logo search
Мэггс П

III. Международные учреждения по охране интеллектуальной собственности

А. Введение

В области охраны интеллектуальной собственности существует два основных института международного уровня и ряд региональных организаций. Основными международными организациями являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирная торговая организация (ВТО). Важнейшей среди региональных организаций является Европейский союз. Эти организации выполняют очень важные функции. ВОИС и ВТО отвечают за составление и пересмотр основных международных договоров в области охраны интеллектуальной собственности. Они не только разрабатывают такие договоры, но и в определенных случаях принудительно осуществляют их исполнение. Европейский союз открыл региональное бюро по товарным знакам и в настоящее время занимается разработкой регионального законодательства о товарных знаках. Кроме того, вынашиваются планы создания Европейского патентного союза.

Б. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это старейшая и наиболее крупная из всех международных организаций, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности1. История создания этой организации относится к концу XIX в., когда произошло слияние структур, образованных в свое время для исполнения Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. В настоящее время ВОИС является специализированным органом Организации Объединенных Наций. ВОИС выполняет ряд функций в сфере интеллектуальной собственности. Наиболее важные из них связаны с исполнением действующих договоров по интеллектуальной собственности и организацией подготовки новых. ВОИС также занимается оказанием технического содействия странам, совершенствующим свое законодательство по интеллектуальной собственности, и помогает в разрешении спорных вопросов по данной проблематике.

Несмотря на определенные успехи в деятельности ВОИС, начиная с 80-х гг. страны, экспортирующие интеллектуальную собственность, стали все более критично высказываться в ее адрес. По их мнению, доходы от экспорта интеллектуальной собственности находятся под угрозой из-за двух аспектов деятельности ВОИС. Первый связан с тем, что большинство стран мира, а следовательно, и большинство членов ВОИС, является импортерами интеллектуальной собственности. Процессы подготовки международных договоров, в которых все члены ВОИС участвуют на равных, находятся под их явным влиянием. Второй аспект связан с тем, что успех ВОИС в осуществлении основной ее функции состоит в практическом обеспечении ратификации всеми странами—членами договоров по интеллектуальной собственности и включения их положений в национальное законодательство. Поэтому внимание должно быть обращено на наиболее важную из нерешенных проблем, а именно на проблему принудительного исполнения этих договоров. Многие из менее развитых стран ввели у себя современные модели законодательства об интеллектуальной собственности, но не имеют практики его эффективного применения. ВОИС же всегда сосредоточивала свое внимание на материальных аспектах права и не занималась вопросами правоприменения. Неудовлетворенность этим аспектом деятельности ВОИС особенно возросла к тому времени, когда велись переговоры о реформировании Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в новую международную структуру — Всемирную торговую организацию (ВТО). Результатом явилось (речь об этом пойдет ниже) включение положений о принудительном исполнении договоров и о механизмах такого исполнения в соглашения, разработанные самой ВТО. Тем не менее ВОИС продолжает играть ведущую роль и в отношении действующих, и в разработке новых договоров по интеллектуальной собственности.

СССР стал членом ВОИС в 1968 г. После распада Советского Союза его членство в ВОИС было продолжено Российской Федерацией.

В. Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 г. в результате многосторонних переговоров о совершенствовании Генерального соглашения по тарифам и торговле. Это Соглашение сыграло значительную роль в развитии свободной торговли. Но его положениями не охватывались вопросы о продаже услуг и о приобретении интеллектуальной собственности. Плюс к этому в рамках ГАТТ не было создано эффективных институтов и механизмов принудительного исполнения его положений2. Так называемый Уругвайский раунд международных переговоров, который длился с 1986 по 1994г., завершился принятием Заключительного акта, в который вошли ряд соглашений и, прежде всего, Соглашение о формировании ВТО. Еще одно соглашение, включенное в Заключительный акт, — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPs). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — ТРИПС — содержит положение, в соответствии с которым условиями членства в ВТО являются приверженность страны к основным международным договорам по интеллектуальной собственности, готовность обеспечить уровень ее охраны не меньший, чем это требуется по соответствующим договорам, и, что самое главное, применение эффективных механизмов принудительного исполнения договорных обязательств.

Положениями ГАТТ был создан весьма примитивный механизм разрешения споров. Всемирная торговая организация обладает куда более мощными возможностями в этой области. Жалоба о несоблюдении договорных положений проходит в ВТО формальную процедуру слушаний в Комиссии по урегулированию споров, включая апелляционные стадии. Эта процедура может закончиться либо отклонением жалобы, либо подтверждением факта нарушения. В случае установления нарушения проигравшей стороне дается разумный срок для его устранения. Если нарушение не устранено, ВТО может разрешить выигравшей дело стороне применить репрессалии (осуществить меры возмездия). Примером такой ситуации может послужить жалоба Соединенных Штатов Америки (позднее к ней присоединилось и Европейское Сообщество) против Индии. США считали, что Индия не выполняет своих обязательств согласно положениям Соглашения ТРИПС о постепенном введении патентной охраны фармацевтической и сельскохозяйственной химической продукции. Эта жалоба была рассмотрена Комиссией по урегулированию споров ВТО. Индия после этого исправила ситуацию, укрепив собственную систему патентной регистрации.

Российская Федерация пока еще не является членом ВТО, хотя и выразила намерение присоединиться к данной организации. Российское законодательство об интеллектуальной собственности в настоящее время в основном соответствует требованиям Соглашения ТРИПС и в этом плане едва ли могут возникнуть серьезные препятствия при приеме России в ВТО. Таким препятствием, однако, может стать реальное состояние дел с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Г. Европейский союз

В Европейский союз входят страны, в которых уже в течение длительного времени действуют сильные системы охраны интеллектуальной собственности. Страны — члены ЕС и руководящие органы ЕС в политике охраны интеллектуальной собственности ставят ряд задач: 1) усиление охраны интеллектуальной собственности; 2) предупреждение использования прав на интеллектуальную собственность в недобросовестной конкуренции; 3) гармонизация законодательства об интеллектуальной собственности; 4) снижение уровня дублирования усилий национальных патентных служб и структур, занимающихся товарными знаками. Для достижения этих целей в ЕС используется ряд механизмов: 1) издание обязательных директив; 2) участие в работе основных международных организаций и в подготовке договоров; 3) подготовка договоров присоединения для стран — членов ЕС (в некоторых случаях открытых и для других стран); 4) создание собственных институтов, в частности Европейского патентного бюро и Европейского бюро по товарным знакам. Конкретно деятельность ЕС и его институты будут описаны ниже при изложении правил о тех объектах интеллектуальной собственности, на которые они могут воздействовать.

В 1994 г. Российской Федерацией и Европейским союзом подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу для России 1 декабря 1997 г. Указанное Соглашение носит комплексный характер, поскольку предусматривает развитие политического диалога, содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами. Особое внимание в Соглашении уделено обеспечению должного уровня охраны и реализации прав интеллектуальной собственности, чему посвящены ст. 54 Соглашения и Приложение 10. Подтвердив значимость обязательств, вытекающих из уже связывающих их многосторонних конвенций, стороны договорились о том, что к концу пятого года после вступления в силу настоящего Соглашения Россия присоединится к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (это произошло уже в 1995 г.), Международной конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций и Международной конвенции по охране новых сортов растений (это произошло в 1997 г.). Кроме того, Россия обязалась продолжить совершенствование механизмов охраны интеллектуальной собственности с целью обеспечения к концу пятого года после вступления настоящего Соглашения в силу уровня охраны, аналогичного уровню, существующему в Европейском союзе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав.

Д. Североамериканская ассоциация свободной торговли

Члены Североамериканской ассоциации свободной торговли: Канада, Мексика и Соединенные Штаты Америки — преуспели в деле унификации права интеллектуальной собственности в своих странах, несмотря на федеральный принцип государственного устройства. Но НАФТА (Североамериканское соглашение о свободе торговли) значительно слабее документов ЕС в вопросах охраны интеллектуальной собственности. В этом Соглашении не предусмотрены полномочия Ассоциации издавать свои директивы, а также создание централизованных патентного бюро и бюро по товарным знакам. В договоре о создании Ассоциации не предусмотрена разработка общих стандартов охраны интеллектуальной собственности, нет и положения об устранении дискриминационных требований в национальном законодательстве. Положительный момент заключается в том, что такие положения включены в Соглашение ТРИПС, и, стало быть, в настоящее время отсутствие их в НАФТА не имеет особого значения.

Е. Евразийская патентная организация

Евразийская патентная организация находится в Москве, использует ресурсы патентного ведомства бывшего СССР и пользуется поддержкой Патентного ведомства Российской Федерации. До распада СССР это ведомство для всех республик было центральным в патентной системе. Евразийская патентная конвенция, которая открыта для подписания всеми государствами, создана с целью использования оставшейся инфраструктуры в новых политических условиях. Деятельность этой организации будет обсуждена более подробно в разделе о патентном праве.

Заключив Евразийскую патентную конвенцию, независимые государства—республики бывшего Советского Союза учредили новую межправительственную Евразийскую патентную организацию (ЕАПО) со штаб-квартирой в г. Москве. Органами данной Организации являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ). Административный совет, в котором на равных началах представлены все государства—члены Организации, назначает Президента Евразийского патентного ведомства, утверждает бюджет Организации, а также Патентную, Финансовую и Административную инструкции, одобряет соглашения, заключенные Организацией с государствами и межгосударственными организациями, и решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции. Все вопросы рассматриваются на очередных (один раз в календарный год) и внеочередных заседаниях Административного совета, в которых с правом совещательного голоса принимает участие и полномочный представитель ВОИС.

Все административные функции Организации, включая рассмотрение заявок и выдачу евразийских патентов, выполняет Евразийское патентное ведомство (г. Москва), которое возглавляется Президентом и в штате которого каждое государство-участник имеет свою квоту.

Евразийская патентная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, которыми либо устанавливаются единые требования по ряду вопросов, либо допускается их самостоятельное решение в национальном патентном законодательстве стран — участниц Конвенции. Так, ст. 6 Конвенции указывает, что Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промыш-ленно применимо. В соответствии со ст. 10 объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения, а описания и чертежи могут служить только для целей толкования формулы. Согласно ст. 11 срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки. Эти и некоторые другие положения, решенные в Конвенции в единообразном виде, детализируются в Патентной инструкции, утверждаемой Административным советом. Что же касается таких вопросов, как право на подачу заявки на служебное изобретение (ст. 7), предоставление заявителю временной правовой охраны (ст. 9), ответственность за нарушение евразийского патента (ст. 13) и др., то они решаются в соответствии с национальным законодательством государств, участвующих в Конвенции.