3. Создание и деятельность адвокатуры после 1917 года
Февральская революция 1917 года породила надежду на демократизацию как российского общества, так и адвокатуры.
Трудно сказать, как фактически преобразовало бы Временное правительство адвокатуру в России, но период его деятельности был весьма коротким, и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению русской, так называемой «буржуазной» адвокатуры и лишению ее лучших традиций.
Многие адвокаты были уничтожены физически как представители враждебного пролетариату класса. Другие оказались в концлагерях. А оставшиеся на свободе были лишены права выступать в судах.
Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, наряду с ними — присяжную и частную адвокатуру. Этим же Декретом были созданы советские суды. В качестве защитников и обвинителей допускались все непорочные лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.
Первой попыткой воссоздать адвокатуру явилась Инструкция «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаний и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г., в соответствии с которой народным комиссариатом юстиции при революционных трибуналах образовывались коллегии правозащитников, которые действовали наряду с общегражданскими обвинителями и защитниками. Коллегии правозащитников создавались путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию, но нужна была рекомендация Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Согласно Инструкции от 19 декабря 1917 г., обвиняемый мог воспользоваться также защитником из числа лиц, присутствующих в зале суда.
Поскольку члены коллегии правозащитников выступали лишь по наиболее сложным уголовным делам, подсудным трибуналам, то се вряд ли можно было считать адвокатурой. Всю иную юридическую помощь гражданам оказывали бывшие присяжные поверенные, присяжные юрисконсульты и другие лица, нелегально занимавшиеся адвокатской практикой.
Шло время. Дела разбирались путано. И пролетарскому государству потребовалась новая форма организации защиты. Это было осуществлено Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г., который гласил, что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозаступников, т.е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату.
В основу Декрета были положены поправки В.И. Ленина, касающиеся трех основных вопросов организации защиты:
1) при каком органе должны состоять защитники;
2) какой должна быть организация защиты и
-
кем комплектуются органы советской защиты.
В Декрете указывалось, что правозаступничество является общественной функцией.
На основании Декрета о суде № 2 Советы депутатов трудящихся издавали «Положение о коллегий правозаступников». Плата за осуществление защиты определялась свободным соглашением с клиентом.
Организация коллегий правозаступников на местах шла с большим трудом, так как представители уничтоженной адвокатуры всячески саботировали создание новых коллегий.
Адвокатура оказалась разрушенной, а «адвокаты — народные представители» не были готовы осуществлять в суде функции защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал, а защитники и представители попали в зависимость от местных властей.
Эта зависимость стала еще большей после принятия Декрета ВЦИК от 30 ноября 1918 г., утвердившего Положение «О народном суде РСФСР». Этим положением безоговорочно признавалось сохранение коллегий правозаступников, которые стали именоваться «коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе».
Члены коллегии избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход Республики по смете Народного комиссариата юстиции (ст. 42).
Положение четко устанавливало, кто, кроме членов коллегий защитников, может быть защитником и представителем сторон в суде. Согласно ст. 47 Положения ими могли быть: близкие родные тяжущихся, как-то: родители, дети, супруги, братья и сестры, юрисконсульты советских учреждений по уполномочию их руководящих органов.
Обязательным участие защитника в уголовном процессе было тогда, когда дело по обвинению его рассматривал народный суд с участием шести народных заседателей, т.е. по делам об убийстве, разбое, изнасиловании, спекуляции, и в том случае, если по делу выступал обвинитель.
Контроль за деятельностью коллегий защитников возлагался на губернские отделы юстиции. Они должны были периодически проводить совещания членов коллегий, следственных комиссий и народных судей для единого направления их деятельности. Фактически же это означало полную зависимость адвокатуры от государственных органов в лице губернских отделов юстиции.
Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, так как по сути своей не подходила для тоталитарного государства. 11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-дневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов, и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации они объявлялись дезертирами и подлежали суду.
Но даже в таком виде власти были недовольны работой членов коллегии защитников и 21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.
Ст. 43 данного Положения устанавливала, что в качестве защитников судебными органами привлекались граждане, «способные исполнять эту обязанность». Районные, городские и уездные исполкомы составляли особые списки кандидатов. Если лица, привлеченные судом в качестве защитников, состояли на службе, то они освобождались на время участия в процессе от своей основной работы с сохранением зарплаты. Лица же, привлеченные в качестве защитников и не состоявшие на службе, получали минимальную заработную плату, установленную для данной категории лиц.
В том случае, если суд не имел в списке лиц, подлежащих привлечению для защиты в порядке трудовой повинности, то в качестве защитников могли быть привлечены консультанты отделов юстиции и представители общественных организаций, в которых состоял обвиняемый. В гражданском процессе в качестве представителей сторон могли выступать, как и прежде, ближайшие родственники тяжущихся: родители, дети, супруги, братья и сестры, а также по уполномочию руководящих органов представители советских учреждений.
Период 1917—1920 гг. ознаменовался тотальным уничтожением русской адвокатуры, всего того прогрессивного и полезного, что было заложено в судебных реформах 60-х годов прошлого столетия.
Гражданская война в России закончилась. В ходе заседаний 25-26 мая 1922 года Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре, определившее общие черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников. В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.
Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.
Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались президиумами. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд, а копия в прокуратуру.
7 июня 1923 г. Постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено в Положение о судоустройстве отдельной главой.
20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.
В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам - членам ВКП(б) запрещалась частная практика. Долго шел спор, можно ли адвокатам заниматься частной практикой. В проектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разрешалось, и частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях.
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Содержание
- Раздел 1. Общая характеристика адвокатуры и адвокатской деятельности
- Тема 1. Понятие, принципы и основы деятельности адвокатуры План
- 1. Понятие адвокатуры, статуса адвоката и адвокатской деятельности
- 2. Принципы деятельности адвокатуры
- 3. Задачи адвокатуры
- Конституционные основы деятельности адвокатуры
- 5. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.
- Тема 2. Возникновение и развитие российской адвокатуры План
- 1. Положение адвокатуры в дореформенной России
- 2. Судебная реформа середины XIX века и развитие российской адвокатуры
- 3. Создание и деятельность адвокатуры после 1917 года
- 4. Деятельность адвокатов в 1939-1970 годах
- Правовое регулирование адвокатуры России в 1980-2001 годах
- Тема 3. Организационные формы деятельности адвокатуры План
- Характеристика закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
- Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
- Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации
- 4. Организационные формы адвокатской деятельности
- Общероссийские и международные общественные объединения адвокатов
- Раздел 2. Статус адвоката
- Тема 4. Статус адвоката, его права, обязанности и полномочия План
- Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката
- 2. Права, обязанности и полномочия адвоката
- 3. Ответственность и страхование риска ответственности адвоката
- Адвокатская неприкосновенность и адвокатская тайна
- 5. Адвокатская этика
- 6. Имидж и психология в деятельности адвоката
- 7. Ораторское искусство адвоката
- 8. Оплата труда адвоката
- Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом оон по предупреждению преступлений в августе 1990 г. В Нью-Йорке) (извлечение)
- Доступ к адвокатам и юридической помощи
- Специальные гарантии в уголовной юстиции
- Квалификация и подготовка
- Обязанности и ответственность
- Гарантии деятельности адвокатов
- Свобода высказываний и ассоциаций
- Профессиональные ассоциации адвокатов
- Дисциплинарное производство
- Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции
- Выдача адвокату удостоверения
- Приложение 4
- Решение
- Совета адвокатской палаты рт от 17 февраля 2005 года
- « О порядке уведомлений о формах адвокатских образований»
- Форма уведомления для адвокатского кабинета
- Уведомление
- Примерное положение о помощнике адвоката (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Примерное положение "о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки" (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Адвокатский запрос
- Ответ муп «Единый расчетный центр города Казани»
- Жалоба адвоката
- Ответ на жалобу адвоката