logo
Судебные и правоохранительные органы Украины / Судебные и правоохранительные органы Украины (Бандурка)

§ 2. Система и структура органов прокуратуры

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, связанных общими задачами и функциями. Система органов прокуратуры - это упорядоченное построение прокурорских органов различных уровней и компетенции, объединенных общностью целей, путей ее достижения и единой подчиненностью Генеральному прокурору Украины. Эта система строится, во-первых, в соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением Украины и, во-вторых, по функциональному признаку. Ее составными частями являются Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной Республики Крым, прокуратура городов. Киева, и Севастополя, прокуратуры областей, городские, районные, межрайонные и другие приравненные к ним.

В Украине имеется:

24 прокуратуры в областях;

856 районных, межрайонных, городских, природоохранных и прокуратур по надзору за соблюдением законов в учреждениях исполнения наказаний;

6 транспортных прокуратур на правах областных;

45 транспортных прокуратур на правах районных;

39 военных прокуратур гарнизонов.

В пограничных войсках надзор осуществляет военная прокуратура пограничного района, а в оборонной промышленности Киевская межобластная специализированная прокуратура и б подчиненных ей прокуратур.

Генеральная прокуратура - высшее звено системы. Под руководством Генерального прокурора она определяет стратегию и тактику деятельности прокуратуры, осуществляет надзор за соблюдением и правильным применением законов юридическими и физическими лицами.

Прокуратура Автономной Республики Крым, прокуратуры областей и приравненные к ним, прокуратуры городов Киева и Севастополя подчиняются Генеральному прокурору и руководят нижестоящими прокуратурами. Они осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов органами, предприятиями, учреждениями и организациями соответственно Автономной Республики Крым, областного подчинения, объектов, на которые распространяется их компетенция, городов Киева и Севастополя.

Городские, районные, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры осуществляют надзор за исполнением и правильным применением законов соответственно городскими, районными органами, предприятиями, учреждениями, организациями.

К территориальным прокуратурам этого звена относятся городские, районные в городах и сельской местности, межрайонные (двух районов или района и города).

Специализированные (отраслевые) прокуратуры строятся на общих принципах, перед ними стоят те же задачи, они используют такие же полномочия с учетом специфики объектов надзора, как и территориальные прокуратуры.

На транспорте образованы транспортные прокуратуры, действующие на правах областных, и подчиненные им с правами районных прокуратур. На них возлагается надзор за соблюдением и правильным применением законов органами, предприятиями, учреждениями, организациями железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, рыбопромышленного флота и других объектов, органами внутренних дел на транспорте, а также расследование преступлений, совершенных на транспорте.

Прокуратуры по надзору за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства действует на правах межрайонных с подчинением прокурорам областей. На них возложен надзор за соблюдением и правильным применением законов в учреждениях исполнения наказания, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториях.

Природоохранные прокуратуры действуют на правах межрайонных с подчинением прокурорам областей. Они осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране природы органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности, расследуют уголовные дела о нарушениях природоохранного законодательства, обеспечивают поддержание государственного обвинения в судах по этим делам, выполняют другие функции.

Структура органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в Вооруженных Силах строится с учетом организации Вооруженных Сил Украины. Она состоит из Управления надзора за соблюдением законов в Вооруженных Силах и оборонной промышленности Генеральной прокуратуры, военных прокуратур округов, флота, гарнизонов Эти органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов в Вооруженных Силах, пограничных войсках, войсках внутренней и конвойной охраны, гражданской обороны, воинских формированиях, создаваемых Верховной Радой, войсках стратегического назначения, дислоцирующихся на территории Украины.

Кроме того, все упомянутые органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов соответствующими должностными лицами, а также гражданами.

Генеральная прокуратура, возглавляемая Генеральным прокурором, является высшим органом прокурорской системы. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, которые осуществляют руководство определенными структурами Генеральной прокуратуры и нижестоящими звеньями прокуратуры, контролируют их работу.

Структура Генеральной прокуратуры Украины утверждается Верховной Радой Украины по представлению Генерального прокурора Украины. Положение о ее структурных подразделениях утверждает Генеральный прокурор. В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «Об утверждении структуры Генеральной прокуратуры Украины» в ее состав входят Генеральный прокурор, первый заместитель Генерального прокурора, заместители Генерального прокурора, заместитель - он же начальник следственного управления, старшие помощники и помощники Генерального прокурора по особым поручениям. Кроме того в Генеральной прокуратуре имеются управления, в составе которых есть отделы, и самостоятельные отделы - такие, как Управление кадров (отдел работы с кадрами, отдел повышения квалификации кадров и отдел учебных заведений), управление общего надзора (отдел надзора за соблюдением законов о правах и свободах граждан в социальной и политических сферах, отдел надзора за соблюдением законов местными Советами народных депутатов и органами исполнительной власти, отдел надзора за соблюдением законов в сфере экономических отношений и др.); следственное управление (отдел надзора за соблюдением законов при проведении следствия органами прокуратуры, отдел надзора за соблюдением законов органами дознания и следственными органами внутренних дел, следственный отдел), уголовно-судебное управление (отдел по вопросам участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел в судах, отдел по вопросам участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел в Верховном Суде Украины); гражданско-судебное управление (отделы по вопросам участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, отдел по вопросам участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве); Управление надзора за соблюдением законов в Вооруженных Силах Украины и в оборонной промышленности (отдел общего надзора и отдел надзора за следствием и дознанием). Отделы надзора: за соблюдением законов на транспорте; за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства; за соблюдением законов о национальной безопасности; государственной границе и таможенном деле; за соблюдением законов о правах несовершеннолетних, за соблюдением природоохранного законодательства; за соблюдением законодательства об административных правонарушениях; организационно-контрольный отдел; отдел систематизации законодательства и связей со средствами массовой информации; отдел рассмотрения писем и приема граждан; отдел статистики; отдел информатики и компьютеризации; управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения (планово-финансовый отдел и бухгалтерия; отдел материально-технического обеспечения и капитального строительства; хозяйственный отдел); секретариат (на правах отдела).

Прокурор Автономной Республики Крым, прокуроры областей и приравненные к ним, прокуроры городов Киева и Севастополя возглавляют соответствующие прокуратуры, осуществляют руководство ими и контроль за деятельностью подчиненных прокуратур. К подчиненным относятся: городские, районные, межрайонные, районные в городах и другие приравненные к ним прокуратуры, которые также возглавляются прокурорами.

Штатная численность сотрудников прокуратуры республики Крым, прокуратур областей и приравненных к ним, прокуратуры городов Киева и Севастополя утверждается Генеральным прокурором. Руководители этих прокуратур имеют право вносить изменения в установленные штаты подчиненных им прокуратур в пределах утвержденной численности и фонда зарплаты. Такие изменения производятся по согласованию с Генеральным прокурором.

Единоначалие в работе органов прокуратуры сочетается с коллегиальностью при рассмотрении наиболее важных проблем прокурорско-следственной деятельности. С этой целью в Генеральной прокуратуре, прокуратуре Автономной Республики Крым, прокуратурах областей и приравненных к ним, прокуратуре городов Киева и Севастополя образуются коллегии, которые являются совещательными органами.

В состав коллегии Генеральной прокуратуры входят: Генеральный прокурор (председатель), его первый заместитель, заместители, прокурор Автономной Республики Крым, другие руководящие работники органов прокуратуры. По представлению Генерального прокурора персональный состав коллегии утверждается Верховной Радой Украины. Решения коллегии Генеральной прокуратуры проводятся в жизнь приказами Генерального прокурора.

Коллегии прокуратуры Автономной Республики Крым, прокуратур областей и приравненных к ним, прокуратуры городов Киева и Севастополя образуются по аналогии с коллегией Генеральной прокуратуры. В их состав входят прокурор (председатель), его заместители, прокуроры крупных городов и другие руководящие работники (начальники ведущих управлений и отделов) прокуратуры. Состав коллегий утверждается по представлениям соответствующих прокуроров Генеральным прокурором.

Формами управления городскими, межрайонными и приравненными к ним прокуратурами являются решения служебного совещания при прокуроре, а также письменные и устные его приказы, распоряжения и указания подчиненным работникам.

Коллегии рассматривают вопросы деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, исполнения приказов Генерального прокурора, работы с кадрами, заслушивают отчеты членов коллегий, начальников структурных подразделений соответствующих прокуратур, подчиненных работников.

Подготовка заседаний коллегий, ведение протоколов, составление проектов решений и других документов возложены на организационно-контрольные подразделения. На заседаниях коллегий анализируются недостатки в деятельности прокуратуры и намечаются меры по их устранению, решаются вопросы совершенствования стиля и методов работы, распространения положительного опыта, усиления контроля за исполнением решений, персональной ответственности.

Генеральная прокуратура проводит расширенные заседания коллегии, на которые могут приглашаться представители Верховной Рады Украины, Правительства, руководители судебных органов, МВД, Службы безопасности, ученые-юристы. Расширенные заседания могут проводиться и в других прокуратурах.

На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения о состоянии законности и объяснения по поводу нарушений закона руководителей министерств и ведомств, органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений и организаций, их объединений.

Решения коллегий проводятся в жизнь приказами прокурора и доводятся до сведения подчиненных работников. При разногласии между прокурором и коллегией, прокурор проводит в жизнь свое решение.

Следует подчеркнуть, что о разногласиях с коллегией Генеральный прокурор докладывает Председателю Верховной Рады Украины, которому члены коллегии Генеральной прокуратуры вправе сообщить свое личное мнение.

При возникновении разногласий между прокурором Автономной Республики Крым, прокурорами областей и приравненных к ним, прокурорами городов Киева и Севастополя и членами коллегий соответствующих прокуратур прокурор докладывает об этом Генеральному прокурору Украины, а члены коллегии могут сообщить ему личное мнение. Решение Генерального прокурора по возникшим разногласиям является окончательным.