2. Франчайзинг
Франчайзинг — это, как правило, такая форма лицензии на использование товарного знака, которая сопровождается оказанием помощи со стороны обладателя товарного знака (франчайзера) лицу, владеющему предприятием, которое осуществляет свою деятельность на условиях заключенного с франчайзером договора (яркий пример — предприятия быстрого питания). Лицензионные франчайзинговые договоры несколько отличаются от других договоров о лицензировании товарного знака и в их отношении имеются важные вопросы правового характера. Эти договоры носят, как правило, более детализированный характер, уточняя все аспекты взаимоотношений между сторонами. К сожалению, существует множество «хитроумных» мошеннических схем франчайзинга, по которым франчайзер получает деньги по договору, рисуя несбыточные картины баснословных доходов. Поэтому действующие во многих странах законы и различные подзаконные акты, регулирующие соблюдение правил честного ведения бизнеса, направлены на то, чтобы строго соблюдались все обязательства, взятые на себя франчайзером в отношении будущего франчайзи. Вторая проблема связана с тем, что инвестиции, вкладываемые в новое предприятие, служат, главным образом, поддержанию доброй воли франчайзера, а отнюдь не поддержке самого предприятия. По этой причине в ряде стран действует ограничение на право франчайзера отказывать в продлении срока действия договора, несмотря на то, что такое ограничение идет вразрез с общими принципами свободного рынка.
В российском праве специальные правила о договоре франчайзинга, который официально именуется договором коммерческой концессии, появились относительно недавно, с принятием части второй Гражданского кодекса РФ. Эти правила разработаны с учетом мирового опыта правового регулирования того комплекса отношений, который возникает в связи с предоставлением одним предпринимателем (правообладателем) другому (пользователю) права выступать в обороте под коммерческим именем правообладателя. Для этого пользователю предоставляется возможность использовать в своей хозяйственной деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, и в первую очередь — прав на средства индивидуализации правообладателя, включая и право на товарный знак.
С учетом того, что договор коммерческой концессии создает реальную опасность введения третьих лиц, в особенности потребителей, в заблуждение относительно личности лица, продающего им товары или оказывающего услуги, закон уделяет особое внимание защите их законных интересов. Правила ГК, посвященные этим вопросам, носят императивный характер и не могут быть отменены или изменены соглашением сторон. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 1032 ГК пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование и другие средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Конкретных форм такого информирования Кодекс не устанавливает, так как они зависят от характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем. Но само указание на необходимость использования «наиболее очевидного» для потребителей способа информирования показывает, что на пользователя возлагается бремя ответственности за любое вольное или невольное введение потребителей в заблуждение по поводу прав на пользование фирмой.
Целям защиты интересов потребителей служит и ряд других правил, в частности о субсидиарной ответственности правообладателя по предъявленным к пользователю претензиям о качестве товаров (работ, услуг) (ст. 1034 ГК ), о праве и обязанности правообладателя контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК ), и др.
Договор коммерческой концессии может заключаться на любой оговоренный сторонами срок либо без указания срока. В связи с тем, что пользователи вкладывают собственные силы и средства в продвижение фирменных наименований правообладателей на рынке, за теми из них, кто надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору, закрепляется преимущественное право на заключение договоров на новый срок на тех же условиях.
Особые требования предъявляются законом к форме заключения и прекращения договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1028 ГК он должен быть заключен в письменной форме, причем при несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Помимо этого договор подлежит регистрации в органе, осуществившем государственную регистрацию правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим государственную регистрацию пользователя.
К. Права владельца товарного знака
- П.Б.Мэггс а.П.Сергеев интеллектуальная
- V. Патенты
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- VII. Авторское право
- VIII. Виды интеллектуальной собственности, близкой к авторским правам
- IX. Товарные знаки
- I. Введение. Основные институты права интеллектуальной собственности
- II. История развития права
- 1. Интернационализация права интеллектуальной собственности
- 2. Дисбаланс интересов стран, экспортирующих и импортирующих объекты интеллектуальной собственности
- III. Международные учреждения по охране интеллектуальной собственности
- IV. Коммерческая тайна
- 2. Обратный технический анализ
- 3. Добросовестное приобретение
- 2. Возможности и пределы охраны коммерческой тайны в рамках отношений «работодатель—работник» по трудовому контракту
- 1. Контракты
- 2. Технические средства
- 3. Шифрование
- 4. Компьютерная безопасность
- 2. План по охране коммерческой тайны
- V. Патенты
- 1. Парижская конвенция
- 3. Договор о патентной кооперации (рст)
- 4. Будапештский договор
- 2. Конвенция о патентах Европейского союза
- 3. Евразийская патентная конвенция
- 2. Новизна
- 3. Изобретательский уровень
- 4. Промышленная применимость
- 2. Заявление о выдаче патента
- 3. Описание изобретения
- 4. Формула изобретения
- 3. Дата приоритета
- 2. Права на способ изготовления
- 1. Свободное использование запатентованных объектов
- 2. Использование патента без согласия патентообладателя
- 1. Судебная экспертиза юридической силы патента
- 2. Судебное исследование формулы изобретения
- 3. Судебные запреты и возмещение убытков, причиненных нарушением прав патентообладателя
- 1. Как избежать нарушения патентных прав
- 2. Когда следует избирать патентную охрану
- 3. Что делать, если произошло нарушение патентного права
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- 2. Сорта растений
- 3. Породы животных
- VII. Авторское право
- 1. Бернская конвенция
- 2. Всемирная конвенция об авторском праве
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и охрана авторских прав
- 4. Договор воис по авторским правам
- 1. Требование объективной формы выражения произведения
- 2. Признак творчества
- 3. Объекты авторского права
- 1. Запреты на формальности в Бернской конвенции
- 3. Необязательность регистрации авторского права
- Длительность срока охраны
- 2. Продление срока охраны авторским правом до 70 лет
- 3. Сокращение срока охраны авторским правом
- 4. Восстановление авторских прав: ст. 18 Бернской конвенции
- 1. Права работодателя при отсутствии трудового контракта с работником
- 2. Ограничение свободы трудового контракта между работником и работодателем
- 3. Имущественные права обладателя авторского права
- 2. Право на воспроизведение
- 3.Право на переработку
- 4. Право на перевод
- 5. Право на распространение
- 6. Право проката
- 7. Право на публичное исполнение
- 8. Право на передачу в эфир
- 9. Право на иные формы публичной передачи
- 2. Свободное использование
- 3. Обязательное оформление разрешений на использование авторских произведений (принудительное лицензирование)
- 4. Ограничение права на репродуцирование
- 1. Неимущественные права
- 2. Droit de suite, или право следования
- 1. Общие принципы
- 2. Ограничение уступок и лицензирования авторских прав
- 3. Соблюдение формальностей при уступке или лицензировании авторских прав
- 1. Доказывание права авторства
- 2. Доказывание нарушения права авторства
- 3. Средства защиты права авторства
- 1. Когда следует избирать авторско-правовую охрану
- 2. Регулирование прав лиц, работающих по трудовому контракту и по временному соглашению
- 3. Лицензирование и уступка авторских прав
- VIII. Виды интеллектульной собственности, близкой к авторским правам
- 1. Римская конвенция
- 2. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
- 4. Договор воис об исполнениях и фонограммах
- 5. Охраняемые права исполнителей
- 6. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций
- IX. Товарные знаки
- 1. Охрана прав потребителя
- 2. Охрана от недобросовестной конкуренции
- 1. Парижская конвенция
- 2. Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков
- 3. Протокол к Мадридскому соглашению
- 4. Договор о законодательстве по товарным знакам
- 5. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков
- 6. Соглашение трипс
- 1. Знаки, не подлежащие регистрации
- 2. Знаки, которым может быть отказано в регистрации
- 1. Соотношение вопросов регистрации и охраны товарных знаков
- 2. Регистрационные формальности
- 3. Вопросы взаимоотношений работодателя и работника в связи с охраной товарного знака
- 1. Введение
- 2. Франчайзинг
- 1. Как помешать другим лицам использовать товарный знак
- 2. Меры против «размывания» товарного знака
- 3. Использование необремененного знака
- 1. Использование товарных знаков применительно к товару, частично утратившему свои свойства
- 2. Использование товарных знаков в рекламе сравнительного характера
- 1. Доказывание нарушения права на товарный знак
- 2. Доказывание «размывания» товарного знака
- 3. Судебный запрет на использование товарного знака
- 4. Возмещение ущерба
- 1. Реестр товарных знаков и план их охраны
- 2. Выбор товарного знака
- X. Виды интеллектуальной собственности, близкие к товарным знакам
- 3. Использование литературных образов в исполнении реальных актеров
- XI. Будущее права интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность