logo
Мэггс П

IX. Товарные знаки

А. Теории охраны товарных знаков

1.Охрана прав потребителя

2. Охрана от недобросовестной конкуренции

Б. Международная охрана товарных знаков

1. Парижская конвенция

2. Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков

3. Протокол к Мадридскому соглашению

4. Договор о законодательстве по товарным знакам

5. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков

6. Соглашение ТРИПС

В. Охрана товарных знаков на региональном уровне

Г. Что может быть признано товарным знаком

Д. Что не может быть признано товарным знаком

1. Знаки, не подлежащие регистрации

2. Знаки, которым может быть отказано в регистрации

а. Введение

б. Нарушение прав третьих лиц

в. Отсутствие различительной способности знака

г. Дескриптивные (описательные) знаки

д. Использование в знаке общепринятых терминов

е. Использование наименования места происхождения

ж. Приобретаемая различительная способность

з. Обозначения, противоречащие общественной нравственности и морали

и. Знаки, вводящие в заблуждение

к. Функциональные знаки

Е. Регистрация товарных знаков и экспертиза заявки

1. Соотношение вопросов регистрации и охраны товарных знаков

2. Регистрационные формальности

3. Опубликование, опротестование, отмена регистрации товарных знаков

Ж. Срок действия права на товарный знак

3. Вопросы взаимоотношений работодателя и работника в связи с проблемой охраны товарного знака

И. Лицензирование товарного знака

1. Введение

2. Франчайзинг

К. Права владельца товарного знака

1. Как помешать другим лицам использовать товарный знак

2. Меры против «размывания» товарного знака

3. Использование необремененного знака

Л. Ограничение прав владельца товарного знака

1. Использование товарных знаков применительно к товару, частично утратившему свои свойства

2. Использование товарных знаков в рекламе сравнительного характера

М. Гражданско-правовые средства охраны товарных знаков

1. Доказывание нарушения права на товарный знак

2. Доказывание «размывания» товарного знака

3. Судебный запрет на использование товарного знака

4. Возмещение ущерба

Н. Меры административного характера

О. Уголовно-правовые меры охраны товарных знаков

П. Роль юриста в охране товарных знаков

1. Реестр товарных знаков и план их охраны

2. Выбор товарного знака

X. Виды интеллектуальной собственности, близкие к товарным знакам

А. Коллективные знаки

Б. Сертификационные знаки

В. Названия географических объектов

Г. Фирменные наименования

Д. «Пассинг-оф», или выдача своих товаров за товары других производителей

Е. Охрана имен и изображений известных людей

Ж. Охрана литературных образов

3. Использование литературных образов в исполнении реальных актеров

XI. Будущее права интеллектуальной собственности

А. Эффективность правоприменения

Б. От авторских прав к контракту

В. Всемирный патент

Г. Товарный знак как собственность

Д. Новые формы интеллектуальной собственности

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга создана в соавторстве двумя известными специалистами в области интеллектуальной собственности — профессором Иллинойсского университета Питером Мэггсом (США) и профессором Санкт-Петербургского государственного университета А.П. Сергеевым (Россия).

Соавторы не ставили перед собой задачу дать всеобъемлющий анализ основных проблем правовой охраны интеллектуальной собственности, так как ограниченный объем книги не позволял этого сделать. Целью работы является рассмотрение лишь общих положений, дающих читателю представление о современном состоянии правовой охраны интеллектуальной собственности в мире вообще и в Российской Федерации в частности.

Структура книги в целом, планы построения ее отдельных разделов и глав, а также круг обсуждаемых в них вопросов заданы Питером Мэггсом. В его задачу входило освещение общих положений права интеллектуальной собственности с позиций требований основных международных конвенций и соглашений в рассматриваемой области и принятого в мире понимания главных проблем права интеллектуальной собственности. Безусловно, на рассмотрении этих вопросов не могло в некоторой степени не сказаться то обстоятельство, что П. Мэггс является представителем англоамериканского права, которое ему знакомо гораздо лучше, чем право стран континентальной Европы. Поэтому большинство приводимых им примеров относится к американскому законодательству.

Перед российским соавтором стояла задача показать, как эти проблемы решаются в российском законодательстве, насколько оно соответствует общепринятым стандартам и в чем состоит российская специфика. В конце большинства глав и параграфов, написанных П. Мэггсом, помещен текст, подготовленный А.П. Сергеевым (в книге этот текст выделен вертикальной линией слева) и посвященный положениям российского законодательства.

Последовательность изложения материала в книге может показаться непривычной для российского читателя. Вслед за общими положениями, посвященными понятию интеллектуальной собственности, истории ее становления и развития, а также важнейшим международным учреждениям по охране интеллектуальной собственности, первым рассматривается институт коммерческой тайны как самый древний и универсальный механизм охраны интеллектуальной собственности. В российском праве правила об охране коммерческой тайны появились, напротив, совсем недавно, а сам указанный институт пока еще не занял должного места в системе мер охраны интеллектуальной собственности.

Затем исследуются вопросы патентно-правовой охраны, причем рамки патентного права ограничиваются в соответствии с распространенной в мире традицией лишь охраной изобретений. Вопросы, связанные с полезными моделями, промышленными образцами и селекционными достижениями, освещаются в разделе, посвященном другим патентоспособным объектам интеллектуальной собственности. Как известно, в российском праве интеллектуальной собственности воплощен иной подход, в соответствии с которым патентное право охватывает собой охрану не только изобретений, но и полезных моделей и промышленных образцов.

Аналогичным образом обстоит дело и с авторским правом, которое в настоящей книге рассматривается лишь как институт, охраняющий права на произведения науки, литературы и искусства. Охрана исполнений, фонограмм, передач эфирного и кабельного вещания, равно как и охрана топологий интегральных микросхем и баз данных, освещаются в разделе о видах интеллектуальной собственности, близких к авторским правам. Российское законодательство об интеллектуальной собственности построено несколько иначе, что обычно и находит отражение в работах российских специалистов.

Завершают книгу разделы, посвященные товарным знакам и другим сходным с ними средствам индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Здесь также пришлось столкнуться с несовпадающим пониманием некоторых объектов интеллектуальной собственности, в частности с различной трактовкой таких средств индивидуализации, как фирменное наименование, коллективный товарный знак и некоторые другие.

Следует отметить, что по ряду обсуждаемых в книге вопросов позиции соавторов несколько расходятся. Вместе с тем в работе нет прямых дискуссий, вести которые не позволил ограниченный объем книги.

Настоящая работа предназначена прежде всего для юристов, специализирующихся в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, а также лиц, занимающихся использованием объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, книга может представлять интерес для создателей произведений науки, литературы и искусства, технических разработок и творцов иных интеллектуальных достижений, студентов-юристов, адвокатов, судей и других лиц, применяющих закон.