logo
учебное пособие адвокатура

4. Деятельность адвокатов в 1939-1970 годах

16 августа 1939 года постановлением СПК СССР было учреждено новое «Положение об адвокатуре СССР», в соответствии с которым для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных респуб­ликах, не имеющих областного деления, образовывались об­ластные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.

Положение об адвокатуре в СССР 1939 года разрешало практически все вопросы организации и деятельности адвокатуры на том этапе. Ст. 14 Положения закрепляла важнейший демократический принцип, заключающийся в том, что все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешались общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов. Однако организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юс­тиции СССР через народные комиссариаты юстиции союз­ных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудя­щихся.

Юридическая помощь населению оказывалась путем:

а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т. п.);

б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предпри­ятий;

в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве за­щитников обвиняемых, представителей интересов ответ­чиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Коллегиям были предоставлены права юридических лиц.

В соответствии с Положением членами коллегии адво­катов могли стать лица:

а) имеющие высшее юридическое образование;

б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;

в) не имеющие юридического образования, но проработав­шие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, сле­дователей и юрисконсультов.

Кроме этого, заниматься адвокатской деятельностью мог­ли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они до­пускались к адвокатской деятельности с разрешения Народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, опреде­ляемом инструкцией НКЮ СССР.

Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ранее су­димые, лишенные избирательных прав, находящиеся под след­ствием и судом.

Народному комиссару юстиции СССР и Народному комис­сару юстиции союзной республики принадлежало право отво­да принятых в коллегию адвокатов. Прием в адвокатуру находился под контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. издан приказ № 63 На­родного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адво­катуру СССР». Подобные приказы издавались неоднократно. Особенно следили за политической подготовленностью адвокатов.

Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью на­ходилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была ут­верждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказом № 70 от 8 мая 1941 г. был определен порядок наложения дисциплинарных партийных взысканий.

Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. действовало до 1962 г., т. е. более 20 лет су учетом существования в этот период значи­тельных изъятий из нормального судопроизводства.

Во-первых, это период репрессий. 1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР, установившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. новым Постановлением ЦИК СССР был определен особый порядок судопроизводства по делам о контр­революционном вредительстве и диверсиях. Этим постановле­нием адвокаты не допускались к участию в процессах.

Во-вторых, Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. наложила свой отпечаток на работу адвокатов. Так, в соответ­ствии с Положением от 22 июня 1941 года всем военным три­буналам было предоставлено право рассмотрения дел по исте­чении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Письму НКЮ СССР № 16-А от 25 де­кабря 1941 года должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела.

Одной из важных задач для коллегий адвокатов в период военного времени было оказание юридической помощи воен­нослужащим, членам их семей и инвалидам Великой Отече­ственной войны. Юридическая помощь этим лицам по опре­деленным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом № Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал пре­зидиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наи­более квалифицированных адвокатов.

После смерти И.В. Сталина и окончания периода репрес­сий, с наступлением хрущевской оттепели стала несколько ме­няться позиция законодателя по отношению к законам, диск­риминирующим права адвокатов как участников уголовного процесса. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отменены: Постановление Прези­диума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, которыми устанавливался исключительный порядок расследования и су­дебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных статьями 587, 588, 589 УК РСФСР.

Адвокатура стала изменяться, и был необходим новый за­кон об адвокатуре. Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено зако­ном РСФСР от 25 июля 1962 года. В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов оп­ределялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов создавались в целях осуще­ствления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР.

Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов.

Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами министров ав­тономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адво­катов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществля­лись Министерством юстиции РСФСР.

Размер платы, взимаемой за оказание юридической помо­щи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялись инструкцией Министерства юстиции РСФСР №155, ут­вержденной Советом министров РСФСР 14 февраля 1966 года. Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения с разрешения Совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного; Московского, Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.

Государство продолжало осуществлять контроль за посту­павшими в коллегии адвокатов. О каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Мос­ковского, Ленинградского городских Советов депутатов трудя­щихся. Совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов был вправе отчислить вновь принятого.

Государство контролировало адвокатуру по ключевым вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправляемыми организациями. Адвокатура вместе со всей страной продолжала совершенствоваться.

XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. В связи с этим важность роли адвокатов стала признаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное Постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.

Наряду с участием в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел адвокаты вели консультационную работу.

Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161).