§ 4. Основные направления деятельности прокуратуры
Закон Украины «О прокуратуре Украины» (ст.5) определяет основные направления в деятельности прокуроров по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением Законов. Это, прежде всего, традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора: а) надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); б) надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями и расследующими деяния, содержащие признаки преступления; в) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом; г) надзор за соблюдением законов в Вооруженных Силах и органах Службы национальной безопасности Украины.
Помимо указанных отраслей Закон Украины «О прокуратуре » предусматривает и иные направления деятельности органов прокуратуры. К их числу относятся: расследование преступлений указанных в законе, поддержание государственного обвинения в суде, участие в рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах, участие в разработке органами государственной власти мер по предупреждению преступлений \ и других правонарушений, в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства, представительство интересов граждан или государства в суде.
Содержание общего надзора составляет надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, местными Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, политическими партиями, общественными организациями и массовыми движениями, должностными лицами и гражданами. Предметом надзора являются прежде всего правовые акты, издаваемые органами государственного управления.
Правовые акты органов государственного управления (приказы, инструкции, распоряжения) должны соответствовать Конституции, законам Украины, а также постановлениям Кабинета Министров Украины. Если эти акты не соответствуют этим требованиям, прокурор приносит протест на предмет их отмены или изменения.
Закон Украины «О прокуратуре» предусматривает перечень актов прокурорского реагирования по поводу установленных нарушений Закона. К их числу относятся:
протест, предписание, представление и постановление. Эффективность прокурорского надзора во многом определяется обоснованностью этих документов.
Протест приносится прокурором на незаконный или противоречащий закону акт, изданный органом государственного управления, а также на действия должностного лица, не соответствующие закону. В протесте прокурор ставит вопрос об отмене акта или приведении его в соответствие с законом, а также прекращении незаконного действия должностного лица, восстановлении нарушенного права.
Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.
В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения, прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным. Заявление в суд может быть подано в течение пятнадцати дней с момента получения сообщения об отклонении протеста или истечении предусмотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления также приостанавливает действие правового акта.
Предписание - это документ прокурора (его заместителя), содержащий обращение к органу или должностному лицу с требованием немедленного его исполнения и устранения очевидного нарушения закона во избежание возможного причинения существенного ущерба интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданам. Требования предписания носят императивный характер: отменить правовой акт; привести акт в соответствие с законом; восстановить нарушенное право; совершить действия, необходимые для предотвращения существенного ущерба; воздержаться от совершения действий и т.д.
В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора № 3 от 4.04.92 г., предписание вносится при очевидности нарушения закона, а также реальной опасности причинения в результате этого существенного ущерба государству, предприятию, учреждению, организации или гражданину: повреждения или утраты имущества; прекращения производственно-хозяйственной деятельности или создания серьезных препятствий для ее продолжения; загрязнения среды обитания и уничтожение природных объектов; крушения, аварии и других чрезвычайных последствий; существенного ущемления гарантированных Конституцией Украины трудовых, жилищных и иных прав и свобод граждан.
Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, орган либо должностное лицо может обжаловать его вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней. Решение вышестоящего прокурора является окончательным.
Представление — это обращенный к полномочному государственному органу, общественной организации или должностному лицу документ прокурора (его заместителя), содержащий анализ нарушений закона, причин этих нарушений и способствующих им условий, а также требований об их устранении. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок уже должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается об этом. Он вправе принять участие в рассмотрении представления.
Постановление прокурора (его заместителя), выносимое при осуществлении общего надзора - это документ, которым в отношении должностного лица или гражданина возбуждается дисциплинарное производство, производство об административном правонарушении или уголовное дело. В постановлении отражаются следующее: обстоятельства допущенного нарушения закона; обоснование виновности должностного лица или гражданина, указание на нарушенный закон; правовое обоснование вида ответственности.
Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного или административного производства подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. Закон не обязывает орган или должностное лицо сообщить прокурору о результатах рассмотрения постановления о возбуждении дисциплинарного или административного производства. Однако прокурор может требовать копию документа, изданного по результатам рассмотрения постановления, или получить информацию в иной форме.
Следующим направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью. К ним относятся органы дознания и предварительного следствия, оперативные подразделения МВД, Службы безопасности. Управления . охраны высших должностных лиц, Государственная таможенная служба. Государственный комитет по делам охраны государственной границы и другие.
Предметом надзора является соответствие действий органов ведущих борьбу с преступностью требованиям закона. Такой надзор имеет своей задачей содействие:
раскрытию преступлений, защите личности, ее прав, свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств;
исполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление;
предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности;
охране прав и законных интересов граждан, находящихся под следствием;
осуществлению мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
При осуществлении надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия прокурор принимает меры к тому, чтобы эти органы:
1. Соблюдали предусмотренный законом порядок возбуждения уголовных дел, расследования деяний, содержащих признаки преступления, проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения технических средств, приостановления и прекращения дел, а также соблюдали сроки производства следствия и содержания под стражей.
2. При расследовании преступлений неукоснительно исполняли требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выясняли обстоятельства, которые уличают или оправдывают обвиняемого, а также смягчают или отягчают его ответственность.
3. Выявляли причины совершения преступлений и способствующие этому условия, принимали меры к их устранению.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами предварительного следствия и дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством.
Органы прокуратуры также осуществляют деятельность по расследованию преступлений, которую выполняют следователи и прокуроры. Они расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также переданные им прокурором. Прокурор вправе лично производить расследование в полном объеме по любому делу.
Осуществляя эту функцию, следователь или прокурор обязаны обнаружить и раскрыть преступление, изобличить преступника, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить причины и условия, способствующие совершению преступления и принять меры по их устранению.
При осуществлении надзора за расследованием деяний, содержащих признаки преступления, прокурор вправе участвовать в выполнении следователем отдельных процессуальных действий либо проводить их самостоятельно. В одних случаях участие прокурора обязательно по закону (например, допрашивать несовершеннолетнего обвиняемого перед его арестом), в других - участвуя в процессуальных действиях, он на месте происшествия организационно обеспечивает производство наиболее важных из них по делам об авариях, катастрофах, взрывах, пожарах, повлекших гибель людей, по убийствам, совершенным в условиях неочевидности. В остальных случаях прокурор принимает участие в производстве следственных действий по своему усмотрению.
Следующим направлением деятельности прокуратуры является поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах Поддерживая государственное обвинение, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских дел, об административных правонарушениях и хозяйственных споров, прокурор содействует суду во всестороннем, полном и объективном разбирательстве дел и постановлении судебных решений, основанных на законе. Реализуя эту функцию, прокурор выступает в качестве участника судебного процесса и пользуется равными правами с другими его участниками.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах не ограничивается поддержанием государственного обвинения. Он также участвует в пересмотре приговоров, определений и постановлений в кассационном и надзорном порядке, при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам и рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговоров.
Участие прокурора в рассмотрении в судах гражданских дел охватывает его деятельность в судах первой, кассационной и надзорной инстанции, при пересмотре решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокурор принимает участие в рассмотрении хозяйственных споров арбитражным судом, в проверке его решений, определений, постановлений в порядке надзора и в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний, применении других мер принудительного характера, назначенных судом, осуществляется прокурором в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также в стадии исполнения приговоров (надзор за соблюдением норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, трудового и другого законодательства).
Осуществляя эту деятельность, прокурор руководствуется нормами Уголовно-процессуального и исправительно-трудового кодексов, Законом Украины «О милиции», Положением о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, Положением о предварительном заключении под стражу. Он принимает меры к выявлению и своевременному устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Органы и должностные лица мест содержания задержанных, предварительного заключения, учреждений исполнения наказаний, других мест, применяющих меры принудительного характера, назначаемые судом, обязаны выполнять постановления и указания прокурора.
Деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законов в Вооруженных Силах и органах Службы безопасности реализуется с учетом особенностей правового положения указанных формирований. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором и уполномоченными им прокурорами и охватывает вопросы следствия и общего надзора (соблюдение законов в деятельности Вооруженных Сил, законность мер по обеспечению государственной безопасности, например профилактики правонарушений в этой сфере).
- Оглавление
- Предисловие
- Глава I предмет, основные понятия и система дисциплины «судебные и правоохранительные органы украины» §1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины
- § 2. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами
- § 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- § 4. Взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления
- Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия
- § 2. Принципы судопроизводства и их значение
- Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
- § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
- § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
- Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
- § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
- § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
- § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
- Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
- § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
- §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
- §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
- Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
- § 2. Назначение и избрание судей
- § 3. Гарантии независимости судей
- §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
- Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
- § 2. Система и структура органов прокуратуры
- §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
- § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
- § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
- Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
- § 2. Система органов внутренних дел
- § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
- § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
- Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
- § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
- § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
- § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
- Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
- § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
- § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
- § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
- § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
- Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
- § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
- Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
- § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
- § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
- Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
- § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
- § 3. Гарантии адвокатской деятельности
- § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
- Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
- § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
- § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
- Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
- § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
- Рекомендованная литература: