logo
учебное пособие адвокатура

3. Создание и деятельность адвокатуры после 1917 года

Февральская революция 1917 года породила надежду на демократизацию как российского общества, так и адвокатуры.

Трудно сказать, как фактически преобразовало бы Временное правительство адвокатуру в России, но период его деятельности был весьма коротким, и Великая Октябрьская социалистическая револю­ция 1917 г., и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению русской, так называемой «буржуазной» адвокатуры и лишению ее лучших традиций.

Многие адвокаты были уничтожены физически как представители враждебного пролетариату класса. Другие оказались в концлагерях. А оставшиеся на свободе были лишены права выступать в судах.

Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. социалистическая рево­люция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, наряду с ними — присяжную и частную адвокатуру. Этим же Декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Первой попыткой воссоздать адвокатуру явилась Инструк­ция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаний и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г., в соот­ветствии с которой народным комиссариатом юстиции при революционных трибуналах образовывались коллегии правозащитников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками. Коллегии правозащитников создавались путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию, но нужна была рекомендация Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно Инструкции от 19 декабря 1917 г., обвиняемый мог воспользоваться также защитником из числа лиц, присутствующих в зале суда.

Поскольку члены коллегии правозащитников выступали лишь по наиболее сложным уголовным делам, подсудным трибуналам, то се вряд ли можно было считать адвокатурой. Всю иную юридическую помощь гражданам оказывали бывшие присяжные поверенные, при­сяжные юрисконсульты и другие лица, нелегально занимавшиеся адвокатской практикой.

Шло время. Дела разбирались путано. И пролетарскому государству потребовалась новая форма организации защиты. Это было осуществлено Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г., который гласил, что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, т.е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и обще­ственной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, изби­раемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату.

В основу Декрета были положены поправки В.И. Ленина, касающиеся трех основных вопросов организации защиты:

1) при каком органе должны состоять защитники;

2) какой должна быть организация защиты и

  1. кем комплектуются органы советской защиты.

В Декрете указывалось, что правозаступничество является обще­ственной функцией.

На основании Декрета о суде № 2 Советы депутатов трудящихся издавали «Положение о коллегий правозаступников». Плата за осуществление защиты определялась свободным соглашением с клиентом.

Организация коллегий правозаступников на местах шла с большим трудом, так как представители уничтоженной адвокатуры всячески саботировали создание новых коллегий.

Адвокатура оказалась разрушенной, а «адвокаты — народные представители» не были готовы осуществлять в суде функции защи­ты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал, а защитники и представители попали в зависимость от местных властей.

Эта зависимость стала еще большей после принятия Декрета ВЦИК от 30 ноября 1918 г., утвердившего Положение «О народном суде РСФСР». Этим положением безоговорочно признавалось сохранение коллегий правозаступников, которые стали именоваться «коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе».

Члены коллегии избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, по­лучавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон су­дом и зачислялась в доход Республики по смете Народного ко­миссариата юстиции (ст. 42).

Положение четко устанавливало, кто, кроме членов коллегий за­щитников, может быть защитником и представителем сторон в суде. Согласно ст. 47 Положения ими могли быть: близкие родные тяжущихся, как-то: родители, дети, супруги, братья и сестры, юрисконсульты советских учреждений по уполномочию их руководящих органов.

Обязательным участие защитника в уголовном процессе было тогда, когда дело по обвинению его рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, т.е. по делам об убийстве, разбое, изнасиловании, спекуляции, и в том случае, если по делу выступал обвинитель.

Контроль за деятельностью коллегий защитников возлагался на губернские отделы юстиции. Они должны были периодически проводить совещания членов коллегий, следственных комиссий и народных судей для единого направления их деятельности. Фактически же это означало полную зависимость адвокатуры от государственных орга­нов в лице губернских отделов юстиции.

Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, так как по сути своей не подходила для тотали­тарного государства. 11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регист­рации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-дневный срок с момента опубликования постановления дол­жны были зарегистрироваться в отделах по учету и распреде­лению рабочей силы местных советов, и их должны были в по­рядке отбывания трудовой повинности направлять в учрежде­ния, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации они объявлялись дезертирами и подлежали суду.

Но даже в таком виде власти были недовольны работой членов коллегии защитников и 21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.

Ст. 43 данного Положения устанавливала, что в качестве защитников судебными органами привлекались граждане, «способные исполнять эту обязанность». Районные, городские и уездные исполкомы составляли особые списки кандидатов. Если лица, привлеченные судом в качестве защитников, состояли на службе, то они освобождались на время участия в процессе от своей основной работы с сохранением зарплаты. Лица же, привлеченные в качестве защитников и не состоявшие на службе, получали минимальную заработную плату, установленную для данной категории лиц.

В том случае, если суд не имел в списке лиц, подлежащих привлечению для защиты в порядке трудовой повинности, то в качестве за­щитников могли быть привлечены консультанты отделов юстиции и представители общественных организаций, в которых состоял обвиняемый. В гражданском процессе в качестве представителей сторон могли выступать, как и прежде, ближайшие родственники тяжущихся: родители, дети, супруги, братья и сестры, а также по уполномочию руководящих органов представители советских учреждений.

Период 1917—1920 гг. ознаменовался тотальным уничтожением русской адвокатуры, всего того прогрессивного и полезного, что было заложено в судебных реформах 60-х годов прошлого столетия.

Гражданская война в России закончилась. В ходе заседаний 25-26 мая 1922 года Всесоюзный централь­ный исполнительный комитет принял Положение об адвока­туре, определившее общие черты корпорации и функции кол­легий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников. В соответствии с данным положением коллегии защитни­ков создавались в каждой губернии при губернских судах. Кол­легия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных уч­реждениях и предприятиях, за исключением занимавших вы­борные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало об­разовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.

Руководство коллегией должно было осуществляться пре­зидиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены колле­гий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумами. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия в прокуратуру.

7 июня 1923 г. Постановлением ВЦИК Положение о кол­легии защитников было внесено в Положение о судоустрой­стве отдельной главой.

20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и ок­ружным судам было дано право устанавливать предельное чис­ло членов коллегий защитников.

В 1927 г. решением центральных партийных органов адвока­там - членам ВКП(б) запрещалась частная практика. Долго шел спор, можно ли адвокатам заниматься частной практикой. В про­ектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разрешалось, и частная практика рассматривалась как аль­тернатива деятельности адвокатов в коллегиях.