§ 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
Дознание является наиболее простой разновидностью (формой) расследования преступлений. Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально управомоченными на то административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.
Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.
Так, при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовной дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит следственные действия до установления лица, его совершившего. После этого орган дознания, соблюдая сроки, не более десяти дней, начиная с момента установления лица, его совершившего, составляет постановление о передаче дела следователю, которое представляет прокурору для утверждения. Если такое лицо не установлено, дознание приостанавливается (ст. 209 УПК Украины) с соблюдением требований ч. 3 ст. 206 УПК Украины, т.е. в случае когда лицо совершившее преступление не установлено, предварительное следствие (дознание) может быть приостановлено лишь после производства всех необходимых и возможных следственных действий для установления лица, совершившего преступление. Орган дознания принимает меры к установлению этого лица.
В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать его следователю через прокурора, после выполнения неотложных следственных действий, в срок не более десяти дней с момента возбуждения дела. Если по делу о тяжком преступлении, переданном следователю, не установлено лицо его совершившее, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия и уведомляет следователя об их результатах.
Следует отметить, что оперативно-розыскная работа органов дознания регулируется не нормами уголовно-процессуального права, а законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». При их выполнении орган дознания обязан тщательно соблюдать закон. Данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не имеют значения доказательств и не могут фигурировать в деле, если они не проверены и не закреплены процессуальными (следственными) действиями по правилам уголовно-процессуального законодательства.
При осуществлении следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, орган дознания производит: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Из сказанного следует сделать вывод о том, что хотя органы дознания и применяют оперативно-розыскные меры, однако, имеющая значение для судебного рассмотрения дела основная деятельность этих органов происходит целиком и полностью в рамках процессуального законодательства. Это важно подчеркнуть потому, что органы дознания являются не следственными, а административными органами. Однако в своей деятельности по подготовке материалов, они обязаны соблюдать уголовно-процессуальные нормы. Не случайно поэтому уголовно-процессуальный закон предъявляет в равной мере к суду, прокуратуре, следователю и лицу, производящему дознание требование о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела на основе оценки доказательств по внутреннему убеждению. Этим обеспечивается не только доброкачественность материалов дознания, но и законность во всей их деятельности, соблюдения конституционных прав граждан.
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень органов дознания. Ими являются: 1) милиция; 2) налоговая милиция; 3) органы безопасности; 4) командиры воинских частей, соединений, начальники воинских учреждений; 5) таможенные органы; 6) начальники учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, ЛТП и ВТП; 7) органы государственного пожарного надзора; 8) органы пограничной охраны; 9) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании.
Никакие другие органы государства и должностные лица не правомочны возбуждать уголовные дела и вести дознание.
Закон различает орган дознания и лицо, производящее дознание. Органом дознания является либо учреждение в целом (из числа учреждений, содержащихся в выше приведенном перечне), либо руководитель данного учреждения. Однако не все работники названных учреждений могут осуществлять дознание. Дознание по уголовным делам проводят только те лица, которые управомочены на это органом дознания. К примеру, в Вооруженных Силах органом дознания является командир воинской части, который сам может вести дознание, но, как правило, назначает для этого военного дознавателя из числа офицеров части. Командир части может поручить производство дознания любому офицеру части.
Большинство из указанных органов дознания производят его только по отдельным категориям дел, или на определенной территории, или в каких-то специальных условиях. Командиры воинских частей, соединений, начальники воинских учреждений производят дознание только по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части, соединения, учреждения.
Органы безопасности осуществляют дознание по делам об особо опасных государственных и иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению.
Начальники исправительно-трудовых учреждений управомочены производить дознание о всех преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждениях осужденными и любыми другими лицами, а также о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками ИТУ (лицами начальствующего состава, рабочими и служащими) как в пределах, так и вне расположения учреждения.
В соответствии с ведомственными актами МВД Украины должностными лицами, на которых возложены функции органов дознания в системе исправительно-трудовых учреждений, являются: начальник главного управления по исполнению наказания МВД Украины, начальники управлений, отделов исправительно-трудовых учреждений внутренних дел областей (городов); начальники исправительно-трудовых колоний; начальники тюрем; начальники следственных изоляторов; начальники лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев.
Таможенные органы управомочены производить дознание по делам о контрабанде.
Органы государственного пожарного надзора выступают в качестве органов дознания по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил. С учетом структуры органов пожарной охраны в МВД Украины органами дознания следует считать такие из них: управление государственной пожарной охраны МВД Украины; управления (отделы) пожарной охраны УВД областей и городов; военизированные пожарные части крупных городов; инспекции государственного пожарного надзора горрайорганов внутренних дел.
Органы пограничной охраны - подразделения пограничных войск, на которые возложена охрана сухопутной и морской государственной границы Украины, осуществляют дознание по делам о нарушении государственной границы.
Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных во время нахождения судна вне пределов территории, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных на судне, производится соответствующими территориальными органами.
Налоговая милиция проводит дознания по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов ( обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки.
Наибольший объем работы по расследованию преступлений среди других органов дознания выполняет милиция. Ей предоставлено право производить дознание по делам о любых преступлениях, если расследование их не отнесено к компетенции иного органа дознания. Это обусловлено наличием у милиции широких полномочий для выполнения возложенных на нее задач по охране общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Аппараты милиции (уголовный розыск, ГСБЭП, охраны общественного порядка, ГАИ, паспортные подразделения) входят в состав соответствующих учреждений внутренних дел, начальником милиции считается руководитель учреждения внутренних дел. Таким образом, начальником милиции Украины является министр внутренних дел Украины, областной милиции - начальник управления внутренних дел области, городской - начальник городского Управления МВД Украины в области, районный - начальник районного отдела городского управления МВД Украины в области. Именно эти должностные лица, а не те, которые возглавляют аппараты милиции, входящие в состав учреждений внутренних дел, являются руководителями органов дознания.
Милиция, особенно районного и городского звена, наиболее приближена к населению. Поэтому сотрудники милиции, как правило, первыми обнаруживают преступления и принимают меры к их раскрытию. При этом возникает необходимость производства следственных действий для выявления и закрепления следов преступления, обнаружения и задержания лиц, его совершивших, этим и объясняется то, что милиция наделена правом возбуждать уголовные дела и производить следственные действия по большинству совершенных преступлений.
Органы дознания могут возбудить уголовное дело и провести следственные действия, но далеко не все из них управомочены на проведение оперативно-розыскных действий. Оперативную деятельность не осуществляют, в частности, командиры воинских частей в армии, органы пожарного надзора, капитаны морских судов.
Наряду с органами дознания в законе говорится о лице, производящем дознание. Это должностное лицо, которое непосредственно проводит расследование в форме дознания. Таким правом наделены руководители соответствующих органов. Вместе с тем они могут поручить производство дознания своим подчиненным, занимающим определенное должностное положение. Круг таких лиц, допускаемых к производству дознания, в общих чертах определяется ведомственными подзаконными актами.
В милиции к производству дознания допускаются все лица оперативно-начальствующего состава, включая участковых инспекторов милиции, имеющих специальное образование или опыт расследования преступлений. В крупных горрайорганах внутренних дел образованы отделы дознания, введены штатные должности дознавателей и старших дознавателей.
В органах Службы безопасности производство дознания может быть возложено на любое достаточно подготовленное лицо из числа оперативно-начальствующего состава.
В учреждениях исполнения наказания дознание по приказу начальника учреждения производится одним из лиц начальствующего состава, как правило, из состава оперативных служб УИН.
В органах государственного пожарного надзора производство дознания осуществляется инспекторами пожарного надзора.
Капитаны морских судов могут поручить производство дознания одному из своих помощников или другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.
Лицо, производящее дознание, наделено правом самостоятельно принимать решения о производстве необходимых следственных действий и выполнять их. Однако, если дознание производится не руководителем органа, которому это поручено, решения по важнейшим процессуальным вопросам расследования, в первую очередь о направлении дела (по возбуждении, приостановлении, возобновлении и прекращении), о применении мер процессуального принуждения (задержании, приводе, обыске, наложении ареста на имущество и др.) и другим вопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое утверждение не требуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием конкретного процессуального решения говорится не об органе дознания, а о лице, производящем дознание.
Надзор за деятельностью органов дознания и лиц, производящих дознание, осуществляет прокуратура. При этом прокурор обладает более широкими правами, чем при надзоре за следователями. В частности, при несогласии с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, о прекращении дела и др., орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, однако не приостанавливая выполнения этих указаний.
Милиция как орган дознания осуществляет работу по протокольной форме досудебной подготовке материалов.
Анализ и обобщение сложившейся практики подтвердили жизненность и профессиональную необходимость протокольной формы досудебной подготовки материалов. Подавляющее число преступлений, в отношении которых осуществляется такая подготовка материалов, совершаются в условиях очевидности. Проверка здесь не составляет больших затруднений, если, конечно, она начата и организована в строгом соответствии с законом.
В судебном разбирательстве по большинству таких дел остаются без изменения объем и характер обвинения, а также юридическая оценка преступления. В связи с этим приговоры, как правило, вступают в законную силу по истечению кассационного срока; лишь на небольшую часть из них приносятся кассационные жалобы или протесты.
Протокольная форма досудебной подготовки материалов включает 4-е этапа: 1. Порядок производства; 2. Порядок направления материалов в суд; 3. Возбуждение дела в суде; 4. Рассмотрение дела в суде.
I. Порядок производства. Протокольная форма досудебной подготовки материалов осуществляется по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и сложности в расследовании. Ранее по ним, как правило, проводилось дознание либо предварительное следствие. Применение протокольной формы досудебной подготовки материалов осуществляется по 33 составам преступлений.
II. Порядок направления материалов в суд. По делам о преступлениях о злостном уклонении от уплаты алиментов, незаконной охоте, хулиганстве без отягчающих обстоятельств, нарушении правил административного надзора и др., органы дознания не позднее, чем в 10-дневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, очевидцев и др. лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебу и др. материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде.
У правонарушителя отбирается обязательство являться по вызовам органов дознания и суда и сообщать им об изменении места жительства.
Об обстоятельствах совершенного преступления составляется протокол, к которому приобщаются все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Протокол утверждается начальником органа дознания, после чего все материалы предъявляются правонарушителю для ознакомления, о чем делается соответствующая отметка в протоколе и удостоверяется подписью правонарушителя. С санкции прокурора или его заместителя протокол вместе с материалами направляется в суд.
III. Возбуждение дела в суде. Признав материалы о преступлении, достаточными для рассмотрения в судебном заседании, судья выносит постановление о возбуждении уголовного дела, предании правонарушителя суду, избирает в отношении его в необходимых случаях меру пресечения и рассматривает дело в судебном заседании либо возвращает материалы для производства предварительного следствия, а при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, отказывает в возбуждении уголовного дела.
В постановлении судьи излагается формулировка обвинения с указанием статьи уголовного закона, по которому лицо предано суду.
Постановление судьи вручается подсудимому нe позднее, чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде (ст.430 УПК Украины).
IV. Рассмотрение дела в суде. Дело о преступлении подлежит рассмотрению в суде не позднее, чем в десятидневный срок с момента поступления материала в суд. При рассмотрении таких дел суд вправе возвратить их для производства предварительного следствия, если возникает необходимость выяснения существенных дополнительных обстоятельств, которые не могут быть установлены в судебном заседании.
Проведение дознания по уголовным делам и протокольной форме досудебной подготовки материалов в системе МВД Украины возлагается на органы дознания, в т.ч. на штатные подразделения дознания горрайлинорганов внутренних дел.
Руководство штатными подразделениями дознания возлагается на заместителя министра, начальников ГУМВД Украины в Крыму, г. Киеве и Киевской области, УМВД в областях, г. Севастополе, а также на транспорте и на начальников горрайлинорганов внутренних дел.
Штатные подразделения дознания возглавляют начальник отдела дознания МВД Украины, начальники отделов (отделений) дознания ГУМВД, УМВД, а также начальники отделов, отделений, старшие групп дознания горрайлинорганов внутренних дел.
В состав штатных подразделений дознания входят: отдел дознания МВД, отдел (отделение) дознания ГУМВД, УМВД, отделы, отделения, группы дознания горрайлинорганов внутренних дел, а также органов внутренних дел на закрытых объектах.
Задачи штатных подразделений дознания.
1. Во взаимодействии с работниками других служб оперативно реагировать на заявления и сообщения о совершении преступления, принимать эффективные меры по установлению лиц, их совершивших, собирание и закрепление доказательств их вины.
2. Всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел и подготовка материалов протокольных производств при неукоснительном соблюдении действующего законодательства, чтобы по каждому уголовному делу или протокольному производству были приняты обоснованные и законные решения.
3. Контроль за расследованием уголовных дел и по протокольной форме досудебной подготовки материалов работниками иных служб ОВД и оказание им методической помощи в этой работе.
4. В пределах компетенции, предусмотренной законом, применять соответствующие меры по прекращению нарушений прав граждан и интересов государства.
5. Обеспечение возмещения убытков физическим и юридическим лицам, которые причинены им преступлением.
6. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и применение, через соответствующие органы мер по их устранению.
7. Восстановление чести и прав граждан, пострадавших от незаконного задержания или привлечения их к уголовной ответственности.
Принципы деятельности штатных подразделений дознания.
Дознание проводится на принципах: справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом независимо от социального, национального и расового происхождения, материального, служебного либо иного положения, вероисповедания и политических взглядов.
Дознаватель - это специально предусмотренная штатным расписанием должностное лицо ОВД, уполномоченное осуществлять расследование уголовных дел и досудебную подготовку материалов протокольной формы в пределах своей компетенции.
Штатным расписанием Отдела дознания МВД Украины, отделов, отделений, групп дознания ГУМВД, УМВД предусмотрены должности старшего дознавателя по особым поручениям, старшего дознавателя, а в отделах, отделениях, группах горрайлинорганов - старшего дознавателя, дознавателя.
На должности дознавателей назначаются граждане Украины, которые, как правило имеют высшее или среднее специальное юридическое образование, прошли стажировку и проявили при этом профессиональную принадлежность к работе в дознании.
Обязанности и права дознавателя.
Дознаватель лично осуществляет осмотр места происшествия и несет полную ответственность за его качество. Специалисты и оперативные работники ОВД, которые берут участие в осмотре, действуют на месте происшествия под руководством дознавателя и по его указанию. В соответствии со своими процессуальными полномочиями совместно с экспертом-криминалистом, другими членами следственно-оперативной группы осуществляет иные неотложные следственные действия. Информирует оперативных работников, других членов группы и дежурную часть ОВД о выявлении во время работы на месте происшествия, обстоятельств, имеющих значение для розыска и задержания преступников. Непосредственно либо через начальника ОВД дает поручения и указания членам группы по проведению неотложных следственных действий и розыскных мероприятий. Вносит предложения по привлечению дополнительных сил и средств и приглашает необходимых специалистов. Обеспечивает своевременное закрепление и направление на исследование выявленных на месте происшествия следов, предметов, документов. Оформляет результаты осмотра места происшествия. Организует обязательную проверку подозреваемых и задержанных лиц, а также изъятых номерных вещей, оружия, автотранспорта, по автоматизированным и оперативно-розыскным учетам информационных центров.
Дознаватель организует свою работу так, чтобы обеспечить своевременное проведение необходимых следственных действий по всем уголовным делам и материалам, которые находятся в его производстве. С этой целью он составляет календарный план-график работы по всем направлениям и материалам. А также письменные планы по каждому уголовному делу, в том числе и прекращенные производством.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава I предмет, основные понятия и система дисциплины «судебные и правоохранительные органы украины» §1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины
- § 2. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами
- § 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- § 4. Взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления
- Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия
- § 2. Принципы судопроизводства и их значение
- Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
- § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
- § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
- Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
- § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
- § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
- § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
- Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
- § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
- §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
- §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
- Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
- § 2. Назначение и избрание судей
- § 3. Гарантии независимости судей
- §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
- Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
- § 2. Система и структура органов прокуратуры
- §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
- § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
- § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
- Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
- § 2. Система органов внутренних дел
- § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
- § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
- Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
- § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
- § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
- § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
- Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
- § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
- § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
- § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
- § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
- Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
- § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
- Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
- § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
- § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
- Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
- § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
- § 3. Гарантии адвокатской деятельности
- § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
- Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
- § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
- § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
- Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
- § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
- Рекомендованная литература: