§ 2. Принципы судопроизводства и их значение
Рассматривая принципы судопроизводства, следует заметить, что в физическом смысле принцип - это теоретическое обобщение наиболее главного, общего, типичного, что выражает сущность того или иного явления.
Из самого смысла термина «принцип» вытекает, что принципом правосудия может быть не каждое положение, в какой-то степени отражающее его сущность, а только те из них, которые определяют главные, исходные моменты устройства и, частично, деятельности судебных органов.
Исходя из изложенного, можно следующим образом определить принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства - это главные, общие положения, выраженные в законе и характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.
Принципы правосудия делятся на организационные и процессуальные (функциональные).
Организационные принципы определяют наиболее важные положения, лежащие в основе строения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.
Процессуальные (функциональные) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению уголовных и гражданских дел.
Эти две группы принципов органически связаны между собой. Демократические основы организации судов призваны обеспечить наиболее эффективную их деятельность по борьбе с правонарушениями. Процессуальные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ устройства судебных органов и являются как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.
Принципы организации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех лиц, участвующих в гражданском и уголовном судопроизводстве.
Важнейшим свойством принципов правосудия является их правовой характер. Конкретно они закреплены в ст. 129 Конституции Украины, однако это не исчерпывающий перечень, т.к. отдельно, в ст. 126 определена независимость и неприкосновенность судей - как принцип. Принципы правосудия подробно регламентируются также и в Законе Украины «О судоустройстве Украины».
Все принципы судопроизводства в своей совокупности образуют стройную систему, в которой каждый из них неразрывно связан друг с другом.
К основным принципам судопроизводства относятся:
Законность.
Осуществление правосудия только судом.
Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.
Независимость судей и подчинение их только закону.
Обеспечение доказанности вины.
Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.
Поддержание государственного обвинения в суде прокурором.
Обеспечение обвиняемому права на защиту.
Гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами.
Обязательность решений суда.
Рассмотрим сущность и значение каждого из этих принципов подробно.
Принцип законности. Законностью принято считать неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Она является универсальным общеправовым принципом в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
Это общее положение конкретизируется в ст. 126 Конституции Украины, где речь идет о независимости и неприкосновенности судей. Более конкретно оно сформулировано в ст. 7 Закона Украины «О судоустройстве» «Правосудие в Украине, - сказано в ней, - осуществляется в точном соответствии с законодательством Украины».
Обеспечение осуществления правосудия в точном соответствии с законодательством достигается путем установления многочисленных гарантий законности и обоснованности решений, принимаемых судами при рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел. Такие гарантии содержат не только те нормы законодательства, которые регламентируют порядок и условия проведения судебных заседаний, но и многие другие, в том числе и те, что устанавливают правила досудебной подготовки дел, где проводится, как правило, основная работа по выявлению и собиранию доказательств, а также правила проверки законности и обоснованности принятых решений вышестоящими судебными инстанциями. В конечном счете к числу норм, гарантирующих точное соблюдение законодательства при отправлении правосудия, можно относить большинство гражданских процессуальных норм.
Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен и в ст. 15 УПК, которая гласит: «Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда». Таким образом, закон ограждает гражданина от возможности применения к нему уголовного наказания каким либо иным государственным органом, кроме суда.
Применение мер уголовного наказания возможно только в результате рассмотрения дела судом и только в случае признания гражданина виновным в совершении преступления постановлением судом обвинительного приговора.
Принцип отправления правосудия только судом является руководящим началом не только судоустройства, но и судопроизводства. В деятельности судов обеспечиваются реальные возможности для правильного и справедливого разрешения уголовных и гражданских дел по существу в полном соответствии с законом, на основе установления объективной истины по делу, с соблюдением необходимых процессуальных гарантий прав граждан. Принцип отправления правосудия только судом гарантирует неприкосновенность личности, охрану политических, трудовых, жилищных и имущественных прав граждан. Строжайшее соблюдение и проведение в жизнь этого принципа является одной из важнейших гарантий законности.
Равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Правосудие в Украине осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Этот принцип вытекает из равенства граждан Украины во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Равенство граждан перед законом и равенство их перед судом - это два тесно между собой связанных правовых положения. Вместе с тем, каждое из них имеет самостоятельное содержание.
В правосудии равенство граждан перед законом означает, что в отношении всех граждан судом применяются единые материальные законы и процессуальные правила. Правосудие осуществляется в точном соответствии с законом. Закон же для всех граждан един. Он не создает никаких привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения и т.д. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают равные обязанности на граждан. Поэтому каждый гражданин может получить в суде защиту своих законных прав без каких-либо ограничений. Но также, каждый должен нести и ответственность за нарушение своих обязанностей. Никто не может быть освобожден от обязанности соблюдать закон.
Равенство граждан перед судом означает, что суд, применяя единые для всех законы, ни для кого не может создать привилегий. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в одном и том же порядке. Все участвующие в правосудии граждане в соответствии с их процессуальным положением имеют одинаковые права и равные обязанности. Каждому из подсудимых, потерпевших, каждому из участников гражданского дела в любом из действующих судов предоставлены равные возможности для защиты своих прав. Кроме того, для всех граждан действуют одни и те же суды, которые определены в законе. Не существуют и не могут быть созданы привилегированные, особые, исключительные суды для каких-либо категорий граждан.
Равенство граждан перед законом - понятие более широкое, чем равенство их перед судом, ибо первое определяет положение граждан во всех сферах общественной жизни, а равенство их прав перед судом только в области отправления правосудия.
Независимость судей и подчинение их только закону. Судьи при осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только закону. Этот же принцип закреплен в ст. 12 Закона Украины «О судоустройстве».
Сущность данного принципа заключается в том, что при решении судебных дел судьи независимы от каких-либо посторонних влияний. Судья решает каждое судебное дело в соответствии со своим внутренним убеждением, подчиняясь только закону.
Требование о решении судьями уголовного или гражданского дела по их внутреннему убеждению относятся и к оценке доказательств, и к применению закона, и к назначению наказания. Этот принцип является лучшей гарантией законности и объективности выносимых судьями приговоров и решений.
Данный принцип, во-первых, означает запрет вмешательства незаконным образом в судебную деятельность государственных органов, ведомств, должностных лиц и заинтересованных граждан. Даже вышестоящий суд, включая и Верховный Суд, отменяя приговоры или судебные решения в кассационном или надзорном порядке и направляя дело на новое рассмотрение, не вправе указывать новому составу суда, какой приговор или решение он должен вынести; во-вторых, это требование обращено непосредственно к судьям; они не должны отступать от закона и не могут принимать какие-либо решения вопреки закону, подчиняясь постороннему влиянию.
Установлены особые условия допустимости привлечения судей к уголовной и административной ответственности. Согласно ст. 62 Закона «О судоустройстве», судьи при исполнении ими обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Привлечение судей к дисциплинарной ответственности производится в соответствии с действующим законодательством. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания могут быть нарушения трудовой дисциплины, небрежность в работе или совершение проступков, недостойных звания судьи. Судья не может быть .привлечен к дисциплинарной ответственности за характер вынесенного им по делу решения или приговора.
Независимость судей гарантируется и в самой судебной деятельности. В законодательстве, регламентирующем порядок рассмотрения дел, закреплены важные положения, обеспечивающие независимость судей. Разбирательство дел во всех судах происходит открыто (за исключением тех, которые в соответствии с законодательством рассматриваются в закрытом заседании), что ставит под контроль общественности независимость судей, затрудняет попытку любого незаконного вмешательства в судебную процедуру. Все участвующие в деле судьи имеют равные права, каждый из них независим и может отстаивать свое мнение в процессе рассмотрения дела.
Обеспечение доказанности вины. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, до тех пор пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах полученных незаконным путем а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.
В основе этого прогрессивного принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен предполагаться добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения весьма авторитетных международных документов в области прав и основных свобод человека. Например, в пункте 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека, сказано: «Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону».
В уголовно-процессуальном кодексе существуют положения о том, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор суда не может быть основан на предположениях и постановлениях лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана, что не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение виновность оправданного. Из принципа обеспечения доказанности вины вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляются возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого). Недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности.
Состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом, наделенным необходимыми полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существу рассмотренных дел. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда участники рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины, справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия. При этом суду принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.
Состязательность - важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.
Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. В ходе разбирательства уголовного дела в суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Это один из наиболее ответственных участков прокурорской деятельности, ибо в суде решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого и о применении к нему меры наказания. Принимая участие в судебном рассмотрении уголовных дел, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и поддерживая государственное обвинение, он участвует в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Он принимает участие также в судебных прениях по уголовному делу. В своей речи он подводит итог судебному следствию по уголовному делу, представляет суду свои соображения относительно применения уголовного закона и мере наказания подсудимому. В случае, когда при разбирательстве дела прокурор придет к заключению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.
Обеспечение обвиняемому права на защиту. В ст. 29 Конституции Украины и ст. 15 Закона Украины «О судоустройстве», сформулирован принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. Его содержание не исчерпывается только правом обвиняемого использовать услуги защитника. Сущность этого принципа раскрывается в процессуальных правах обвиняемого:
1) праве знать, в чем он обвиняется. Важность этого права определяется тем, что лишь, зная предмет обвинения, обвиняемый может использовать другие его права, организовать свою защиту. Закон с большой последовательностью гарантирует это право. Так, обвиняемый должен быть ознакомлен с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого и его сущность должна быть ему разъяснена;
2) обвиняемый имеет право давать объяснения по предъявленному обвинению. Это право гарантируется обязанностью лица, производящего дознание, следователя и суда допросить обвиняемого. Надо подчеркнуть, что давать показания - право, а не обязанность обвиняемого. Принуждение его к даче показаний - грубейшее нарушение закона;
3) обвиняемый имеет право представлять доказательства, заявлять ходатайства, например, о вызове дополнительных свидетелей, производстве очной ставки, приобщение новых документов и т.д. Гарантией этого права является обязанность следователя, лица проводящего дознание, прокурора и суда удовлетворить каждое ходатайство обвиняемого, если обстоятельства, об устранении которых он ходатайствует, могут иметь значение для дела;
4) немаловажное значение для защиты обвиняемого может иметь его право заявлять отводы следователю, прокурору, составу суда, подавать жалобы на их действия;
5) обвиняемый является полноправным субъектом важнейшей стадии уголовного судопроизводства - судебного разбирательства (как, впрочем, и других стадий). В суде он вправе выступать с защитительной речью, с последним словом и обжаловать приговор суда в установленном законом порядке;
6) обвиняемый, также как и другие участники процесса, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, вправе пользоваться родным языком и услугами переводчика.
Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту находит свое выражение в ряде процессуальных правил.
Так, лицо производящее дознание, следователь, прокурор, судья и суд обязаны предоставить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами от предъявленного обвинения.
Каждому арестованному либо задержанному должно быть немедленно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность, с момента задержания, защищать себя лично, а также пользоваться правовой помощью защитника.
Существенной гарантией права обвиняемого на защиту является установленная законом норма запрещающая допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с выполнением обязанностей защитника.
Гласность судебного процесса. Гласность судебного процесса - конституционный принцип, который дает возможность всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это обеспечивает демократизм правосудия: представляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, содействует реализации контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу так и по форме. Кроме того, проведение судебных процессов открыто, в присутствии граждан усиливает воспитательное воздействие судебного разбирательства на подсудимых, ответчиков, свидетелей и других участников процесса, побуждая их более тщательно оценивать свое поведение и с большим вниманием осуществлять в суде права и обязанности.
Представители средств массовой информации могут освещать ход судебных процессов. Все это создает необходимые гарантии для того, чтобы граждане имели возможность контролировать отправление правосудия судьями.
Однако закон предусматривает разбирательство дел в закрытом заседании суда, в случае когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое судебное разбирательство также допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и др..
Обязательность решений суда. Реализация данного принципа означает, что акты правосудия, которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному исполнению всеми государственными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории государства в части, их касающейся.
Отменить или изменить их вправе лишь судебные органы - как правило, вышестоящие судебные инстанции с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, отражающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.
Контрольные вопросы
Назовите и охарактеризуйте основные признаки правосудия.
Дайте определение понятия правосудия: покажите, чем оно отличается от других направлений (функций) правоохранительной деятельности.
Дайте характеристику юридического значения принципов судопроизводства и определите их значение.
Что означает реализация принципа законности В сфере правосудия?
Назовите органы, уполномоченные осуществлять правосудие, и объясните, чем было обусловлено провозглашение принципа отправления правосудия только судом.
В чем сходство и различие равенства граждан перед законом и равенства граждан перед судом?
В чем суть принципа независимости судей и подчинения их только закону?
Дайте определение принципа обеспечения доказанности вины (презумпции невиновности) и назовите те положения, которые вытекают из него.
Что означает состязательность при отправлении правосудия и каково ее значение?
Как реализуются полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде?
Назовите правовые акты, обеспечивающие осуществление права на судебную защиту.
Каковы исходные положения, на которых основано обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.
Определите значение гласности судебного процесса. Перечислите случаи, когда возможно рассмотрение уголовных и гражданских дел в закрытых судебных заседаниях.
Как реализуется принцип обязательности решений суда и каково его значение?
- Оглавление
- Предисловие
- Глава I предмет, основные понятия и система дисциплины «судебные и правоохранительные органы украины» §1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины
- § 2. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами
- § 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- § 4. Взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления
- Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия
- § 2. Принципы судопроизводства и их значение
- Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
- § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
- § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
- Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
- § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
- § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
- § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
- Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
- § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
- §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
- §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
- Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
- § 2. Назначение и избрание судей
- § 3. Гарантии независимости судей
- §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
- Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
- § 2. Система и структура органов прокуратуры
- §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
- § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
- § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
- Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
- § 2. Система органов внутренних дел
- § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
- § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
- Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
- § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
- § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
- § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
- Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
- § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
- § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
- § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
- § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
- Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
- § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
- Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
- § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
- § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
- Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
- § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
- § 3. Гарантии адвокатской деятельности
- § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
- Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
- § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
- § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
- Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
- § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
- Рекомендованная литература: