4. Меры административного наказания
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 КоАП РФ).
Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. По сравнению с КоАП РСФСР КоАП РФ содержит ряд новых предписаний. Новым является введение термина «административные наказания» взамен ранее существовавшего – «административные взыскания». Теперь наименованием «административные наказания» охватываются все установленные КоАП РФ меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишения прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение.
В ст.3.1 КоАП РФ подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом – актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти, во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.
По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусматриваются в ст. 3.2-3.11 гл.2 раздела 1 КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства, и другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель административных наказаний - соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.[19]
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.2.3.КоАП РФ):
· Предупреждение
· Административный штраф
· Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
· Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
· Лишение специального права, предоставленного лицу
· Административный арест
· Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
· Дисквалификация
В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре административные наказания.
Административные наказания делятся на основные и дополнительные.
Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация могут применяться только в качестве основных. Остальные административные наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.
Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.
За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное наказание, либо одно основное и одно дополнительное. Одновременное применение двух дополнительных наказаний также недопустимо.[20]
Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Применяется в основном к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения. Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы.
Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении исполнения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных органов с указанием допущенных нарушений или их последствий.
Административный штраф – административное наказание имущественного характера. Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указание размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафы, что позволяет при его наложении учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
1. минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
3. сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.[21]
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ. Налагаемый на граждан и исчисляемый исходя из МРОТ, штраф не может превышать двадцать пять МРОТ, на должностных лиц – пятьдесят МРОТ, на юридические лица – одну тысячу МРОТ. В Кодексе предусмотрена возможность установления административного штрафа с превышением указанных размеров на значительный круг административных правонарушений (например, финансирование терроризма, нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.). Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера.
Административный штраф предусмотрен Кодексом в качестве административного наказания практически за все виды административных правонарушений. Он может также устанавливаться законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное их изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Оно касается охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства. При этом не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Конфискации подлежит не имущество нарушителя вообще, а лишь те предметы и орудия, с помощью которых совершилось административное правонарушение. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей.[22]
Лишение специального права – это лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.
В настоящее время назначаются лишение права охоты (ч.1 ст. 8.37); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст.9.3.); лишение права управления судном на морском; внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст.11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8. и др.).
В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил. Следует отметить, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права.
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Также не может применяться лишение специального права в виде права управления транспортным средством к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состояние опьянения, уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.
Лишение специального права назначается судьей.
Административный арест – одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.
Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам І и ІІ групп. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.[23]
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения указанными лицами административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.
Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов и от депортации, т.е. принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания в Российской Федерации.
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится органами и войсками пограничной службы и органами внутренних дел.
Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, на срок от шести месяцев до трех лет. КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной общественной вредностью и трудностью выявления таких административных правонарушений.[24]
9 мая 2005г. принят Закон о внесении изменения в КоАП (№45 ФЗ). Вводится новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Данная мера административного наказания применяется судами в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды, совершения административного наказания в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Суды могут на срок 90 дней прекращать деятельность индивидуальных предпринимателей, организаций, их подразделений, производственных участков, а также эксплуатацию объектов и зданий и осуществление отдельных видов деятельности.
Еще одно новшество – временный (до 5 суток) запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом. Такой запрет может быть применен только в случаях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей и причинения вреда окружающей среде.
- Оглавление
- Глава 2. Административные правонарушения юридических лиц: состав и санкции за их совершение 139
- Глава 2. Проблематика правового статуса вуЗа 429
- Понятие, признаки и структура административно-правовой нормы.
- Виды административно-правовых норм
- 3. Реализация административно-правовых норм
- 4.Источники административного права
- 5. Понятие и особенности административно правовых отношений
- Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные.
- 7. Юридические факты в административном праве.
- 9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
- 11. Обращения граждан.
- 12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
- 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
- Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
- 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
- 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
- 18. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
- 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
- Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
- Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
- Административно-правовые договоры: сущность и виды.
- 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
- Требования к правовым актам управления и их действие.
- Дефектность актов управления.
- 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
- 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
- 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
- 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
- 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
- 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
- 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
- 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
- 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
- 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
- 2. Особенности административной ответственности
- 3. Понятие правонарушения, состав
- 4. Меры административного наказания
- 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
- 37.Административное наказание.
- 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
- 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
- 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
- § 2. Содержание административно-правового спора
- §4. Признаки административно-правового спора
- Глава 2 Классификация административно-правовых споров
- §1. Основания классификации административно-правовых споров
- § 2 Споры об объективном административном справе
- §3. Споры о субъективном административном праве
- §4. Административно-правовые споры о компетенции
- 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
- 43.Участники производства. Доказательства.
- 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
- 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 2.3. Пересмотр постановления и решения
- 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
- 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
- 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
- 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
- 56.Соотношение территориального и регионального управления.
- 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
- 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
- 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
- 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
- 61.Управление энергетическим комплексом.
- 62.Управление агропромышленным комплексом.
- 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
- Введение
- 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
- 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
- 1. Монополия возникает из господства в производстве;
- 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
- 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
- 1.2 Виды монополий
- 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
- 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
- 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
- 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
- Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 65.Управление транспортным комплексом.
- 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
- 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
- Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
- 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
- 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
- 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
- 71.Правовой статус вуза.
- 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
- 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
- Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
- 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
- 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
- 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
- 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
- 1.1 Развитие массового спорта
- 1.2 Развитие спорта высших достижений
- Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
- 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
- 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
- 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
- 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
- Гражданская оборона
- Гражданская оборона
- Структура гражданской обороны на объекте экономики
- 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
- 84.Управление юстицией (организационно-правовая система). Министерство юстиции рф, его компетенция. Организация управления исполнением наказаний, судебными приставами. Адвокатура. Нотариат.
- 85.Управление иностранными делами (организационно-правовая система, органы управления). Представительства и консульства за рубежом. Особенности государственной службы в органах иностранных дел.