская оборона
- Гражданская оборона
- Структура гражданской обороны на объекте экономики
- 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
- 84.Управление юстицией (организационно-правовая система). Министерство юстиции рф, его компетенция. Организация управления исполнением наказаний, судебными приставами. Адвокатура. Нотариат.
- 85.Управление иностранными делами (организационно-правовая система, органы управления). Представительства и консульства за рубежом. Особенности государственной службы в органах иностранных дел.