4. Деятельность адвокатов в 1939-1970 годах
16 августа 1939 года постановлением СПК СССР было учреждено новое «Положение об адвокатуре СССР», в соответствии с которым для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.
Положение об адвокатуре в СССР 1939 года разрешало практически все вопросы организации и деятельности адвокатуры на том этапе. Ст. 14 Положения закрепляла важнейший демократический принцип, заключающийся в том, что все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешались общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов. Однако организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.
Юридическая помощь населению оказывалась путем:
а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т. п.);
б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.
Коллегиям были предоставлены права юридических лиц.
В соответствии с Положением членами коллегии адвокатов могли стать лица:
а) имеющие высшее юридическое образование;
б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;
в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.
Кроме этого, заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к адвокатской деятельности с разрешения Народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
Не могли стать членами коллегии адвокатов лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.
Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов. Прием в адвокатуру находился под контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. издан приказ № 63 Народного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». Подобные приказы издавались неоднократно. Особенно следили за политической подготовленностью адвокатов.
Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказом № 70 от 8 мая 1941 г. был определен порядок наложения дисциплинарных партийных взысканий.
Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. действовало до 1962 г., т. е. более 20 лет су учетом существования в этот период значительных изъятий из нормального судопроизводства.
Во-первых, это период репрессий. 1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР, установившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. новым Постановлением ЦИК СССР был определен особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допускались к участию в процессах.
Во-вторых, Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. наложила свой отпечаток на работу адвокатов. Так, в соответствии с Положением от 22 июня 1941 года всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Письму НКЮ СССР № 16-А от 25 декабря 1941 года должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела.
Одной из важных задач для коллегий адвокатов в период военного времени было оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Великой Отечественной войны. Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом № Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов.
После смерти И.В. Сталина и окончания периода репрессий, с наступлением хрущевской оттепели стала несколько меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов как участников уголовного процесса. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отменены: Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, которыми устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных статьями 587, 588, 589 УК РСФСР.
Адвокатура стала изменяться, и был необходим новый закон об адвокатуре. Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено законом РСФСР от 25 июля 1962 года. В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов создавались в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР.
Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегий адвокатов.
Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществлялись Министерством юстиции РСФСР.
Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялись инструкцией Министерства юстиции РСФСР №155, утвержденной Советом министров РСФСР 14 февраля 1966 года. Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения с разрешения Совета министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного; Московского, Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.
Государство продолжало осуществлять контроль за поступавшими в коллегии адвокатов. О каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Московского, Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Совет министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов был вправе отчислить вновь принятого.
Государство контролировало адвокатуру по ключевым вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправляемыми организациями. Адвокатура вместе со всей страной продолжала совершенствоваться.
XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. В связи с этим важность роли адвокатов стала признаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное Постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.
Наряду с участием в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел адвокаты вели консультационную работу.
Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161).
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Содержание
- Раздел 1. Общая характеристика адвокатуры и адвокатской деятельности
- Тема 1. Понятие, принципы и основы деятельности адвокатуры План
- 1. Понятие адвокатуры, статуса адвоката и адвокатской деятельности
- 2. Принципы деятельности адвокатуры
- 3. Задачи адвокатуры
- Конституционные основы деятельности адвокатуры
- 5. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.
- Тема 2. Возникновение и развитие российской адвокатуры План
- 1. Положение адвокатуры в дореформенной России
- 2. Судебная реформа середины XIX века и развитие российской адвокатуры
- 3. Создание и деятельность адвокатуры после 1917 года
- 4. Деятельность адвокатов в 1939-1970 годах
- Правовое регулирование адвокатуры России в 1980-2001 годах
- Тема 3. Организационные формы деятельности адвокатуры План
- Характеристика закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
- Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
- Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации
- 4. Организационные формы адвокатской деятельности
- Общероссийские и международные общественные объединения адвокатов
- Раздел 2. Статус адвоката
- Тема 4. Статус адвоката, его права, обязанности и полномочия План
- Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката
- 2. Права, обязанности и полномочия адвоката
- 3. Ответственность и страхование риска ответственности адвоката
- Адвокатская неприкосновенность и адвокатская тайна
- 5. Адвокатская этика
- 6. Имидж и психология в деятельности адвоката
- 7. Ораторское искусство адвоката
- 8. Оплата труда адвоката
- Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом оон по предупреждению преступлений в августе 1990 г. В Нью-Йорке) (извлечение)
- Доступ к адвокатам и юридической помощи
- Специальные гарантии в уголовной юстиции
- Квалификация и подготовка
- Обязанности и ответственность
- Гарантии деятельности адвокатов
- Свобода высказываний и ассоциаций
- Профессиональные ассоциации адвокатов
- Дисциплинарное производство
- Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции
- Выдача адвокату удостоверения
- Приложение 4
- Решение
- Совета адвокатской палаты рт от 17 февраля 2005 года
- « О порядке уведомлений о формах адвокатских образований»
- Форма уведомления для адвокатского кабинета
- Уведомление
- Примерное положение о помощнике адвоката (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Примерное положение "о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки" (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Адвокатский запрос
- Ответ муп «Единый расчетный центр города Казани»
- Жалоба адвоката
- Ответ на жалобу адвоката