logo
Судебные и правоохранительные органы Украины / Судебные и правоохранительные органы Украины (Бандурка)

§ 3. Производство по делам в Конституционном Суде

В Законе Украины «О Конституционном Суде Украины» определены формы обращений в Конституционный Суд. Такими обращениями являются конституционное представление и конституционное обращение.

Конституционное представление - это письменное ходатайство в Конституционный Суд о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционными, об определении конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины. Конституционным представлением также является обращение Верховной Рады Украины о даче заключения, относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Субъектами права на конституционное представление по вопросам:

а) принятия решений Конституционным Судом о конституционности законов и др. правовых актов, принятых Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым, являются Президент Украины, не менее чем сорок пять народных депутатов Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Совет Автономной Республики Крым;

б) дачи заключений Конституционным судом;

в) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность - Президент Украины, Кабинет Министров Украины;

г) соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента - Верховная Рада Украины;

д) официального толкования Конституции и законов Украины - Президент Украины, не менее чем сорок пять народных депутатов Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Верховный Суд Украины, Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти. Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления.

Конституционное обращение - это письменное ходатайство в Конституционный Суд о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины в целях обеспечения реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционным судом об официальном толковании Конституции и законов Украины являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица.

Конституционный Суд может отказать в открытии производства по делу. Такими основаниями являются:

1. Отсутствие установленного Конституцией Украины и законом Украины «О Конституционном Суде» права на конституционное представление, конституционное обращение;

2. Несоответствие конституционного представления, конституционного обращения требованиям, предусмотренным Конституцией Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде»;

3. Неподведомственность Конституционному Суду вопросов, поднятых в конституционном представлении, конституционном обращении.

Открытие производства по делу в Конституционном Суде по конституционному представлению или конституционному обращению определяется коллегией судей или Конституционным Судом на его заседании.

Дела, по которым открыто конституционное производство, рассматриваются судом на пленарном заседании.

Срок производства по делам конституционных представлений не должен превышать трех месяцев. В случае производства по конституционному представлению признанному судом неотложным, срок его рассмотрения не должен превышать одного месяца.

Срок производства по делам конституционных обращений не должен превышать шести месяцев.

Дата рассмотрения дела определяется Председателем Конституционного Суда.

В состав Конституционного Суда входит две коллегии: коллегия судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам конституционных представлений и коллегия судей для рассмотрения вопросов об открытии производства по делам конституционных обращений.

Решение об образовании коллегий судей, утверждении состава и назначении секретарей коллегий принимается на заседании Конституционного Суда в течение первого месяца каждого календарного года. Секретарь коллегии судей назначается из числа судей, входящих в состав коллегии, и возглавляет ее.

Полномочия коллегии судей по делам конституционных представлений изложены в ст.48 Закона Украины «О Конституционном Суде». Данная коллегия большинством голосов судей принимает процессуальное определение об открытии производства по делу либо об отказе в таковом. В случае принятия коллегией судей процессуального определения об открытии производства по делу, это дело вносится Председателем Конституционного Суда на рассмотрение пленарного заседания суда. Если же коллегия судей приняла процессуальное определение об отказе в открытии производства по делу. Секретарь коллегии судей направляет материалы Председателю Конституционного суда для его рассмотрения на заседании суда.

Полномочия коллегии судей по делам конституционных обращений заключаются в том, что она принимает процессуальное определение об открытии производства по делу в Конституционном Суде или об отказе в таковом.

На заседании Конституционного Суда рассматриваются все вопросы, требующие решения, кроме тех, которые решаются на его пленарных заседаниях. Заседание суда является полномочным, если на нем присутствуют не менее одиннадцати судей. Решение суда считается принятым, если за него проголосовало более половины участвующих в заседании судей.

Принятое Конституционным Судом, на его заседании, процессуальное определение об отказе в открытии производства по делу является окончательным.

Конституционный Суд на своих пленарных заседаниях рассматривает дела, производство которых открыто по конституционным представлениям и конституционным обращениям.

На пленарных заседаниях принимаются решения по делам о: конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым, и заключения по делам о: соответствии Конституции Украины действующих международных договоров или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду для дачи согласия на их обязательность; соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста; официальном толковании Конституции.

Пленарное заседание является полномочным, если на нем присутствуют не менее 12 судей. Решения Конституционного суда принимаются и его заключения даются на пленарном заседании, если за них проголосовало не менее 10 судей.

На пленарных заседаниях и на заседаниях Конституционного Суда председательствует Председатель Конституционного Суда.

Решения принимаются, заключения даются поименным голосованием путем опроса судей. Судьи не имеют права воздерживаться от голосования. Решения и заключения мотивируются письменно, подписываются отдельно судьями, голосовавшими за их принятие и голосовавшими против, и публикуются.

Копии решений и заключений направляются на следующий рабочий день после их официального опубликования: субъекту права на конституционное представление или обращение, по инициативе которого рассматривалось дело, в Минюсте Украины, а также в орган власти, принявший правовой акт, явившийся предметом рассмотрения.

Коллегия судей во время подготовки дела, а Конституционный Суд в процессе производства по делу имеют право затребовать от органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий и иных объединений граждан я отдельных граждан необходимые документы, материалы и другие сведения, касающиеся дела. Они же, в случае необходимости, назначают экспертизу по делу и решают вопрос о привлечении к участию в производстве экспертов.

Коллегия судей и Конституционный Суд имеют право вызывать должностных лиц, экспертов, свидетелей, представителей по закону и уполномоченных по поручению, граждан, участие которых должно обеспечить объективное и полное рассмотрение дела. Их уклонение без уважительных причин от явки, а также отказ представить необходимые документы, материалы и другие сведения или их умышленное сокрытие влекут ответственность виновных лиц по закону.

Участниками конституционного производства являются: субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение, их представители, а также привлеченные судом к участию в рассмотрении дела органы и должностные лица, свидетели, эксперты и переводчики.

В Конституционном Суде производство ведется, решения определения принимаются, а заключения даются и публикуются на государственном языке.

.