4. Восстановление авторских прав: ст. 18 Бернской конвенции
В ст. 18 Бернской конвенции содержится важное положение, затрагивающее страны, сравнительно недавно присоединившиеся к Конвенции (такие, как Китай, Россия и США). Этим положением предусматривается охрана произведений, которые «к моменту вступления ее (т.е. Конвенции) в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны». Соглашением ТРИПС от стран-участниц требуется полное соответствие ст. 18 в качестве условия вступления во Всемирную торговую организацию. Сказанное можно рассмотреть на следующем примере. Пол Маккартни и Джон Леннон из группы «Битлз» написали песню «Хочу держать тебя за руку» около 1963 года. Джон Леннон умер, его соавтор Пол Маккартни здравствует. Срок охраны авторским правом в Великобритании истечет через 70 лет после смерти Маккартни. Теперь предположим, что между государством «X» и Великобританией до 1998 г. не было заключено договора об охране авторских прав, и поэтому песня «Хочу держать тебя за руку» была общим достоянием в государстве «X». Если это государство вступило в Бернскую конвенцию в 1998 г., то в нем, в полном соответствии с Конвенцией, устанавливается режим охраны песни, который будет длиться еще 50 лет после смерти Пола Маккартни. Введение закона с обратной силой действия может вызвать проблемы для звукозаписывающих компаний в стране «X», которые до вступления страны в Конвенцию тиражировали записи песни «Хочу держать тебя за руку». В ст. 28 Бернской конвенции говорится: «Соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения этого принципа». Данное положение допускает некоторые отклонения от принципа обратной силы при восстановлении охраны авторских прав. Поэтому в приведенном примере в стране «X» могут быть сделаны исключения для звукозаписывающих компаний, которые на тот момент уже имели запасы сделанных записей.
Предположим, что Пол Маккартни передал свои права на песню «Хочу держать тебя за руку» компании звукозаписи. Кому перейдут восстановленные права? В Бернской конвенции по этому поводу ничего не говорится. В соответствии со ст. 18 страны по своему усмотрению решают вопрос выбора между первым правообладателем и правопреемником. Законодательство США по этому вопросу в полном соответствии с Бернской конвенцией решает вопрос в пользу первоначального правообладателя.
Вопрос о так называемой обратной силе Бернской конвенции является достаточно сложным и продолжает вызывать споры среди специалистов. Поскольку Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции лишь в 1995 г., данный вопрос приобрел особую актуальность. Казалось бы, в п. 1 ст. 18 Бернской конвенции содержится достаточно ясное решение, а именно указывается на то, что положения Конвенции должны применяться ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу для страны, присоединяющейся к Конвенции, еще не стали общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. Указанное правило не вызывало никаких вопросов и разночтений до тех пор, пока к Бернской конвенции не присоединились США, заявившие о неприменении правила об обратной силе. В последующем указанная оговорка была США снята, однако прецедент возможного отхода от принципа обратной силы Бернской конвенции был создан. При присоединении России к Бернской конвенции Правительством РФ было заявлено, что действие данной Конвенции не распространяется на произведения, которые на дату ее вступления в силу для Российской Федерации (13 марта 1995 г.) уже являлись на ее территории общественным достоянием. На наш взгляд, подобное заявление расходится с требованиями п. 1 ст. 30 Бернской конвенции, которые допускают делать оговорки лишь в строго определенных в нем случаях. Поскольку ст. 18 Конвенции этими случаями не охватывается, любые оговорки о неприменении обратной силы Бернской конвенции не имеют необходимой правовой базы. Поэтому, на наш взгляд, на территории России должны охраняться все произведения иностранных авторов из стран Бернского союза, если только они еще не перешли в общественное достояние вследствие истечения сроков охраны в самих этих странах.
Ж. Вопросы охраны авторского права в отношениях «работник—работодатель»
- П.Б.Мэггс а.П.Сергеев интеллектуальная
- V. Патенты
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- VII. Авторское право
- VIII. Виды интеллектуальной собственности, близкой к авторским правам
- IX. Товарные знаки
- I. Введение. Основные институты права интеллектуальной собственности
- II. История развития права
- 1. Интернационализация права интеллектуальной собственности
- 2. Дисбаланс интересов стран, экспортирующих и импортирующих объекты интеллектуальной собственности
- III. Международные учреждения по охране интеллектуальной собственности
- IV. Коммерческая тайна
- 2. Обратный технический анализ
- 3. Добросовестное приобретение
- 2. Возможности и пределы охраны коммерческой тайны в рамках отношений «работодатель—работник» по трудовому контракту
- 1. Контракты
- 2. Технические средства
- 3. Шифрование
- 4. Компьютерная безопасность
- 2. План по охране коммерческой тайны
- V. Патенты
- 1. Парижская конвенция
- 3. Договор о патентной кооперации (рст)
- 4. Будапештский договор
- 2. Конвенция о патентах Европейского союза
- 3. Евразийская патентная конвенция
- 2. Новизна
- 3. Изобретательский уровень
- 4. Промышленная применимость
- 2. Заявление о выдаче патента
- 3. Описание изобретения
- 4. Формула изобретения
- 3. Дата приоритета
- 2. Права на способ изготовления
- 1. Свободное использование запатентованных объектов
- 2. Использование патента без согласия патентообладателя
- 1. Судебная экспертиза юридической силы патента
- 2. Судебное исследование формулы изобретения
- 3. Судебные запреты и возмещение убытков, причиненных нарушением прав патентообладателя
- 1. Как избежать нарушения патентных прав
- 2. Когда следует избирать патентную охрану
- 3. Что делать, если произошло нарушение патентного права
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- 2. Сорта растений
- 3. Породы животных
- VII. Авторское право
- 1. Бернская конвенция
- 2. Всемирная конвенция об авторском праве
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и охрана авторских прав
- 4. Договор воис по авторским правам
- 1. Требование объективной формы выражения произведения
- 2. Признак творчества
- 3. Объекты авторского права
- 1. Запреты на формальности в Бернской конвенции
- 3. Необязательность регистрации авторского права
- Длительность срока охраны
- 2. Продление срока охраны авторским правом до 70 лет
- 3. Сокращение срока охраны авторским правом
- 4. Восстановление авторских прав: ст. 18 Бернской конвенции
- 1. Права работодателя при отсутствии трудового контракта с работником
- 2. Ограничение свободы трудового контракта между работником и работодателем
- 3. Имущественные права обладателя авторского права
- 2. Право на воспроизведение
- 3.Право на переработку
- 4. Право на перевод
- 5. Право на распространение
- 6. Право проката
- 7. Право на публичное исполнение
- 8. Право на передачу в эфир
- 9. Право на иные формы публичной передачи
- 2. Свободное использование
- 3. Обязательное оформление разрешений на использование авторских произведений (принудительное лицензирование)
- 4. Ограничение права на репродуцирование
- 1. Неимущественные права
- 2. Droit de suite, или право следования
- 1. Общие принципы
- 2. Ограничение уступок и лицензирования авторских прав
- 3. Соблюдение формальностей при уступке или лицензировании авторских прав
- 1. Доказывание права авторства
- 2. Доказывание нарушения права авторства
- 3. Средства защиты права авторства
- 1. Когда следует избирать авторско-правовую охрану
- 2. Регулирование прав лиц, работающих по трудовому контракту и по временному соглашению
- 3. Лицензирование и уступка авторских прав
- VIII. Виды интеллектульной собственности, близкой к авторским правам
- 1. Римская конвенция
- 2. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
- 4. Договор воис об исполнениях и фонограммах
- 5. Охраняемые права исполнителей
- 6. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций
- IX. Товарные знаки
- 1. Охрана прав потребителя
- 2. Охрана от недобросовестной конкуренции
- 1. Парижская конвенция
- 2. Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков
- 3. Протокол к Мадридскому соглашению
- 4. Договор о законодательстве по товарным знакам
- 5. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков
- 6. Соглашение трипс
- 1. Знаки, не подлежащие регистрации
- 2. Знаки, которым может быть отказано в регистрации
- 1. Соотношение вопросов регистрации и охраны товарных знаков
- 2. Регистрационные формальности
- 3. Вопросы взаимоотношений работодателя и работника в связи с охраной товарного знака
- 1. Введение
- 2. Франчайзинг
- 1. Как помешать другим лицам использовать товарный знак
- 2. Меры против «размывания» товарного знака
- 3. Использование необремененного знака
- 1. Использование товарных знаков применительно к товару, частично утратившему свои свойства
- 2. Использование товарных знаков в рекламе сравнительного характера
- 1. Доказывание нарушения права на товарный знак
- 2. Доказывание «размывания» товарного знака
- 3. Судебный запрет на использование товарного знака
- 4. Возмещение ущерба
- 1. Реестр товарных знаков и план их охраны
- 2. Выбор товарного знака
- X. Виды интеллектуальной собственности, близкие к товарным знакам
- 3. Использование литературных образов в исполнении реальных актеров
- XI. Будущее права интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность