logo
Мэггс П

2. Когда следует избирать патентную охрану

Ключевой совет, который юрисконсульт может дать своему клиенту — частному изобретателю или фирме, занимающейся исследованиями, это совет о том, когда следует прибегать к патентной охране. Во многих случаях такая охрана может оказаться просто недоступной ввиду непатентоспособности объекта. Для какой-то компании список ее клиентов может быть весьма ценной коммерческой тайной, но он явно не патентоспособен. Кинофильм может быть защищен авторским правом и договорами с кинотеатрами и телекомпаниями, но он никак не может быть запатентован. А вот новый производственный процесс может получить охрану и как коммерческая тайна, и как изобретение. Поэтому здесь важно выбрать, какой именно вид охраны является целесообразным. Новый притягательный товар широкого спроса очень скоро будет скопирован, если его не запатентовать. Но патентование — очень дорогая процедура. Получение мировой патентной охраны на изобретение может стоить около полумиллиона долларов. Поэтому автор изобретения должен тщательно взвесить стоимость получения патента и объем ожидаемой прибыли. Он может принять решение о выборочном патентовании своего изобретения, например только в США и в Японии, и не патентовать его в таких странах, как Германия, где стоимость процедур оформления очень высока, или Эстония, где рынок чрезвычайно мал. Для компаний, занятых исследованиями и изобретательством, важно наладить настоящий процесс получения патентов. Это означает, что работникам этих компаний вменяется в обязанность (которая кроме всего прочего поощряется материально) сообщать о результативных идеях, которые могут привести к получению патента. Они должны работать в тесном контакте либо с находящимися в штате компании экспертами по патентам, либо с экспертами, специально приглашаемыми в компанию для обзора банка идей. Компания должна иметь стратегическое бюджетное планирование, предусматривающее расходы на патентование. С учетом того, что процесс патентования требует больших затрат, компания должна отбирать для патентования наиболее продуктивные с точки зрения мирового рынка идеи (например, карбюратор, экономящий расход топлива), которые, будучи претворенными в изобретение, могут быть востребованы во многих странах. При этом изобретения местного значения надо патентовать ограниченно (например, способы получения оливкового масла патентовать в Греции, Италии и Испании, но не в Финляндии или Японии), и не патентовать совсем изобретения, если расчеты показывают, что их применение не оправдает затрат на процесс оформления (например, усовершенствование ручной маслобойки).

Действие патентов на объекты промышленной собственности, как правило, ограничивается территорией тех государств, патентные ведомства которых их выдали. Чтобы разработка пользовалась правовой охраной в других странах, она должна быть там запатентована. Иными словами, обладатель прав на разработку должен составить и подать заявку на выдачу патента во всех тех странах, где он желает получить охрану.

Вполне понятно, что при этих условиях обеспечение охраны разработки в сравнительно широких масштабах требует затраты больших сил и средств, которые должны соизмеряться с теми выгодами, на которые может рассчитывать патентообладатель. И хотя за последние годы усилиями мирового сообщества создан механизм, который значительно облегчает процедуру зарубежного патентования, перед патентообладателем всякий раз встает немало вопросов, связанных с выбором стран и процедуры патентования, форм и мероприятий, необходимых для реализации объектов техники на внешнем рынке и т.п.

Прежде всего патентообладатель должен решить вопрос относительно целесообразности самого зарубежного патентообладания. Для патентования за границей отбираются разработки, имеющие перспективы коммерческой реализации в виде экспорта продукции, продажи лицензий, создания совместных предприятий и т.п.

Патентование разработок за границей, как правило, целесообразно, если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические и иные показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами. При этом есть смысл патентовать лишь такие разработки, за использованием которых можно осуществлять практический контроль. Если же применение разработки ограничивается внутренними потребностями зарубежных фирм и может быть осуществлено любым заинтересованным лицом лишь на основе сведений, содержащихся в описании, перспективы коммерческой реализации такой разработки на внешнем рынке практически отсутствуют.

Далее, принимая решение о зарубежном патентообладании, заявитель должен учитывать требования российского патентного законодательства. Патентный закон РФ устанавливает, что патентование разработки за рубежом осуществляется не ранее чем через три месяца после подачи заявки в Патентное ведомство РФ (ст. 35 Патентного закона РФ). В отдельных случаях Патентное ведомство РФ может разрешать патентование разработки за рубежом и ранее указанного срока, но подача заявки в Патентное ведомство РФ все равно необходима.

Наконец, должны учитываться особенности патентного законодательства стран патентования и участие этих стран в международных и региональных договорах по охране промышленной собственности. В разных странах к патентоспособности разработок предъявляются разные требования; решения, не охраняемые в одних странах, могут быть вполне патентоспособными в других; по-разному определяется приоритет заявки и т.п.