logo
Судебные и правоохранительные органы Украины / Судебные и правоохранительные органы Украины (Бандурка)

Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия

Правосудие - одно из направлений государственной правоохранительной деятельности. Правосудию отведено ведущее и ответственное место в этой деятельности, ибо в ходе его осуществления происходит принятие решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного, определенного законом, воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров, связанных с реализацией трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных гражданину.

Судебные решения, принимаемые в процессе отправления правосудия (приговоры, решения, определения, постановления) в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них - общеобязательность. Оно означает, что вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда, вынесенные при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Украины.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан на

всей территории Украины.

Сущность правосудия проявляется не только в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности принимает общеобязательные решения по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков:

1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается. Это положение является также принципом судебной деятельности.

Из этого следует, что только суд по закону правомочен осуществлять правосудие. Не является правосудием и деятельность общественных организаций, в частности, товарищеских судов.

2. Правосудие осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел.

Гражданские дела рассматриваются и разрешаются в судебных заседаниях по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, кооперативных и иных общественных организаций.

Уголовные дела рассматриваются в судебных заседаниях с применением установленных мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другие стороны деятельности судов - целевые проверки работы нижестоящих судов, обобщение судебной практики, данных судебной статистики и иные составляют содержание судебного управления, а не правосудия.

Таким образом, суд в особом порядке осуществляет правоохранительную функцию государства с целью восстановления нарушений законности, охраны прав и интересов государства, организаций и граждан.

Уголовные дела в связи с совершенным преступлением возбуждаются органами предварительного расследования и после проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий передаются в суд для разбирательства их по существу. Суд в приговоре осуждает или оправдывает лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Гражданские дела возбуждаются, как правило, заинтересованным лицом — истцом, который предъявляет в суд иск к ответчику, нарушившему права и интересы истца. Суд удовлетворяет иск или отказывает в нем полностью или частично.

3. Правосудие осуществляется на основе закона и в точном соответствии с ним.

Подзаконность судебной деятельности составляет отличительную черту правосудия и вместе с тем принцип организации и деятельности суда.

Подзаконность судебной деятельности состоит не только в том, что судебное рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется в соответствии с законодательством, но и прежде всего в применении к конкретным фактическим обстоятельствам, к действиям людей, норм уголовного, гражданского и других отраслей материального и процессуального права. При этом нормами гражданского права определяется характер правоотношений спорящих сторон в гражданском деле (гражданское дело может быть решено судом и на основе норм семейного, трудового, колхозного права), а нормами уголовного права определяется преступный характер деяния в уголовном деле.

Таким образом, суд своими актами (решением, приговором, определением, постановлением) не создает ни норм права, ни субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. При осуществлении правосудия он применяет закон к конкретным обстоятельствам и делает вывод в гражданском деле о наличии или отсутствии субъективных прав и обязанностей, у заинтересованных лиц, а в уголовном деле - о преступном характере деяний правонарушителя и об ответственности за них.

Решение или приговор будут незаконными и подлежащими отмене, если суд применил ненадлежащий закон либо неверно истолковал закон при его применении, ввиду чего выводы суда противоречат точному смыслу закона.

Деятельность других органов государства, организаций и должностных лиц также подчинена закону, однако всесторонняя подзаконность судебной деятельности, не допускающая какого-либо судейского усмотрения или решения дела по соображениям целесообразности, составляет отличительный признак правосудия.

4. Правосудие осуществляется в особом, предусмотренном законом процессуальном порядке.

Процессуальный закон самым подробным образом регламентирует формы отправления правосудия. Следует заметить, что ни одна отрасль общественной жизни, ни одна отрасль государственного управления не регламентируется так подробно законом, как отправление правосудия. И это вполне естественно, ибо правосудие является наиболее острым участком жизни общества в том смысле, что в процессе его отправления решаются такие важные вопросы, как защита от всяких посягательств общественного и государственного строя, с одной стороны, и защита свободы, чести и достоинства граждан - с другой.

Судебная деятельность связана с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, с необходимостью обеспечить их права при участии в деле. Все эти действия суда проводятся для того, чтобы обеспечить вынесение законного и обоснованного решения. Поэтому вся деятельность суда по разбирательству дел (гражданских и уголовных) строго регламентирована процессуальным законодательством. Таким образом, правосудие осуществляется в определенной законом форме - форме судебного процесса. При рассмотрении уголовных дел суд руководствуется уголовно-процессуальным законодательством, а разбирательство и решение гражданских дел - регулируется гражданско-процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве предусмотрены все действия суда и других участников процесса. Суд обязан не только сам соблюдать предписания процессуального закона, но и обеспечить его соблюдение подсудимым и государственным обвинителем, защитником, истцом, ответчиком и их представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками и другими лицами, участвующими в деле. Нарушения процессуальных законов могут привести к вынесению неправосудного решения, а следовательно, и к отмене его вышестоящим судом.

Деятельность суда и всех участников судопроизводства тщательно и всесторонне урегулирована. Она протекает в строго определенной последовательности и форме. Процессуальное законодательство разрешает заинтересованным лицам участвовать в судебном разбирательстве дела и наделяет их процессуальными правами, используя которые, они активно защищают свои права и законные интересы.

Процессуальная форма правосудия находит свое выражение и в том, что процессуальное законодательство подробно регламентирует ту часть судебного разбирательства дела, которая связана с анализом материалов и доказательств. Процессуальный закон, в частности, предусматривает источники и средства судебного доказывания, виды доказательств, порядок изучения, анализа и оценки их по внутреннему убеждению судей, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении судом всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом. Это обеспечивает такую процедуру судебного исследования материалов дела, которая дает возможность суду разобраться в преступлении или гражданско-правовом , споре и установить объективную истину по делу.

5. Важнейший признак правосудия состоит в том, что в результате осуществления правосудия по конкретному делу суд применяет государственное принуждение. По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление.

Осуждая подсудимого по уголовному делу, суд тем самым применяет к нему определенную меру государственного принуждения в пределах санкции уголовного закона. Принудительный характер судебной деятельности проявляется и в гражданском судопроизводстве. Удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает соответственно ответчика или истца к должному поведению в пределах гражданского правоотношения, к добросовестному исполнению своих обязанностей.

Из изложенного нельзя делать вывод о том, что применение принуждения составляет конечную и основную цель судебной деятельности. Применяемое судом принуждение это не самоцель. Его назначение - оказать максимальное воспитательное воздействие как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.

Суммируя основные признаки правосудия и учитывая задачи суда в обществе, можно определить правосудие как правовое понятие следующим образом: правосудие это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в пределах процессуальных норм, установленных законом, применению к правонарушителям мер государственного принуждения в целях защиты прав и интересов общественного и государственного строя, всех форм собственности, личности и прав граждан.

Цели правосудия и задачи суда сформулированы в законе Украины «О судоустройстве Украины». В ст. 3 Закона указывается, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всякого посягательства:

а) закрепленных в Конституции Украины общественного строя, его политической и экономической систем;

б) социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией Украины и законами Украины;

в) прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций их объединений, других общественных организаций.

Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе точного и неукоснительного исполнения Конституции Украины и законов, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.