logo
Судебные и правоохранительные органы Украины / Судебные и правоохранительные органы Украины (Бандурка)

Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия

Министерство юстиции Украины (далее Минюст Украины) является центральным органом исполнительной власти, который организует исполнение государственной правовой политики, руководит порученной ему сферой управления, несет ответственность за ее развитие и состояние.

Правовой основой деятельности Минюста Украины является Конституция Украины, законы Украины, акты Президента и Кабинета Министров Украины, а также Положение о нем. Министерство в установленном порядке, в пределах своих полномочий, решает вопросы, вытекающие с общепризнанных норм международного право и международных договоров Украины.

Минюст принимает участие в реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, разработке проектов актов законодательства и его систематизации, обеспечивает организационную деятельность судов, развитии правовой информации, формировании у граждан правового мировоззрения.

Основными задачами Минюста Украины являются:

1. Организация осуществления государственной правовой политики, подготовка предложений касающихся проведения в Украине правовой реформы, содействие развитию правовой науки.

2. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства, разработка проектов нормативных актов и международных договоров по правовым вопросам, осуществление правовой экспертизы проектов нормативных актов, систематизация законодательства Украины.

3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Организационное и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции, организация исполнения судебных решений, работа с кадрами, экспертное обеспечение правосудия.

5. Организация работы нотариата, деятельности по регистрации актов гражданского состояния.

6. Развитие правовой информации, формирование у граждан правового мировоззрения.

7. Осуществление международно-правового сотрудничества.

Кроме этого, Минюст организует работу по разработке концепций, проектов актов законодательства по важнейшим вопросам развития общества и государства, их научное обоснование, координацию деятельности центральных органов государственной исполнительной власти, научных учреждений и высших учебных заведений Украины в сфере подготовки законопроектов.

Минюст Украины в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает реализацию государственной правовой политики, готовит предложения по проведению в Украине правовой реформы;

2) совместно с соответствующими министерствами, иными центральными органами исполнительной власти, научными учреждениями готовит проекты концепций направлений развития законодательства и их научное обоснование с учетом мирового опыта;

3) разрабатывает по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины и по собственной инициативе проекты Законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся правы и свобод человека, отношений между гражданами и государственной властью, конституционного строя, полномочий и взаимоотношений органов государственной власти, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, либо совместно с иными органами государственной власти принимает участие в их подготовке;

4) осуществляет правовую экспертизу (готовит заключения) касающуюся соответствия Конституции и Законом Украины, требованиям нормопроектной техники проектов законов, иных актов законодательства, представляемых на рассмотрение Верховной Радой Украины, Президентов Украины, Кабинетом Министров Украины, а также нормативно-правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым;

5) готовит замечания и предложения по принятым Верховной Радой Украины законов Украины при подготовке их на подпись Президенту Украины;

6) разрабатывает и представляет Президенту и Кабинету Министров Украины предложения по устранению противоречий между актами законодательства и заполнения пробелов в нем;

7) организует исполнение в пределах своих полномочий актов законодательства и осуществляет контроль за их реализацией;

8) обобщает практику применения законодательства по вопросам относящимся к его полномочиям, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке представляет их на рассмотрение Президенту и Кабинету Министров Украины;

9) осуществляет в соответствии с законодательством государственную регистрацию нормативных актов министерств и иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан либо имеют межведомственный характер, ведет реестр этих актов;

10) обеспечивает функционирование единой системы правовой информатизации, является официальным издателем сборников законодательства и кодексов Украины, ведет информационный бюллетень «Офіційний вісник України», принимает участие в издании журналов и газет общеправового характера;

11) ведет Единый государственный реестр нормативных актов, предоставляет информацию с базы данных этого реестра;

12) осуществляет работу по систематизации законодательства Украины, готовит предложения по его кодификации, ведет Единый общеправовой рубрикатор;

13) координирует работу по проведению судебной реформы;

14) вносит Президенту Украины предложения по вопросам сети местных судов и количества в них судей;

15) осуществляет в установленном законодательством порядке мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда и арбитражных судов) социальной защиты работников судов;

16) обеспечивает в порядке, установленном законодательством, подбор и подготовку кандидатов в судьи, подготавливает по рекомендациям соответствующих квалификационных комиссий судей материалы для назначения либо избрания судей, председателей судов, заместителей председателей судов, их перевода на должности в иные суды и увольнение с должностей (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов), формирует резерв на должности судей, председателей и заместителей председателей районных (городских) судов. Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных. Киевского и Севастопольского городских судов;

17) осуществляет нормирование и методическое обеспечение управленческой деятельности председателей судов;

18) организует в порядке, установленном законодательством Украины, выполнения решений, определений, постановлений судов и исполнительных документов иных органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;

19) организует экспертное обеспечение правосудия, формирует государственный заказ на научно-исследовательские работы в отрасли судебной экспертизы, направляет и контролирует деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз, координирует работу соответствующих государственных органов по вопросам развития судебной экспертизы, осуществляет лицензирование судебно-экспертной деятельности и контролирует ее, ведет реестр аттестованных судебных экспертов;

20) организует ведение делопроизводства в судах (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов);

21) обеспечивает ведение судебной статистики;

22) осуществляет легализацию всеукраинских объединений граждан и международных общественных организаций, регистрирует всеукраинские и международные благотворительные организации, отделения, представительства и иные структурные центры общественных, неправительственных организаций иностранных государств в Украине, их символику и контролирует соблюдение ими положений их уставов, ведет соответствующие государственные реестры;

23) содействует развитию юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляет в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию юридических лиц и регистрацию прав на недвижимое имущество, ведет реестр залога имущества, осуществляет в установленном порядке меры по привлечению внебюджетных источников финансирования путем внедрения в системе органов юстиции предоставления дополнительных платных услуг правового и технического характера гражданам и юридическим лицам;

24) организует работу учреждений нотариата, проверяет их деятельность и принимает меры по ее улучшению, контролирует законность совершения нотариальных действий государственными и частными нотариусами, выдает и аннулирует свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, обеспечивает регистрацию частной нотариальной деятельности, организует изготовление и контролирует использование специальных бланков нотариальных документов, ведет реестр свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью;

25) осуществляет подготовку нотариально оформленных документов для их консульской легализации, оказывает помощь консульским учреждениям по вопросам совершения нотариальных действий;

26) обеспечивает работу Высшей квалификационной комиссии нотариата;

27) регистрирует адвокатские объединения, обеспечивает финансирование оплаты труда адвокатов за счет средств государственного бюджета в случае участия адвоката в уголовном деле по назначению и освобождению граждан от оплаты юридической помощи, ведет реестр адвокатских объединений;

28) выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление юридической практики субъектам предпринимательской деятельности, приостанавливает действие лицензий и аннулирует их, ведет реестр лицензий на осуществление юридической практики;

29) осуществляет мероприятия по совершенствованию работы органов регистрации актов гражданского состояния, контролирует их деятельность, обеспечивает изготовление и контролирует использование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния;

30) оказывает практическую и методическую помощь консульским учреждениям и дипломатическим представительствам Украины за рубежом в вопросах регистрации актов гражданского состояния;

31) осуществляет методическое руководство правовой работой в министерствах и иных центральных органах исполнительной власти, проверяет состояние этой работы и дает рекомендации по ее улучшению и проведении их нормативных актов в соответствии с законодательством, принимает меры по повышению квалификации работников юридических служб;

32) координирует деятельность министерств и иных центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по правовому обучению населения, осуществляет методическое обеспечение этого обучения, формирования у граждан правового мировоззрения, изучает и контролирует состояние правового информирования в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях, оказывает им необходимую помощь, вносит в соответствующие органы предложения по совершенствованию изучения права в неюридических высших и профессионально-технических учебных заведениях, общеобразовательных школах, учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров, разрабатывает и распространяет образовательные и информационные программы в области защиты прав человека;

33) подготавливает в пределах своих полномочий предложения по вопросам международно-правовым отношениям и присоединения Украины к международным договорам и конвенциям;

34) заключает договоры о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями, организует в пределах своих полномочий взаимодействие с ними;

35) обеспечивает выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины по правовым вопросам, осуществляет в установленном порядке публикацию международных договоров, вступивших в законную силу;

36) обеспечивает подготовку предложений по приведению законодательства Украины в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы и интеграции ею в систему международного права, координирует работу министерств и иных центральных органов исполнительной власти по этим вопросам;

37) представляет Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины;

38) осуществляет правовую экспертизу соответствия Конституции Украины, законам Украины проектов международных договоров Украины, готовит заключения по осуществлению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в законную силу международных договоров Украины, а также юридические заключения, другие материалы, необходимые для вступления в законную силу международных кредитных (гарантийных) договоров Украины;

39) обеспечивает подготовку соответствующих документов и представительство Кабинета Министров Украины в Европейские комиссии по правам человека и Европейском суде по правам человека во время рассмотрения дел о нарушениях прав человека в Украине, направляет наблюдателей в миссии по контролю за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

40) принимает в установленном порядке участие в работе международных организаций, двусторонних и многосторонних комиссий, а также иных международных органов и институтов, согласовывает кандидатуры членов и иной персонал от Украины в международных судебных органах и советников по правовым вопросам посольств и консульств Украины за рубежом;

41) обеспечивает подготовку материалов по вопросам, относящимся к его компетенции, в связи с участием Украины в соответствующих международных организациях и интеграцию ее в эти организации;

42) выступает как представитель интересов Президента и Кабинета Министров Украины во время рассмотрения дел судами Украины и судами иностранных государств либо международными судебными органами и учреждениями;

43) осуществляет подбор кадров в системе Министерства, формирует резерв кадров на соответствующие должности, организует работу по подготовке, переподготовке и повышению профессионального уровня кадров учреждений юстиции, организует профессиональное обучение, стажировку и повышение квалификации судей, председателей и заместителей судов, а также иных работников судов, поощряет работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его у правления;

44) принимает участие в разработке предложений по подготовке юридических кадров;

45) организует планово-финансовую работу в системе Министерства, утверждает сметы на содержание судов, подведомственных учреждений и организаций и финансирует их, принимает участие в разработке проектов Государственного бюджета Украины и общественных программ экономического и социального развития Украины, осуществляет контроль за использованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечивает организацию и совершенствование системы учета, вносит в установленном порядке предложения в планы капитальных вложений на строительство помещений судов, предприятий , учреждений и организаций, входящих в сферу его управления, а также жилья для работников системы Министерства;

46) осуществляет в пределах полномочий, определенных законодательством, функции управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его управления;

47) организует рассмотрение обращений граждан по вопросам входящим в его компетенцию и связанных с работой подведомственных органов, предприятий, учреждений и организаций, выявляет и устраняет причины порождающие жалобы граждан;

48) обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственной политики касающейся государственной тайны, контроль за ее сохранением в центральном аппарате Министерства, на предприятиях, в учреждениях и организациях, входящих в сферу его управления;

49) обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности государства;

50) осуществляет на основе и во исполнение Конституции Украины, законов Украины, актов Президента и Кабинета Министров Украины иные функции.

Для решения возложенных на Минюст Украины задач и четкого выполнения имеющихся полномочий ему предоставлены широкие права. Так, Министерство имеет право:

1) привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции;

2) создавать в случае необходимости по согласованию с иными заинтересованными центральными органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции, комиссии и экспертные группы, привлекать на договорной основе специалистов для подготовки проектов актов законодательства, осуществление их экспертизы и предоставление консультаций;

3) получать в установленном порядке бесплатно от министерств, иных центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов статистики - статистические данные для выполнения возложенных на него задач;

4) созывать в установленном порядке совещания по вопросам отнесенным к его компетенции;

5) привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей правлений юстиции, подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

6) отменять в пределах своей компетенции акты управлений юстиции, противоречащие Конституции Украины, законодательным актам Украины и решениям Министерства;

7) проверять в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, а также в органах, принимающих ведомственные нормативные акты, соблюдения законодательства о государственной регистрации ведомственных нормативных актов, вносить предложения об устранении выявленных недостатков и нарушений привлечение к ответственности виновных должностных лиц;

8) отменять решения о государственной регистрации ведомственных нормативных актов по вновь выявленными обстоятельствами;

9) привлекать в установленном порядке к проверкам по вопросам организационного обеспечения деятельности и делопроизводства судов (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов) председателей и заместителей председателей других судов либо судей, находящихся в резерве на эти должности;

10) совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти осуществлять контроль за целевым использованием государственных средств, выделенных на реализацию принятых программ, проектов, мероприятий, а также международных программ, в пределах своей компетенции.

Система органов и учреждений юстиции не сложная. Ее возглавляет Минюст Украины, который осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через созданные в установленном порядке:

1. Главное Управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым.

2. Областные управления юстиции.

3. Киевское и Севастопольское городские управления юстиции.

4. Районные, районные в городах, городские (городов областного подчинения) управления юстиции.

5. Научно-исследовательские институты судебных экспертиз (г.г. Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Львов).

6. Республиканские курсы повышения квалификации работников юстиции (Киев, Харьков).

Руководители управлений юстиции назначаются на должность по согласованию с председателями соответствующих местных государственных администраций.

Минюст Украины взаимодействует с иными центральными и местными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами иных государств.

Министерство в пределах своих полномочий на основе и во исполнение законодательных актов Украины издает приказы, организует и контролирует их исполнение. В случаях, предусмотренных законодательством, нормативно-правовые акты. Министерство являются обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами. Минюст Украины в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти совместные акты.

Минюст Украины возглавляет министр, назначаемый Президентом Украины по представлению Премьер-Министра Украины. Министр несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Министр имеет заместителей, которые назначаются в соответствии с законодательством. Они исполняют по поручению Министра отдельные его функции и замещают Министра в случае его отсутствия либо невозможности осуществления им своих функций.

Для согласованного решения вопросов, относящихся к полномочиям Минюста, обсуждения важнейших направлений его деятельности образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), заместителей Министра по должности, руководителей структурных подразделений Министерства. В состав коллегии могут входить руководители управлений юстиции.

Членов коллегии утверждает и освобождает от обязанностей Кабинет Министров Украины по представлению Министра. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра.

В структуру Минюста входят:

1. Министр;

2. 1-й заместитель Министра.

3. Заместители Министра.

4. Коллегия.

5. Департамент правовой политики:

отдел разработки программ и концепций;

объединенный аналитический отдел;

отдел внедрения законодательства соответственно к стандартам Совета Европы.

6. Департамент проектирования нормативных актов:

управление конституционного и административного права;

управление гражданского права;

управление финансового права;

управление трудового, социального и экономического права;

управление права о правосудии, охране правопорядка и обороне.

7. Управление правовых услуг:

управление правовой экспертизы ведомственных нормативных актов;

управление правовой экспертизы уставных документов объединений граждан;

управление лицензирования правовой деятельности;

управление по делам гражданского состояния граждан;

инспекционная служба.

8. Судебный департамент:

управление исполнения судебных решений;

управление организационного обеспечения деятельности судов;

управление кадрового обеспечения судов общей юрисдикции;

управление экспертного обеспечения правосудия.

9. Департамент международного права и сотрудничества:

управление международной правовой помощи и сотрудничества;

управление правового сотрудничества с международными организациями;

управление международно-правовой экспертизы.

10. Главная администрация:

управление делами;

финансовое управление;

управление материально-технического обеспечения и капитального строительства;

управление информационного обеспечения;

контрольный отдел;

управление кадров;

первый и второй отделы;

пресс-центр;

патронажная служба.

Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений по главным направлениям развития правовой системы Украины в Минюсте могут быть созданы научный, научно-консультативный советы и другие органы совещательного и координационного характера. Состав и положение о них утверждает Министр.

При Минюсте образован Центр правовой реформы и законопроектных работ основными задачами которого являются:

участие в разработке предложений и рекомендаций по проведению, с учетом мирового опыта, правовой реформы в Украине;

разработка концепции, проектов актов законодательства по важнейшим вопросам развития общества и государства и их научное обоснование;

координация деятельности центральных органов государственной исполнительной власти, научных учреждений и высших учебных заведений в вопросах разработки проектов актов законодательства;

участие в подготовке предложений по систематизации и кодификации законодательства Украины, издание кодексов, сборников нормативных актов.

Министр юстиции Украины несет полную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач. В связи с этим исполняя свои функции он:

осуществляет руководство Министерством, управлениями юстиции и подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;

по собственной инициативе, либо по поручению Кабинета Министров Украины, Премьер-Министра Украины подготавливает вопросы на рассмотрение Кабинета Министров Украины;

принимает участие в рассмотрении вопросов на заседании Кабинета Министров Украины и вносит предложения по распорядку этих заседаний;

по поручению Премьер-Министра Украины представляет Кабинет Министров Украины в отношениях с иными органами, организациями в Украине и за рубежом;

согласно полномочий, предоставленных актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины либо по его поручению - Министерством иностранных дел Украины, ведет переговоры и подписывает международные договоры;

организует работу коллегии Министерства и председательствует на ее заседаниях;

согласно Конституции Украины является членом Высшего совета юстиции;

является распорядителем средств Министерства;

распределяет обязанности между своими заместителями, определяет степень ответственности руководителей подразделений центрального аппарата Министерства;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата, управлениях юстиции и подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях;

осуществляет в установленном порядке назначение на должность и освобождение с должности руководителей управлений юстиции и подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

назначает на должность и освобождает с должности руководителя Центра правовой реформы и законопроектных работ при Минюсте Украины, а также его заместителей, утверждает структуру, штатное расписание, смету затрат Центра;

присваивает в установленном порядке работникам центрального аппарата Министерства и подчиненных ему органов и учреждений ранги государственных служащих;

представляет в установленном порядке наиболее отличившихся в работе сотрудников к награждению государственными наградами Украины и знаками отличия Президента Украины;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты законодательных и иных актов по вопросам отнесенным к полномочиям Министерства;

представляет в установленном порядке проекты законов Украины, разработчиком которых является Министерство, во время рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины.

Министр может осуществлять и иные полномочия, предусмотренные законодательством Украины.