§ 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
Главными задачами по взаимодействию следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел являются:
предупреждение, раскрытие и расследование преступлений;
привлечение к установленной законом ответственности лиц, которые их совершили, а также возмещение причиненных ими убытков;
совместная деятельность по розыску преступников.
Ответственность за организацию взаимодействия возлагается на начальников следственного подразделения и органа внутренних дел.
С целью раскрытия и расследования преступлений следователи и органы дознания немедленно и взаимно информируют друг друга о преступлениях, которые стали им известны с заявлений и сообщений.
Организуют одновременное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Своевременно задействуют патрульные наряды, ГАИ, участковых инспекторов милиции, силы и средства других служб ОВД для установления и задержания преступников. Взаимно обмениваются текущей информацией, совместно используют технику, средства связи, транспорт, возможности автоматизированных и оперативно-справочных учетов, которые находятся в распоряжении ОВД.
Для обеспечения неотложного реагирования на сообщения о преступлениях, при дежурной части ОВД на каждые сутки организуются в необходимом и достаточном количестве следственно-оперативные группы в составе следователя, оперуполномоченного, эксперта-криминалиста, кинолога, участкового инспектора.
Организация выезда на место происшествия, его охрана, обеспечение следственно-оперативной группы транспортом, средствами связи и криминалистической техникой, сбор предварительной информации о преступлениях возлагается на оперативного дежурного органа внутренних дел. Он несет персональную ответственность за своевременность и обоснованность направления следственно-оперативной группы на место происшествия.
Прибыв на место происшествия, следователь организует работу следственно-оперативной группы с целью выявления, изъятия и закрепления в соответствии с действующим законодательством следов преступления, установления потерпевших, очевидцев и свидетелей. Он несет персональную ответственность за качество осмотра. Совместно с членами следственно-оперативной группы рассматривает собранные материалы, изъятые вещественные доказательства и полученную информацию, на основании которых планирует и использует неотложные меры по раскрытию преступления. Дает поручения и указания работникам уголовного розыска и других служб милиции на проведение розыскных мероприятий.
С учетом данных, полученных в результате неотложных мер, следовать вместе с оперуполномоченным, экспертом-криминалистом другими работниками дознания, разрабатывает план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков.
Контроль за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и практическую помощь в их исполнении оказывают начальники следственного и оперативного подразделений, а также начальник органа дознания.
По делам о нераскрытых преступлениях, следователь, оперативные работники и эксперты отчитываются об исполнении запланированных мероприятий перед начальниками соответствующих подразделений. В случае необходимости, они могут отчитываться одновременно, в том числе и перед начальником органа дознания.
Реализация оперативных материалов с возбуждением уголовного дела может быть осуществлена как следователем, так и органом дознания. Однако во всех случаях возбуждения уголовного дела должно предшествовать совместное их рассмотрение руководителями органа дознания и следственного подразделения, разработка согласованного плана скоординированных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Материалы проверки о хищении государственного либо общественного имущества, как правило, до возбуждения уголовного дела совместно обсуждаются и им дается оценка следователем и оперативным уполномоченным ГСБЭП, а в необходимых случаях и их руководителями.
В целях раскрытия и расследования хищений в крупных, особо крупных размерах, других тяжких преступлений, когда это связано с выполнением значительного объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, по решению руководителей органа дознания и следственного подразделения могут создаваться следственно-оперативные группы.
Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию по делу о преступлении, которое расследуется следователем, либо иные факты преступной деятельности подозреваемых (обвиняемых) по этому же делу, своевременно знакомит с ней следователя и принимает меры к недопущению разглашения источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник обеспечивают объективную проверку и реализацию этой информации в процессе расследования дела, несут ответственность за разглашение источников и способов ее получения.
Для обеспечения результативности оперативных мер следователь по просьбе оперативного работника может ознакомить его с материалами уголовного дела. Оперуполномоченный несет ответственность за разглашение без разрешения следователя материалов следствия.
В случае когда обвиняемый скрылся от следствия, следователь своевременно передает работникам уголовного розыска, дежурной части и другим подразделениям дознания необходимые материалы об объявлении розыска.
Во время проведения розыска обвиняемого следователь, а также задействованные в связи с этим работники органа дознания взаимно обмениваются информацией в части розыска лица и места возможного его нахождения.
.
Контрольные вопросы
Определите понятие предварительного расследования и перечислите задачи, стоящие перед ним.
Дайте общую характеристику дознания.
Назовите органы дознания и основные их полномочия.
Перечислите виды производства дознания по уголовному делу.
В чем заключаются отличительные особенности понятия органа дознания и лицо производящее дознание?
Каковы особенности производства дознания по протокольной форме досудебной подготовки материалов?
Определите понятие предварительного следствия и перечислите задачи стоящие перед ним.
Перечислите виды следственных аппаратов.
Какова компетенция органов предварительного следствия?
Изложите задачи стоящие перед органами предварительного следствия.
Перечислите следственные подразделения в системе МВД Украины и определите их структуру.
В каких направлениях осуществляется взаимодействие следственных подразделений системы МВД Украины с другими службами органов внутренних дел?
- Оглавление
- Предисловие
- Глава I предмет, основные понятия и система дисциплины «судебные и правоохранительные органы украины» §1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины
- § 2. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами
- § 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- § 4. Взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления
- Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия
- § 2. Принципы судопроизводства и их значение
- Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
- § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
- § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
- Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
- § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
- § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
- § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
- Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
- § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
- §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
- §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
- Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
- § 2. Назначение и избрание судей
- § 3. Гарантии независимости судей
- §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
- Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
- § 2. Система и структура органов прокуратуры
- §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
- § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
- § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
- Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
- § 2. Система органов внутренних дел
- § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
- § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
- Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
- § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
- § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
- § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
- Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
- § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
- § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
- § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
- § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
- Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
- § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
- Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
- § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
- § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
- Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
- § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
- § 3. Гарантии адвокатской деятельности
- § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
- Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
- § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
- § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
- Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
- § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
- Рекомендованная литература: