§ 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть только граждане Украины - это вытекает из правового статуса Украины как независимого государства. Требование о наличии у прокуроров и следователей высшего юридического образования создает предпосылки для формирования кадрового состава, способного выполнять задачи, стоящие перед органами прокуратуры. Прокуратура должна быть укомплектована добросовестными и принципиальными работниками, способными в условиях демократии, формирования государственности Украины, разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную решать задачи по утверждению верховенства закона, защите прав человека, укреплению правопорядка. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком до одного года. Порядок стажировки определяется Генеральным прокурором Украины.
Лица, впервые назначенные на должность помощников прокуроров, прокуроров управлений, отделов, следователей прокуратуры, принимают Присягу работника прокуратуры.
Особые требования (возрастной ценз и наличие определенного стажа работы) предъявляются к лицам, назначенным на должности руководителей прокуратуры. Прокурором Автономной Республики Крым, прокурорами областей и приравненным к ним, прокурором городов Киева и Севастополя могут назначаться лица не моложе 30 лет, которые имеют стаж прокурорско-следственной работы либо на судебных должностях не менее 7 лет. Городскими, районными и приравненными к ним прокурорами назначаются лица не моложе 25 лет, имеющих стаж работы в прокуратуре или на судебных должностях не менее 3 лет.
Повышению профессионального уровня прокуроров и следователей, укреплению дисциплины призвана способствовать аттестация, проводимая не реже одного раза в пять лет в соответствии с Положением об аттестовании прокурорско-следственных работников прокуратуры Украины, утвержденным Генеральным прокурором 19.05.92 г. С этой целью в Генеральной прокуратуре образуется высшая аттестационная комиссия, а в прокуратуре Автономной Республики Крым, прокуратурах областей и приравненных к ним, прокуратуре городов Киева и Севастополя, Институте повышения квалификации - аттестационные комиссии в составе председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов комиссии из числа опытных и авторитетных работников. Аттестация проводится по представлению руководителя органа прокуратуры, где работает аттестуемый, и в присутствии последнего. По ее результатам решается вопрос о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, зачислении его в резерв на выдвижение, присвоении ему классного чина, поощрении. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Совмещение службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, а также с каким-либо предпринимательством не допускается, за исключением научной и педагогической деятельности.
Лица, которые были осуждены за совершенные преступления, не могут быть приняты на должность прокурора или следователя. Если лицо при поступлении на работу в прокуратуру скрыло факт осуждения или на момент осуждения за совершенное преступление уже работало прокурором или следователем, оно подлежит увольнению из органов прокуратуры.
Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность по согласованию с Верховной Радой Украины и увольняется с должности Президентом Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору, что является основанием его отставки с должности.
Срок полномочий Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров - 5 лет.
Освобождение (отставка) Генерального прокурора — это правовое последствие, которое наступает при совершении им преступления, нарушении служебных обязанностей по руководству органами прокуратуры и осуществлению надзора, при невозможности выполнения этих обязанностей по состоянию здоровья или в связи с подачей заявления об отставке.
Генеральный прокурор назначает и освобождает от должности работников аппарата Генеральной прокуратуры, за исключением технического и обслуживающего персонала. К ним относятся: первый заместитель, заместители Генерального прокурора, руководители структурных подразделений, главный бухгалтер, старшие помощники и помощники Генерального прокурора по особым поручениям, заместители руководителей структурных подразделений, старшие следователи и следователи по особо важным делам, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов. Назначение этих работников производится на неопределенный срок.
Прокуратура Автономной Республики Крым, прокуратуры областей и приравненные к ним, прокуратуры городов Киева и Севастополя возглавляются соответствующими прокурорами. В них образуются структурные подразделения аналогичные имеющимся в Генеральной прокуратуре, а также создаются коллегии, персональный состав которых утверждается Генеральным прокурором. Городские, районные, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры не имеют структурных подразделений. Численность их аппарата зависит от объема выполняемой работы, а распределение обязанностей между работниками производится по основным функциям.
Особый порядок установлен для назначения прокурора Автономной Республики Крым, кандидатура которого согласовывается Генеральным прокурором с Верховным Советом Автономной Республики Крым. При выдвижении кандидата Верховным Советом Автономной Республики Крым право принятия окончательного решения по этому вопросу принадлежит Генеральному прокурору. Генеральный прокурор назначает заместителей прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей и приравненных к ним, прокурора городов. Киева и Севастополя, их (Заместителей, городских, районных, межрайонных и приравненных к ним прокуроров. Вышеперечисленные прокуроры назначаются на пятилетний срок. По его истечении они могут быть оставлены в этой должности на новый срок либо освобождены от должности в связи с переходом на другую работу, по состоянию здоровья, результатам аттестации и т.д. Их освобождение от должности по истечении пятилетнего срока или досрочно производится Генеральным прокурором. Первые заместители и заместители прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей и приравненных к ним, прокурора городов Киева и Севастополя назначаются на должность без ограничения срока.
Порядок приема, перемещения и увольнения прокурорско-следственных работников и специалистов определяется нормативными актами, издаваемыми Генеральным прокурором. Так, указанием от 24.01.92 г. «О порядке приема, перемещения, увольнения прокурорско-следственных работников и других специалистов» Генеральный прокурор отнес к своей компетенции назначение членов коллегий прокуратуры Автономной Республики Крым, прокуратур областей и приравненных к ним, прокуратуры городов Киева и Севастополя. Их увольнение с занимаемых должностей производится Генеральным прокурором. Начальники управлений и отделов, старшие помощники прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей и приравненных к ним, прокуроров городов Киева и Севастополя назначаются соответствующими прокурорами по согласованию с Генеральным прокурором и его заместителями. Лица, назначение которых согласовано с Генеральной прокуратурой, не могут быть уволены с занимаемых должностей без ее согласия.
Работники прокуратуры должны обладать высокими моральными качествами, быть принципиальными и непримиримыми к нарушениям законов, сочетать исполнение своих профессиональных обязанностей с гражданским мужеством, справедливостью и неподкупностью. Они должны лично строго соблюдать требования закона, проявлять инициативу в работе, повышать ее качество и эффективность и способствовать своей деятельностью утверждению правосознания граждан, уважения к законам, нормам и правилам общественной жизни.
Любые нарушения прокурорско-следственными работниками законности и служебной дисциплины подрывают авторитет прокуратуры, наносят ущерб интересам государства и общества.
Прокурорско-следственные работники, а также работники учебных, научных и других учреждений прокуратуры поощряются за добросовестное и образцовое исполнение служебных обязанностей, инициативу и оперативность в работе.
Мерами поощрения являются:
1) благодарность;
2) денежная премия;
3) подарок;
4) ценный подарок;
5) досрочное присвоение классного чина или повышение в классном чине;
6) награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Украины».
За особые заслуги в работе, работники прокуратуры могут быть представлены к награждению государственными наградами и присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Украины».
Дисциплинарные взыскания в отношении прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры применяются за неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или за проступок, порочащий его как работника прокуратуры.
Вынесение оправдательного приговора, возвращение уголовного дела для дополнительного расследования, отмена меры пресечения и других процессуальных решений влечет дисциплинарную ответственность прокуроров и следователей, если ими в процессе следствия были допущены небрежность или недобросовестность.
Дисциплинарными взысканиями являются:
1) выговор;
2) понижение в классном чине;
3) понижение в должности;
4) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»;
5)увольнение;
6) увольнение с лишением классного чина.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести проступка. Прокурор, решающий вопрос о наложении взыскания, должен лично выяснить обстоятельства проступка и получить письменное объяснение от совершившего его лица. В случае необходимости может быть назначена служебная проверка.
Дисциплинарное взыскание применяется в течение одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки, временной нетрудоспособности работника и нахождения его в отпуске, но не позднее одного года со дня совершения проступка. Срок проведения служебной проверки не может превышать двух месяцев.
В случае совершения работником деяния, не совместимого с пребыванием на работе в органах прокуратуры, его увольнение производится независимо от времени совершения проступка.
.
Контрольные вопросы
Назовите основные нормативные акты, регламентирующие деятельность прокуратуры.
Изложите принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
Изобразите структуру органов прокуратуры Украины, дайте ее краткую характеристику. Каковы основные задачи органов прокуратуры?
Определите отрасли прокурорского надзора.
В чем заключается сущность общего надзора прокуратуры?
числите акты прокурорского реагирования по поводу установленных нарушений закона и кратко охарактеризуйте их.
Определите сущность надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и другими органами, ведущими борьбу с преступностью.
В чем заключается участие прокурора при рассмотрении дел в суде?
Определите правовые основы деятельности прокурора по надзору за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний, применении других мер принудительного характера назначаемых судом.
Определите порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.
Изложите требования, предъявляемые к работникам прокуратуры и кандидатам на должность прокуроров и следователей.
Определите меры поощрения и виды дисциплинарных взысканий налагаемых на сотрудников органов прокуратуры.
.
- Оглавление
- Предисловие
- Глава I предмет, основные понятия и система дисциплины «судебные и правоохранительные органы украины» §1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины
- § 2. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», ее система и соотношение с другими юридическими дисциплинами
- § 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- § 4. Взаимоотношение судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления
- Глава II правосудие и его принципы § 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки. Суд как орган правосудия
- § 2. Принципы судопроизводства и их значение
- Глава III система судов общей юрисдикции § 1. Понятие и основные черты системы судов общей юрисдикции
- § 2. Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика
- § 3. Действующая система судов общей юрисдикции. Состав и полномочия
- Глава IV конституционный суд украины § 1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда
- § 2. Порядок образования, состав и полномочия Конституционного Суда
- § 3. Производство по делам в Конституционном Суде
- § 4. Судьи Конституционного Суда, гарантии их деятельности
- Глава V арбитражные суды украины §1. Задачи, принципы организации и деятельности арбитражного суда
- § 2. Система арбитражных судов, их состав и полномочия
- §3. Доарбитражное урегулирование хозяйственных споров. Подведомственность хозяйственных дел и компетенция арбитражных судов по их рассмотрению
- §4. Правовой статус судьи арбитражного суда
- Глава VI статус судей украины § 1. Требования, предъявляемые к судьям. Обязанности судей
- § 2. Назначение и избрание судей
- § 3. Гарантии независимости судей
- §4. Высший совет юстиции. Квалификационные комиссии судей. Дисциплинарная ответственность судей
- Глава VII прокуратура украины §1. Правовые основы деятельности прокуратуры
- § 2. Система и структура органов прокуратуры
- §3. Задачи и принципы деятельности, прокуратуры
- § 4. Основные направления деятельности прокуратуры
- § 5. Кадры органов прокуратуры. Назначение и освобождение прокуроров от должности
- Глава VIII органы внутренних дел украины § 1. Задачи и функции органов внутренних дел
- § 2. Система органов внутренних дел
- § 3. Министерство внутренних дел, его задачи, основные направления деятельности, полномочия и структура
- § 4. Милиция: понятие, полномочия, структура
- Глава IX служба безопасности украины § 1. Задачи, система и организация деятельности Службы безопасности Украины
- § 2. Полномочия Службы безопасности Украины
- § 3. Кадры Службы безопасности, их правовая и социальная защита
- § 4. Контроль и надзор за деятельностью Службы безопасности. Ответственность за правонарушения в сфере деятельности Службы безопасности
- Глава X органы предварительного расследования § 1. Понятие, задачи и виды предварительного расследования
- § 2. Общая характеристика дознания. Действующая система органов дознания и их компетенция
- § 3. Понятие, задачи и компетенция органов предварительного следствия
- § 4. Органы предварительного следствия в системе мвд Украины: задачи, принципы деятельности, структура. Полномочия следователя
- § 5. Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
- Глава XI органы и учреждения юстиции § 1. Министерство юстиции, его задачи, структура, полномочия
- § 2. Управления Министерства юстиции Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе
- Глава XII нотариат в украине § 1. Понятие нотариата. Нотариус, его права и обязанности
- § 2. Государственная и частная нотариальная деятельность
- § 3. Полномочия нотариусов по совершению нотариальных действий
- Глава XIII адвокатура украины § 1. Понятие, принципы и организационные формы деятельности адвокатуры. Виды адвокатской деятельности
- § 2. Профессиональные права и обязанности адвоката
- § 3. Гарантии адвокатской деятельности
- § 4. Квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. Дисциплинарная ответственность адвоката
- Глава XIV органы государственной налоговой службы украины § 1. Система, задачи и функции государственной налоговой службы
- § 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы
- § 3. Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия
- Глава XV особенности полицейских систем зарубежных стран § 1. Общая характеристика правоохранительных систем зарубежных стран
- § 2. Структура, функции и система управления полицейскими органами отдельных зарубежных стран
- Рекомендованная литература: