logo
учебное пособие адвокатура

2. Судебная реформа середины XIX века и развитие российской адвокатуры

Ввиду стремительного развития новых экономических от­ношений (бурный рост промышленных предприятий и др.), в результате отмены крепостного права в России правительством Александра II в середине 60-х гг. XIX в. был осуществлен ряд судьбоносных для России реформ практически во всех отрас­лях жизнедеятельности общества. Это военная реформа, крес­тьянская, земская, печати, школьная и др. В этом ряду судебная реформа 1864 г. заняла достойное ме­сто, оказавшись самой прогрессивной и более последователь­ной, так как введенные ею преобразования просуществовали с небольшими изменениями до 1917 года.

Судебными уставами 1864 г. в России была введена присяжная адвокатура. В организационном отношении это была высшая форма организации из существовавших в России. В организационном отношении это была высшая форма организации из существовавших в России.

Положение о присяжных поверенных было впервые опуб­ликовано 30 сентября 1862 г. в дополнении № 78 «Сенатских ведомостей». Для всеобщего обсуждения было представлено около 400 замечаний, которые опубликовали в шести томах. Затем была создана комиссия из чиновников Госканцелярии, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Пра­вительствующего сената, представителей губернских судебных учреждений и др. Всего 30 человек. В период с 26 ноября 1862 г. по 12 сентября 1864 г. комиссия рассмотрела все предложения и, обобщив их, внесла предложение утвердить Положения в виде второй главы раздела о судебных установлениях, что и было исполнено.

Введение в действие судебных уставов произошло в торже­ственной обстановке 17 апреля 1866 г. Именно в этот день от­крылись новые суды, и 27 присяжных поверенных были утвер­ждены в этом состоянии. Имена многих из них вошли в золотой фонд Российской адвокатуры. Это — Д.В. Стасов, К.К. Арсеньев и др. Число присяжных поверенных постоянно росло, и к 1913 г. их было около 6000 человек. Имена многих из них про­славили не только адвокатуру, но и Россию в целом — В.Д. Спасович, А.И. Урусов, П.Н. Александров, С.А. Адриевский, Ф.Н. Плевако, А. Я. Пассовер, Н.П. Карабчивский и др. Современники поражались обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, росту числа «выигранных дел». Демократическое движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру многих свободомыслящих, одаренных и образованных юристов, которые по своим убеждениям вынуждены были служить самодержавию, но втайне надеялись использовать судебную власть как легальную возможность обличения пороков существовавшего строя. Адвокатура стала весьма престижной и высокооплачиваемой сферой деятельности.

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной. власти. В законе были определены условия, которые предъявлялись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требованиями, предъявлявшимися к судьям.

Органами самоуправления таких объединений являлись совет и общее собрание присяжных поверенных. Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.

Присяжные поверенные пользовались следующими привилегиями: правом вести гражданские дела во всех судах; правом удостоверять свое полномочие в общих судебных местах не только доверенностью, но и словесным объяснением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда; правом получения вознаграждения за ведение дел по таксе, если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем; правом передавать друг другу состязательные бумаги по гражданским делам без посредства судебных приставов или судебных рассыльных; правом быть защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.

Что касается размера и порядка выплаты вознаграждения присяжному поверенному за его труд, то они определялись письменным соглашением с клиентом. В случае, если соглашение отсутствовало, вознаграждение определялось специальной таксой, установленной министром юстиции. Такса по оплате за ведение гражданских дел была установлена в 1868 г. и не пересматривалась. Небезынтересно, что основным критерием для определения размера гонорара являлась цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент гонорара уменьшался. Представляет интерес положение, определяющее размер вознаграждения в случае «проигрыша» присяжным поверенным дела. В этом случае поверенный истца получал четвертую, а поверенным ответчика — третью часть от причитающегося ему гонорара.

Предусматривалась и ответственность присяжных поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.

Право на получение звания присяжного поверенного имели лица, соответствующие установленным в законе условиям: достижение двадцатипятилетнего возраста, наличие высшего юридического образования и пяти лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного.

Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:

1) по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;

2) по назначению в случае необходимости советом присяж­ных или председателем суда.

Присяжными поверенными могли быть:

1) имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экс­тернат);

2) прослужившие не менее 5 лет по судебному ведомству на должностях, позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел;

3) помощники присяжных поверенных, бывшие таковы­ми не менее 5 лет.

Первое время Положение «О введении в действие судеб­ных уставов 20 ноября 1864 г.» в гл. 5 допускало в число присяжных и лиц, не соответствовавших вышеперечисленным требованиям, но если они соответствовали следующим условиям:

1) не имели должного юридического образования, но окончили курс юридических наук в высших учебных заведениях, если они прослужили в судебном ведомстве не менее 4 лет или 5 лет, вели дела в качестве поверен­ных;

2) окончили курс в высших учебных заведениях, хотя и не по юридическому факультету, или же не полу­чили воспитания в высших учебных заведениях, но прослужили по судебному ведомству не менее пяти лет и в течение этого времени занимали не менее года должность секретаря Сената или прочие должности не ниже 7-го класса., где могли приобрести практические сведения в производстве и решении судебных дел.

В соответствии с Положением существовали условия, при которых следующие лица не могли стать присяжным поверенным:

1) лица моложе 25 лет;

2) иностранцы, т. е. не российские подданные;

3) лица, объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или обще­ственные должности без жалованья;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужи­тели, лишенные духовного сана по приговорам духов­ного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступ­ки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состоя под судом за такие пре­ступления или проступки, не оправданы судебными при­говорами;

7) исключенные со службы по суду или из духовного ве­домства за пороки, или же из среды обществ и дворян­ских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

8) те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет доверенных, указав в нем необходи­мые, в соответствии с законом, сведения. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о пре­тенденте.

Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, ко­торые признает нужными», выносил постановление или о при­нятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выда­валось ему надлежащее свидетельство, или же отказывал в этом.

В случае принятия в присяжные поверенные приносилась присяга по правилам вероисповедания принимаемого.

После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверен­ных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетель­стве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.

Кандидатура утверждалась или не утверждалась министром юстиции, его решение могло быть обжаловано в Сенате.

Судебная реформа не уделила должного внимания вопросу о помощниках присяжных поверенных. В Судебных Установлениях лишь говорилось, что помощниками присяжных поверенными могли быть лица, «занимающиеся в течение пяти лет судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников».

Законом ограничивалась деятельность помощников, поскольку в нем упоминалось о них, как о лицах, которые лишь могли стать при­сяжными поверенными.

Не регламентировались и организационные формы этого института. Не были определены правила поступления в помощники. Не определены их права и обязанности. Ничего не говорилось о контроле над ними.

В 1874 г. был издан закон, учредивший, наряду с присяжной адвокатурой, институт частных поверенных. Для того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, как мировых, так и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство. Оно выдавалось судами, в округе, где частный поверенный осуществлял ходатайства по делам. Этими же судами накладывались и дисциплинарные наказания. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано значительно позже. Запрещалось получать звание частного поверенного женщинам.

Институт частных поверенных. в то время подвергался острой, и, вероятно, справедливой критике.

Институт частных поверенных законодатели ввели из-за недостатка присяжных. Имелось в виду, прежде всего, ведение ими только гражданских дел. Но частные поверенные, пользуясь предоставленным им ст. 565 Устава Уголовного Судопроизводства правом, очень быстро сориентировались в ситуации и стали активно вести уголовные дела.

Качество же их работы значительно уступало профессиональным присяжным поверенным. Это и неудивительно, поскольку требования, предъявляемые законом к частным поверенным, были заниженными. Так, им мог стать всякий грамотный, совершеннолетний и неучащийся, не отлученный от церкви и не исключенный со службы, из своего сословного общества или из ходатаев по чужим делам, а также не лишенный по суду всех прав состояния и не преданный суду за деяния, влекущие такое лишение прав.

Контроль за их деятельностью был недостаточен. Неправильные их действия или проступки рассматривались судами, разрешившими деятельность этих лиц.

Частные поверенные не были объединены в какую-либо организацию, в которой они могли бы повышать свой профессиональный уровень и где бы хранились и приумножались традиции профессиональной защиты.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры в результате судебной реформы строилась на следующих принципах;

  1. совмещение правозаступничества с судебным представительством;

  2. относительная свобода профессии;

3) относительная независимость от органов власти;

4) корпоративность и сословность организации, сочетавшаяся с элементами дисциплинарной подчиненности судам;

5) определение гонорара по соглашению с клиентом.

После проведения реформы судебная система России стала выглядеть по сравнению с прежней, более упорядоченной и стройной.