2. Судебная реформа середины XIX века и развитие российской адвокатуры
Ввиду стремительного развития новых экономических отношений (бурный рост промышленных предприятий и др.), в результате отмены крепостного права в России правительством Александра II в середине 60-х гг. XIX в. был осуществлен ряд судьбоносных для России реформ практически во всех отраслях жизнедеятельности общества. Это военная реформа, крестьянская, земская, печати, школьная и др. В этом ряду судебная реформа 1864 г. заняла достойное место, оказавшись самой прогрессивной и более последовательной, так как введенные ею преобразования просуществовали с небольшими изменениями до 1917 года.
Судебными уставами 1864 г. в России была введена присяжная адвокатура. В организационном отношении это была высшая форма организации из существовавших в России. В организационном отношении это была высшая форма организации из существовавших в России.
Положение о присяжных поверенных было впервые опубликовано 30 сентября 1862 г. в дополнении № 78 «Сенатских ведомостей». Для всеобщего обсуждения было представлено около 400 замечаний, которые опубликовали в шести томах. Затем была создана комиссия из чиновников Госканцелярии, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Правительствующего сената, представителей губернских судебных учреждений и др. Всего 30 человек. В период с 26 ноября 1862 г. по 12 сентября 1864 г. комиссия рассмотрела все предложения и, обобщив их, внесла предложение утвердить Положения в виде второй главы раздела о судебных установлениях, что и было исполнено.
Введение в действие судебных уставов произошло в торжественной обстановке 17 апреля 1866 г. Именно в этот день открылись новые суды, и 27 присяжных поверенных были утверждены в этом состоянии. Имена многих из них вошли в золотой фонд Российской адвокатуры. Это — Д.В. Стасов, К.К. Арсеньев и др. Число присяжных поверенных постоянно росло, и к 1913 г. их было около 6000 человек. Имена многих из них прославили не только адвокатуру, но и Россию в целом — В.Д. Спасович, А.И. Урусов, П.Н. Александров, С.А. Адриевский, Ф.Н. Плевако, А. Я. Пассовер, Н.П. Карабчивский и др. Современники поражались обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, росту числа «выигранных дел». Демократическое движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру многих свободомыслящих, одаренных и образованных юристов, которые по своим убеждениям вынуждены были служить самодержавию, но втайне надеялись использовать судебную власть как легальную возможность обличения пороков существовавшего строя. Адвокатура стала весьма престижной и высокооплачиваемой сферой деятельности.
Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной. власти. В законе были определены условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требованиями, предъявлявшимися к судьям.
Органами самоуправления таких объединений являлись совет и общее собрание присяжных поверенных. Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.
Присяжные поверенные пользовались следующими привилегиями: правом вести гражданские дела во всех судах; правом удостоверять свое полномочие в общих судебных местах не только доверенностью, но и словесным объяснением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда; правом получения вознаграждения за ведение дел по таксе, если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем; правом передавать друг другу состязательные бумаги по гражданским делам без посредства судебных приставов или судебных рассыльных; правом быть защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.
Что касается размера и порядка выплаты вознаграждения присяжному поверенному за его труд, то они определялись письменным соглашением с клиентом. В случае, если соглашение отсутствовало, вознаграждение определялось специальной таксой, установленной министром юстиции. Такса по оплате за ведение гражданских дел была установлена в 1868 г. и не пересматривалась. Небезынтересно, что основным критерием для определения размера гонорара являлась цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент гонорара уменьшался. Представляет интерес положение, определяющее размер вознаграждения в случае «проигрыша» присяжным поверенным дела. В этом случае поверенный истца получал четвертую, а поверенным ответчика — третью часть от причитающегося ему гонорара.
Предусматривалась и ответственность присяжных поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.
Право на получение звания присяжного поверенного имели лица, соответствующие установленным в законе условиям: достижение двадцатипятилетнего возраста, наличие высшего юридического образования и пяти лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного.
Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:
1) по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
2) по назначению в случае необходимости советом присяжных или председателем суда.
Присяжными поверенными могли быть:
1) имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат);
2) прослужившие не менее 5 лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел;
3) помощники присяжных поверенных, бывшие таковыми не менее 5 лет.
Первое время Положение «О введении в действие судебных уставов 20 ноября 1864 г.» в гл. 5 допускало в число присяжных и лиц, не соответствовавших вышеперечисленным требованиям, но если они соответствовали следующим условиям:
1) не имели должного юридического образования, но окончили курс юридических наук в высших учебных заведениях, если они прослужили в судебном ведомстве не менее 4 лет или 5 лет, вели дела в качестве поверенных;
2) окончили курс в высших учебных заведениях, хотя и не по юридическому факультету, или же не получили воспитания в высших учебных заведениях, но прослужили по судебному ведомству не менее пяти лет и в течение этого времени занимали не менее года должность секретаря Сената или прочие должности не ниже 7-го класса., где могли приобрести практические сведения в производстве и решении судебных дел.
В соответствии с Положением существовали условия, при которых следующие лица не могли стать присяжным поверенным:
1) лица моложе 25 лет;
2) иностранцы, т. е. не российские подданные;
3) лица, объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состоя под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
7) исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
8) те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет доверенных, указав в нем необходимые, в соответствии с законом, сведения. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте.
Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признает нужными», выносил постановление или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или же отказывал в этом.
В случае принятия в присяжные поверенные приносилась присяга по правилам вероисповедания принимаемого.
После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.
Кандидатура утверждалась или не утверждалась министром юстиции, его решение могло быть обжаловано в Сенате.
Судебная реформа не уделила должного внимания вопросу о помощниках присяжных поверенных. В Судебных Установлениях лишь говорилось, что помощниками присяжных поверенными могли быть лица, «занимающиеся в течение пяти лет судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников».
Законом ограничивалась деятельность помощников, поскольку в нем упоминалось о них, как о лицах, которые лишь могли стать присяжными поверенными.
Не регламентировались и организационные формы этого института. Не были определены правила поступления в помощники. Не определены их права и обязанности. Ничего не говорилось о контроле над ними.
В 1874 г. был издан закон, учредивший, наряду с присяжной адвокатурой, институт частных поверенных. Для того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, как мировых, так и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство. Оно выдавалось судами, в округе, где частный поверенный осуществлял ходатайства по делам. Этими же судами накладывались и дисциплинарные наказания. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано значительно позже. Запрещалось получать звание частного поверенного женщинам.
Институт частных поверенных. в то время подвергался острой, и, вероятно, справедливой критике.
Институт частных поверенных законодатели ввели из-за недостатка присяжных. Имелось в виду, прежде всего, ведение ими только гражданских дел. Но частные поверенные, пользуясь предоставленным им ст. 565 Устава Уголовного Судопроизводства правом, очень быстро сориентировались в ситуации и стали активно вести уголовные дела.
Качество же их работы значительно уступало профессиональным присяжным поверенным. Это и неудивительно, поскольку требования, предъявляемые законом к частным поверенным, были заниженными. Так, им мог стать всякий грамотный, совершеннолетний и неучащийся, не отлученный от церкви и не исключенный со службы, из своего сословного общества или из ходатаев по чужим делам, а также не лишенный по суду всех прав состояния и не преданный суду за деяния, влекущие такое лишение прав.
Контроль за их деятельностью был недостаточен. Неправильные их действия или проступки рассматривались судами, разрешившими деятельность этих лиц.
Частные поверенные не были объединены в какую-либо организацию, в которой они могли бы повышать свой профессиональный уровень и где бы хранились и приумножались традиции профессиональной защиты.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры в результате судебной реформы строилась на следующих принципах;
-
совмещение правозаступничества с судебным представительством;
-
относительная свобода профессии;
3) относительная независимость от органов власти;
4) корпоративность и сословность организации, сочетавшаяся с элементами дисциплинарной подчиненности судам;
5) определение гонорара по соглашению с клиентом.
После проведения реформы судебная система России стала выглядеть по сравнению с прежней, более упорядоченной и стройной.
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Содержание
- Раздел 1. Общая характеристика адвокатуры и адвокатской деятельности
- Тема 1. Понятие, принципы и основы деятельности адвокатуры План
- 1. Понятие адвокатуры, статуса адвоката и адвокатской деятельности
- 2. Принципы деятельности адвокатуры
- 3. Задачи адвокатуры
- Конституционные основы деятельности адвокатуры
- 5. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.
- Тема 2. Возникновение и развитие российской адвокатуры План
- 1. Положение адвокатуры в дореформенной России
- 2. Судебная реформа середины XIX века и развитие российской адвокатуры
- 3. Создание и деятельность адвокатуры после 1917 года
- 4. Деятельность адвокатов в 1939-1970 годах
- Правовое регулирование адвокатуры России в 1980-2001 годах
- Тема 3. Организационные формы деятельности адвокатуры План
- Характеристика закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
- Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
- Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации
- 4. Организационные формы адвокатской деятельности
- Общероссийские и международные общественные объединения адвокатов
- Раздел 2. Статус адвоката
- Тема 4. Статус адвоката, его права, обязанности и полномочия План
- Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката
- 2. Права, обязанности и полномочия адвоката
- 3. Ответственность и страхование риска ответственности адвоката
- Адвокатская неприкосновенность и адвокатская тайна
- 5. Адвокатская этика
- 6. Имидж и психология в деятельности адвоката
- 7. Ораторское искусство адвоката
- 8. Оплата труда адвоката
- Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом оон по предупреждению преступлений в августе 1990 г. В Нью-Йорке) (извлечение)
- Доступ к адвокатам и юридической помощи
- Специальные гарантии в уголовной юстиции
- Квалификация и подготовка
- Обязанности и ответственность
- Гарантии деятельности адвокатов
- Свобода высказываний и ассоциаций
- Профессиональные ассоциации адвокатов
- Дисциплинарное производство
- Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции
- Выдача адвокату удостоверения
- Приложение 4
- Решение
- Совета адвокатской палаты рт от 17 февраля 2005 года
- « О порядке уведомлений о формах адвокатских образований»
- Форма уведомления для адвокатского кабинета
- Уведомление
- Примерное положение о помощнике адвоката (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Примерное положение "о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки" (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Адвокатский запрос
- Ответ муп «Единый расчетный центр города Казани»
- Жалоба адвоката
- Ответ на жалобу адвоката