logo
Экзамен / АП

9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти

 

Следует учитывать, что права и свободы граждан либо непо­средственно реализуются в сфере деятельности субъектов испол­нительной власти, либо органически связаны с практической дея­тельностью этих властных субъектов, либо, будучи производными от конституционных, приобретаются ими в связи с их функциони­рованием в сфере государственно-управленческой деятельности. Соответственно можно говорить о следующих вариантах конкрет­ного выражения прав и свобод граждан, проявляющихся в назван­ной сфере.

1. Конституционные права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и реализуемые в сфере государст­венного управления.

Имеются в виду такие права и свободы, реальность которых гарантируется приведением в движение того или иного звена ме­ханизма исполнительной власти. Это, например, право на труд (ст. 37 Конституции РФ), на социальное обеспечение (ст. 39), на жили­ще (ст. 40), на охрану здоровья (ст. 41) и др.

Главное при этом состоит в том, что реализация такого рода прав предполагает необходимость обращения гражданина в соот­ветствующую государственно-управленческую инстанцию, целью которого является получение юридически властного решения (на­пример, приказа о назначении на должность, решения о назначе­нии пенсии, решения о предоставлении жилой площади и др.). Система учреждений и организаций образования, здравоохране­ния, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. создается государ­ством и находится в непосредственном ведении исполнительных органов. Если же речь идет о негосударственных учреждениях и организациях такого типа, то их деятельность, связанная с реали­зацией конституционных прав и свобод граждан, находится под контролем (надзором) со стороны государственных органов.

На долю исполнительных органов приходится и преодоление кризисных ситуаций, возникающих в процессе реализации кон­ституционных прав. граждан. Так, служба занятости осуществляет меры по обеспечению работой безработных, по устранению нега­тивных последствий безработицы.

Полномочия органов исполнительной власти и должностных лиц, необходимые для реализации этой группы прав и свобод граждан, закрепляются, как правило, в нормативных актах, рег­ламентирующих их деятельность (например, в положениях, долж­ностных инструкциях).

2. Конституционные права и свободы, определяющие характер государственно-управленческой деятельности.

В данном случае можно говорить о таких правах и свободах граждан, которые непосредственно связаны с самой сущностью процесса реализации исполнительной власти. Соответственно на­лицо прямая их связь с административно-правовым статусом гражданина.

В этом плане можно выделить, например, право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ), на не­прикосновенность личности (ст. 23) и жилища (ст. 25), на свободу передвижения (ст. 27), на обжалование в суд решений и действий (бездействия) исполнительных органов и должностных лиц (ст. 46) и т.д.

Почему названные права и свободы выделены в отдельную группу? Дело в том, что нормы административного права предпо­лагают прямую зависимость их реализации от соответствующих действий исполнительных органов (должностных лиц). Одновре­менно осуществляется административно-правовая регламентация таких действий.

 

 

Так, неприкосновенность жилища в определенных законода­тельством о милиции случаях может быть нарушена ее сотрудни­ками (например, при преследовании лиц, подозреваемых в совер­шении преступления). Проникновение в жилище помимо воли проживающих сопровождается обязательным уведомлением об этом прокурора в течение 24 часов; в КоАП (гл. 19) регламентиро­ваны порядок и сроки административного задержания граждан; свобода передвижения предполагает соответствующие регистра­ционные действия органов внутренних дел и т.п.

3. Права граждан, устанавливаемые и гарантируемые закона­ми и подзаконными правовыми актами субъектов исполнитель­ной власти.

Кроме прав, имеющих конституционное выражение и значе­ние, непосредственно в сфере государственно-управленческой дея­тельности граждане пользуются рядом иных прав общего или кон­кретного характера. С их помощью административно-правовой статус граждан получает свое дальнейшее развитие. Устанавлива­ются и гарантируются эти права как законами, так и подзаконны­ми нормативными актами полномочных органов исполнительной власти.

В качестве иллюстрации можно сослаться на нормы КоАП, оп­ределяющие процессуальные права граждан, привлекаемых к ад­министративной ответственности. Право граждан проводить митинги, демонстрации реализуется на основе Указа Президента РФ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, улич­ных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г. Конституционное право на труд конкретизировано Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» от 31 июля 1995 г., что дает гражданам возможность зани­мать должности на государственной службе. Правительство РФ определяет правила регистрации и снятия граждан с регистраци­онного учета по месту пребывания и по месту жительства.

В законодательном или в подзаконном варианте регламентиру­ются права граждан, связанные с изменением имени и фамилии, с лицензированием их предпринимательской или иной деятельнос­ти, с выездом из России и въездом в Россию, с действием паспорт­ной системы и др. Права специального характера могут реализо­ваться гражданами в границах отдельных отраслей или сфер госу­дарственно-управленческой деятельности (например, в области культуры, образования, информации, соблюдения государствен­ной тайны, приобретения и использования оружия).

Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти.Административно-правовой статус гражданина предпола­гает выполнение им определенных юридических обязанностей: как конституционных, так и определяемых законами и подзакон­ными правовыми актами.

Прежде всего это общие конституционные обязанности: пла­тить налоги (ст. 57), охранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество (ст. 59).

Такого рода обязанности получают свою конкретизацию в зако­нах и подзаконных правовых актах. Так, в области внутренних дел граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка, без­опасности дорожного движения, паспортной системы; в области жилищно-коммунального хозяйства – правила пользования жи­лыми помещениями; в области юстиции – правила регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Главное заключается в том, что конкретный объем отраслевых или ведомственных обязанностей граждан определяется не усмот­рением того или иного органа исполнительной власти (должност­ного лица), а действующими правовыми нормами. Установление для граждан обязанностей помимо предусмотренных в законе во всех случаях строго наказуемо.

Однако невыполнение или ненадлежащее выполнение гражда­нином своих обязанностей влечет за собой его ответственность. В сфере действия административно-правовых норм это, как прави­ло, административная ответственность.

10. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Закон является изначальным и универсальным гарантом прав граждан. Однако закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении ряда условий:

- должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время стабильным;

- должен отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы;

- содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации;

- определять круг органов и должностных лиц, на которых возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их обеспечению;

- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите.

В широком смысле закон – это все законодательство, и прежде всего нормы административного права, включающие в себя не только законы, но и подзаконные акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления.

К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

1. Экономические гарантии – это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату зарплаты, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, еще мало эффективны и недостаточны.

2. Политические гарантии – это признание источником власти народа, его возможность осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают: приоритет личности и гражданина в обществе и государстве; признание прав и свобод человека высшей ценностью; многопартийность; идеологическое разнообразие; сильную государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ; разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию; широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 87 субъектов РФ и т.д.

3. Организационные гарантии – система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.

Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих организаций. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например Главное контрольное управление, Управление по работе с обращениями граждан Администрации Президента РФ, Счетная палата, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

4. Юридические гарантии– это система правовых норм, закрепляющих условия и порядок реализации прав, свобод граждан, меры их охраны и защиты в случае их нарушения. Они включают в себя нормы, прямо направленные на реализацию прав и свобод граждан от их нарушений. Без юридических гарантий невозможно само правовое положение. Однако их действенность во многом зависит от организационных гарантий, которые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволяет объединить их в группу организационно-правовых гарантий.