§ 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
Районный (городской), межрайонный (окружной) суды являются основным звеном системы судов общей юрисдикции. Это обусловлено прежде всего широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, которая фактически ими выполняется. На их долю приходится значительное количество (около 70%) уголовных и гражданских дел, а также все дела об административных правонарушениях подведомственные им.
Принципы их организации определены Конституцией Украины и Законом Украины «О судоустройстве». В каждом районе или городе (не имеющем районного деления), в районе города создается один суд. Однако в целях обеспечения коллегиального рассмотрения судебных дел районными (городскими) судами, в которые избрано недостаточное количество судей, образуются межрайонные (окружные) суды, в которые может входить несколько районных (городских) судей. Эти суды образуются Верховною Радою Украины. Они рассматривают дела в составе трех судей районных (городских) судов.
Районный (городской), межрайонный (окружной) суды являются судами только первой инстанции. Рассматривают почти все уголовные дела (кроме дел об умышленных убийствах, хищениях в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторые другие, отнесенные законом к ведению вышестоящих судов), им подведомственны все гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьей) могут быть применены меры административного воздействия.
Как уже было отмечено, любое гражданское дело, независимо от его сложности, может быть рассмотрено в данном суде. Такие дела делятся на три вида:
1) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений;
2) дела, возникающие из административно-правовых отношений;
3) дела особого производства (признание лица безвести пропавшим, умершим, безвести отсутствующим и др.)
Они также рассматривают дела по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Организуя исполнение приговоров по уголовным делам, суд решает ряд вопросов, связанных с реализацией наказания. В этой связи он рассматривает вопросы условно-досрочного освобождения или замене наказания более мягким; освобождения от наказания по болезни или инвалидности; досрочного снятия судимости и др.
Состав районного (городского) суда.
Районный (городской) суд состоит из нескольких либо одного судьи. Количество судей в каждом районном (городском) суде определяется Верховной Радой Украины по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом Украины, все остальные судьи избираются Верховною Радою Украины бессрочно, в порядке, установленном законом.
На должность судьи городского (районного) суда может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком.
Председатель районного (городского) суда обладает следующими полномочиями:
1) председательствует в судебных заседаниях; назначает судей которые председательствуют в судебных заседаниях; распределяет иные обязанности между судьями;
2) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
3) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представлення в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий способствующих совершению правонарушений;
4) представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу;
5) руководит работой канцелярии суда;
6) организует работу по повышению квалификации работников суда;
7) организует работу по разъяснению законодательства населению, оказанию правовой помощи товарищеским судам;
8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Если в районный (городской) суд избран один судья, он осуществляет полномочия председателя этого суда.
Председатель межрайонного (окружного) суда назначается совместным решением Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Украины из числа председателей районных (городских) судов, входящих в состав межрайонного (окружного) суда.
Председатель межрайонного (окружного) суда председательствует в судебных заседаниях или назначает для этого одного из судей районных (городских) судов, входящих в межрайонный (окружной) суд, решает вопрос об отводе судьи, который единолично рассматривает дело, образовывает состав суда из числа судей районных (городских) судов, входящих в состав межрайонного (окружного) суда.
Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городские суды и межобластной суд.
Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городские суды (далее областной и приравненный к ним суд) рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судьи областных и приравненных к нему судов избираются Верховной Радой Украины бессрочно либо назначаются Президентом Украины в составе: председателя, заместителей председателя и судей. Количественный состав этих судов устанавливается Президиумом Верховной Рады по представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Украины. Судьей этих судов может быть гражданин Украины, достигший на день избрания 30летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, в т.ч. не менее 3-х лет в должности судьи, владеющий государственным языком.
Народные заседатели этих судов избираются Верховным Советом Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским, городскими Советами народных депутатов по представлению председателя областного и приравненного к нему суда соответственно, сроком на пять лет.
Областные и приравненные к ним суды действуют в составе: президиума суда, судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам.
Президиум суда образуется в составе председателя, заместителей председателя президиума и судей по представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции Украины.
Президиум правомочен:
1) в пределах своих полномочий рассматривать дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) утверждать по представлению председателя суда составы судебных коллегий;
3) рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
4) заслушивать отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривать вопросы работы аппарата суда;
5) оказывать помощь районным (городским), межрайонным (окружным) судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с управлениями юстиции исполкомов;
6) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании. Постановления президиума подписываются председателем суда. Участие прокурора в заседании президиума при рассмотрении судебных дел обязательно.
Судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам утверждаются президиумом областного и приравненного к нему суда из числа судей соответствующего суда. Они возглавляются заместителями председателя суда.
Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
Председатель областного и приравненного к нему суда обладает следующими полномочиями:
1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2) приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
3) в порядке, установленном законом, приостанавливает исполнение решений и определений по гражданским делам;
4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
5) созывает президиум суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения; председательствует на заседаниях президиума;
6) информирует соответствующие советы народных депутатов по вопросам деятельности суда;
7) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;
8) распределяет обязанности между своими заместителями;
9) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;
10) совместно с Министром юстиции Автономной Республики Крым, начальником управления юстиции областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по согласованию с Председателем Верховного Суда и Министром юстиции представляет кандидатов для избрания и назначения судьями районных (городских) судов.
Заместители председателя областного и приравненного к нему суда, являясь одновременно и председателями судебных коллегий полномочны:
1) председательствовать в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначать для этого членов суда;
2)образовывать составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
3) осуществлять руководство работой соответствующих коллегий;
4) представлять президиуму отчеты о деятельности коллегий;
5) осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой структурных подразделений аппарата суда;
6) вести личный прием граждан.
Межобластной суд.
Межобластной суд избирается в составе председателя, заместителя председателя и судей. Народные заседатели избираются Верховной Радой сроком на пять лет по представлению председателя этого суда. Количественный состав межобластного суда устанавливается по представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Украины.
Межобластной суд является судом первой инстанции и в пределах своих полномочий рассматривает на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины, все гражданские и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях.
Военные суды.
Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях.
Деятельность военных судов направлена на охрану от любых посягательств безопасности Украины, боеспособности и боеготовности ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований, защиту прав и свобод военнослужащих и других граждан, а также прав и законных интересов воинских частей, военных учреждений, организаций.
В Украине образованы военные суды гарнизонов, регионов и Военно-Морских Сил. Военный суд гарнизона образуется на территории, на которой расположены один или несколько военных гарнизонов.
Назначение, избрание, а также требования, предъявляемые к судьям военных судов такие, как и для судей судов общей юрисдикции, за исключением следующего: судьи военных судов должны состоять на военной службе и иметь воинское звание офицерского состава.
Военный суд гарнизона осуществляет правосудие в составе председателя, заместителя председателя и судей, а военный суд региона, Военно-Морских Сил - председателя, заместителя (заместителей) председателя, судей и народных заседателей.
Количество судей военных судов устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда, а количество народных заседателей по каждому суду определяется председателем военного суда региона, военно-морских сил по согласованию с соответствующим военным командованием.
Народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на пять лет, из числа граждан Украины, находящихся на военной службе и достигших 25-ти летнего возраста.
Военные суды в судебных заседаниях рассматривают:
1) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, Национальной Гвардии, пограничных войск. Службы безопасности Украины и иных воинских формирований, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов;
2) все дела о шпионаже;
3) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений;
4) дела о преступлениях, совершенных определенными категориями лиц, определяемых законодательством Украины;
5) дела об административных правонарушениях военнослужащих;
6) дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия военных должностных лиц и органов военного управления;
7) дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации;
8) иные дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, а также прав и законных интересов воинских частей, военных учреждений, организаций.
Военные суды совместно с уголовными делами рассматривают гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного вследствие преступления.
Полномочия военного суда гарнизона.
Военный суд гарнизона в качестве суда первой инстанции рассматривает все уголовные дела, за исключением тех, которые подсудны судам регионов и Военно-Морских Сил; дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия военных должностных лиц и органов военного управления; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации; иные дела , связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, а также прав и законных интересов воинских частей, военных учреждений, организаций; дела по жалобам на санкцию прокурора о заключении под стражу, на постановления о закрытии уголовного дела или об отказе в его возбуждении по делам о преступлениях подсудных военным судам; а также вопросы, возникающие при исполнении решений и приговоров, постановленных военными судами.
Полномочия военного суда региона, Военно-Морских Сил.
Эти суды в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Осуществляют надзор за судебной деятельностью военных судов гарнизонов, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
Военнослужащие военных судов состоят на военной службе и входят в штатную численность Вооруженных Сил Украины. На них распространяются права, льготы и преимущества, установленные для военнослужащих.
Перечень штатных должностей судей военных судов и военной коллегии Верховного Суда и соответствующие этим должностям военные звания утверждается: для военных судов - по представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда, для военной коллегии - по представлению Председателя Верховного Суда Украины.
Судьи военных судов имеют право на отставку в соответствии с Законом Украины «О статусе судей».
Верховный Суд Украины.
Верховный Суд является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, осуществляющий надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывает им помощь в правильном и единообразном применении законодательства. Этот надзор осуществляется в двух формах:
а) в процессуальной — путем рассмотрения дел в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам и в первой инстанции;
б) во внепроцессуальной - путем изучения и обобщения судебной практики, судебной статистики, дачей нижестоящим судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства, осуществления контроля за выполнением судами руководящих разъяснений его Пленума.
Как высший судебный орган, Верховный Суд в первой инстанции рассматривает наиболее сложные уголовные и гражданские дела; в кассационном порядке проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров, решений и определений нижестоящих судов; в порядке надзора рассматривает протесты на приговоры, определения и постановления которые вступили в законную силу.
Верховный Суд является окончательной инстанцией по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами.
Кроме перечисленных полномочий. Верховный Суд разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Украины. Ему принадлежит право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины.
Организационное руководство деятельностью Верховного Суда осуществляется Министерством юстиции Украины.
Верховный Суд избирается Верховной Радой Украины в составе: Председателя, заместителей председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей. Количественный состав устанавливается Верховной Радой Украины.
Судьей Верховного Суда может быть гражданин Украины достигший на день выборов 35-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10-ти лет, в т.ч. не менее 5-ти лет в должности судьи, владеющий государственным языком.
Верховный Суд действует в составе: Пленума Верховного Суда, судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии. Для рассмотрения организационных вопросов работы Верховного Суда образуется Президиум.
Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда, заместителей председателя и членов Верховного Суда. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор и Министр юстиции Украины. Участие Генерального прокурора в работе Пленума обязательно.
В заседаниях Пленума, не связанных с рассмотрением судебных дел, по приглашению Председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов и ведомств, других государственных органов и общественных организаций, а также научных учреждений. Пленум созывается не реже одного раза в три месяца. Пленум принимает постановления.
Пленум Верховного Суда, являясь высшей судебной инстанцией, в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он также рассматривает представления Генерального прокурора и Министра юстиции, направляет судебную практику в точном соответствии с действующим законодательством.
В полномочия Пленума входит дача судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства Украины при рассмотрении ими гражданских и уголовных дел. Руководящие разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.
Пленум Верховного Суда рассматривает представления Председателя Верховного Суда о несоответствии руководящих разъяснений Пленума законодательству Украины; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателей судебных коллегий об их деятельности; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду о толковании законов Украины.
В сфере организации деятельности Верховного Суда, Пленум правомочен утверждать по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий, а также заместителей председателей судебных коллегий и секретаря Пленума; утверждать научно-консультативный совет при Верховном Суде.
Постановления Пленума Верховного Суда, касающиеся общих вопросов, по своему содержанию могут быть разделены на следующие группы:
1) руководящие, т.е. содержащие руководящие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;
2) контрольные — по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;
3) организационные - по процессуально - организационным вопросам деятельности Верховного Суда;
4) кодификационные - вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.
Судебные коллегии Верховного Суда.
Состав судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии утверждается Пленумом Верховного Суда из числа его судей.
В пределах своих полномочий они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.
Председатели судебных коллегий имеют следующие полномочия:
1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
2) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
4) представляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности коллегий;
5) истребуют судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) организуют работу по повышению квалификации судей соответствующих судебных коллегий.
Президиум Верховного Суда.
Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Верховного Суда в количестве определяемом Верховной Радой Украины.
Состав Президиума Верховного Суда утверждается Верховной Радой по представлению Председателя Верховного Суда.
Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда, а также оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции.
Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов президиума. Президиум принимает постановления, которые подписываются Председателем Верховного Суда Украины.
Контрольные вопросы
Определите понятие системы судов общей юрисдикции и основные ее черты.
Дайте понятие «звено судебной системы» и краткую его характеристику.
Дайте понятие «судебная инстанция» и назовите ее разновидности.
Чем отличаются суды первой, кассационной и надзорной инстанций?
Назовите судебные органы, рассматривающие дела в первой, кассационной и надзорной инстанции.
Каково место районного (городского) суда в судебной системе Украины?
Каковы полномочия районного (городского) суда?
В каких случаях образуются межрайонные (окружные) суды?
Каково место областных и приравненных к ним судов в судебной системе Украины?
Каков порядок формирования и состав областных и приравненных к ним судов?
Расскажите о структуре областного и приравненного к нему суда, порядок образования и полномочиях структурных подразделений суда.
В чем сходство и отличие военных судов и судов общей юрисдикции?
Определите систему военных судов.
Какими полномочиями обладают военные суды?
Как разграничивается подсудность военных судов различных звеньев?
Охарактеризуйте место Верховного Суда Украины в судебной системе.
Каков порядок формирования и состав Верховного Суда Украины?
Расскажите о структуре Верховного Суда Украины и его полномочиях.
Изложите состав и полномочия Пленума Верховного Суда Украины.
Какие судебные коллегии созданы в Верховном Суде Украины и каковы их полномочия?
Порядок формирования Президиума Верховного Суда Украины и полномочия.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава I предмет, основные понятия и система дисциплины «судебные и правоохранительные органы украины» §1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины
- § 2. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами
- § 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- § 4. Взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления
- Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия
- § 2. Принципы судопроизводства и их значение
- Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
- § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
- § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
- Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
- § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
- § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
- § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
- Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
- § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
- §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
- §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
- Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
- § 2. Назначение и избрание судей
- § 3. Гарантии независимости судей
- §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
- Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
- § 2. Система и структура органов прокуратуры
- §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
- § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
- § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
- Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
- § 2. Система органов внутренних дел
- § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
- § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
- Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
- § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
- § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
- § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
- Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
- § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
- § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
- § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
- § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
- Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
- § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
- Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
- § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
- § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
- Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
- § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
- § 3. Гарантии адвокатской деятельности
- § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
- Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
- § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
- § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
- Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
- § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
- Рекомендованная литература: