logo
Мэггс П

1. Соотношение вопросов регистрации и охраны товарных знаков

В подавляющем большинстве стран действует положение о том, что регистрация товарного знака является непременным условием для наступления охраны.

Исключением в этом плане являются Соединенные Штаты Америки, страна, где в соответствии с общим правом и законодательством штатов охраняются и не зарегистрированные, но вошедшие в обиход товарные знаки. Тем не менее даже в этой стране настоятельно рекомендуется товарные знаки регистрировать, поскольку законом в их отношении предусматривается значительно более высокий уровень охраны. В отличие от ситуации с охраной авторских прав, которая автоматически осуществляется без всяких формальностей по всему миру, товарные знаки, как правило, охраняются только в тех странах, где они зарегистрированы, хотя в соответствии с Парижской конвенцией охрана предоставляется общеизвестным знакам даже в тех странах, где они не зарегистрированы. По мере развития международной торговли для компаний, проводящих по всему миру маркетинг своей продукции, становится все более неудобным соблюдать формальности систем регистрации товарных знаков в десятках различных стран. Ситуация усложняется, когда возникает проблема реального становления товара на рынке разных стран. По этой причине ст. 25 Соглашения ТРИПС вводит положение, снимающее требование предварительной регистрации товарного знака:

«3. Страны — участницы Соглашения могут проводить регистрацию знака находящегося в обороте товара. Реальное использование товарного знака не должно быть непременным условием заявки на регистрацию. До истечения трехлетнего срока с даты подачи заявки не может быть отказано в регистрации товарного знака исключительно на том основании, что предполагавшееся использование товарного знака не имело места».

В Российской Федерации обозначение товара признается товарным знаком лишь с момента его государственной регистрации. Регистрацией знаков занимается Патентное ведомство РФ, в компетенцию которого, среди прочего, входит принятие и рассмотрение заявок на товарные знаки, а также выдача соответствующих правоподтверждающих документов. Факт регистрации знака имеет правоустанавливающее значение, поскольку с этого момента заявитель признается его единственным правомочным пользователем.