3.Право на переработку
Еще одним важным правом является право перерабатывать произведение. Статья 12 Бернской конвенции гласит, что «авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений».
Исключительное право автора разрешать переработку своего произведения может повлечь за собой две совершенно различные ситуации. В первой переделка произведения связана с копированием оригинала. Например, какая-то кинокомпания решает адаптировать широкоформатный фильм для использования на видео. Понятно, что, если у этой компании нет лицензии на производство видеокассет, она сделает сразу два нарушения: нарушит право на воспроизведение и право на переделку произведения. В результате выяснения обстоятельств может обнаружиться, что право на воспроизведение и право на переработку принадлежат разным людям. Лицом может быть получено у автора разрешение только на демонстрацию фильма в кинотеатрах и не получено право на переделку пленки под формат видео. Право на адаптацию можно нарушить без копирования. Художник может изготовить и продать 100 экземпляров черно-белого рисунка фильма. Купившее их лицо может нанять художника по цвету для добавления краски к рисункам. Получается, что в данном случае мы не имеем дела с воспроизведением произведения, но здесь можно усмотреть нарушение права на его переделку. Кроме того, и ниже мы будем говорить об этом, в данном случае может иметь место и нарушение неимущественных прав специалиста, переделывавшего фильм под видеоформат.
Статья 14 Бернской конвенции содержит очень важные специальные положения об исключительном праве автора разрешать переделку своих произведений:
«1) Авторы литературных и художественных произведений имеют исключительное право разрешать:
1) кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или распространенных таким образом произведений;
2) Переделка в любую другую художественную форму кинематографической постановки, производной от литературного или художественного произведения, требует, независимо от разрешения ее автора, также и разрешения автора оригинального произведения».
Таким образом, автор романа обладает исключительным правом разрешить его использование для создания художественного фильма.
Иногда возникают споры в отношении художественных фильмов, сделанных на основе материалов о реальных событиях, например фильм «Титаник». Очевидно, что в фильме будет много сцен, подобных тем, что описаны в исторических работах на эту тему. Если бы сцены фильма имели сходство со сценами, описанными в романе, то возникли бы серьезные доказательства того, что создатели фильма нарушили исключительные права автора романа. Сам же по себе простой факт, что в кинофильме показаны реальные события, похожие на те, что описаны в романе, доказательством нарушения прав не является. Фактический материал о подробностях гибели «Титаника» является общим достоянием. И на основании этого материала любой художник может делать свой фильм.
Право автора на переработку включает в себя как возможность автора самостоятельно перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр, так и возможность давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.
Право на переработку произведения охватывает собой все виды произведений и все виды переработок. Это следует подчеркнуть особо, так как до последнего времени данное право касалось лишь переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот. В остальных случаях чужие изданные произведения могли без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора использоваться для создания нового, творчески самостоятельного произведения (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося не санкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав.
Применительно к программам для ЭВМ и базам данных переработка именуется модификацией и означает любые их изменения, кроме тех, которые осуществляются исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных его программ.
После смерти автора в течение срока действия авторского права право давать согласие на переработку осуществляется его наследниками. Никаких иных временных или других ограничений данного права законодательство не предусматривает.
- П.Б.Мэггс а.П.Сергеев интеллектуальная
- V. Патенты
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- VII. Авторское право
- VIII. Виды интеллектуальной собственности, близкой к авторским правам
- IX. Товарные знаки
- I. Введение. Основные институты права интеллектуальной собственности
- II. История развития права
- 1. Интернационализация права интеллектуальной собственности
- 2. Дисбаланс интересов стран, экспортирующих и импортирующих объекты интеллектуальной собственности
- III. Международные учреждения по охране интеллектуальной собственности
- IV. Коммерческая тайна
- 2. Обратный технический анализ
- 3. Добросовестное приобретение
- 2. Возможности и пределы охраны коммерческой тайны в рамках отношений «работодатель—работник» по трудовому контракту
- 1. Контракты
- 2. Технические средства
- 3. Шифрование
- 4. Компьютерная безопасность
- 2. План по охране коммерческой тайны
- V. Патенты
- 1. Парижская конвенция
- 3. Договор о патентной кооперации (рст)
- 4. Будапештский договор
- 2. Конвенция о патентах Европейского союза
- 3. Евразийская патентная конвенция
- 2. Новизна
- 3. Изобретательский уровень
- 4. Промышленная применимость
- 2. Заявление о выдаче патента
- 3. Описание изобретения
- 4. Формула изобретения
- 3. Дата приоритета
- 2. Права на способ изготовления
- 1. Свободное использование запатентованных объектов
- 2. Использование патента без согласия патентообладателя
- 1. Судебная экспертиза юридической силы патента
- 2. Судебное исследование формулы изобретения
- 3. Судебные запреты и возмещение убытков, причиненных нарушением прав патентообладателя
- 1. Как избежать нарушения патентных прав
- 2. Когда следует избирать патентную охрану
- 3. Что делать, если произошло нарушение патентного права
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- 2. Сорта растений
- 3. Породы животных
- VII. Авторское право
- 1. Бернская конвенция
- 2. Всемирная конвенция об авторском праве
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и охрана авторских прав
- 4. Договор воис по авторским правам
- 1. Требование объективной формы выражения произведения
- 2. Признак творчества
- 3. Объекты авторского права
- 1. Запреты на формальности в Бернской конвенции
- 3. Необязательность регистрации авторского права
- Длительность срока охраны
- 2. Продление срока охраны авторским правом до 70 лет
- 3. Сокращение срока охраны авторским правом
- 4. Восстановление авторских прав: ст. 18 Бернской конвенции
- 1. Права работодателя при отсутствии трудового контракта с работником
- 2. Ограничение свободы трудового контракта между работником и работодателем
- 3. Имущественные права обладателя авторского права
- 2. Право на воспроизведение
- 3.Право на переработку
- 4. Право на перевод
- 5. Право на распространение
- 6. Право проката
- 7. Право на публичное исполнение
- 8. Право на передачу в эфир
- 9. Право на иные формы публичной передачи
- 2. Свободное использование
- 3. Обязательное оформление разрешений на использование авторских произведений (принудительное лицензирование)
- 4. Ограничение права на репродуцирование
- 1. Неимущественные права
- 2. Droit de suite, или право следования
- 1. Общие принципы
- 2. Ограничение уступок и лицензирования авторских прав
- 3. Соблюдение формальностей при уступке или лицензировании авторских прав
- 1. Доказывание права авторства
- 2. Доказывание нарушения права авторства
- 3. Средства защиты права авторства
- 1. Когда следует избирать авторско-правовую охрану
- 2. Регулирование прав лиц, работающих по трудовому контракту и по временному соглашению
- 3. Лицензирование и уступка авторских прав
- VIII. Виды интеллектульной собственности, близкой к авторским правам
- 1. Римская конвенция
- 2. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
- 4. Договор воис об исполнениях и фонограммах
- 5. Охраняемые права исполнителей
- 6. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций
- IX. Товарные знаки
- 1. Охрана прав потребителя
- 2. Охрана от недобросовестной конкуренции
- 1. Парижская конвенция
- 2. Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков
- 3. Протокол к Мадридскому соглашению
- 4. Договор о законодательстве по товарным знакам
- 5. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков
- 6. Соглашение трипс
- 1. Знаки, не подлежащие регистрации
- 2. Знаки, которым может быть отказано в регистрации
- 1. Соотношение вопросов регистрации и охраны товарных знаков
- 2. Регистрационные формальности
- 3. Вопросы взаимоотношений работодателя и работника в связи с охраной товарного знака
- 1. Введение
- 2. Франчайзинг
- 1. Как помешать другим лицам использовать товарный знак
- 2. Меры против «размывания» товарного знака
- 3. Использование необремененного знака
- 1. Использование товарных знаков применительно к товару, частично утратившему свои свойства
- 2. Использование товарных знаков в рекламе сравнительного характера
- 1. Доказывание нарушения права на товарный знак
- 2. Доказывание «размывания» товарного знака
- 3. Судебный запрет на использование товарного знака
- 4. Возмещение ущерба
- 1. Реестр товарных знаков и план их охраны
- 2. Выбор товарного знака
- X. Виды интеллектуальной собственности, близкие к товарным знакам
- 3. Использование литературных образов в исполнении реальных актеров
- XI. Будущее права интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность